В гостях у ремесленника

Я приехала в Италию к одному знакомому ремесленнику. Нашла нужную улицу. Иду потихоньку, считаю дома. Навстречу мне два молодых паренька. Улицы тут очень узкие, и мне пришлось встать к стенке дома, но они всё равно меня задели. Когда они прошли, я заметила у обочины по обе стороны улицы небольшие канавы, откуда доносился пренеприятный запах. Только я успела подумать, для чего бы эта канавка, как услышала за своей спиной всплеск воды. Я обернулась. Какая-то хозяйка выливала из окна помои на улицу. Ах, так вот для чего эти канавы вдоль дороги!
Пока я нашла нужный дом, я несколько раз оборачивалась. За всё это время раз, наверное, двадцать открывались окна и в канавку с брызгами и плеском выливалась вода со всякими шкурками и очистками. Но людские отходы не безвинно плавали в канавке: от них по всей улице плыл зловонный запах.
Я наконец-то подошла к дому ремесленника. Вхожу на порог, и меня встречает приветливое лицо улыбающегося парня.
 – Вы за обувью? – спрашивает он у меня. Я отвечаю, что не за обувью. Меня пригласил в гости хозяин. Парень радостно закивал головой и сказал, что это его отец. Он предложил проводить меня на второй этаж, и я согласилась.
Сын ремесленника пошёл с зажжённым факелом вверх по винтовой лестнице. Я стала подниматься за ним. На лестнице было узко и темно.
Мы вышли на просторную светлую площадку. Это была комната второго этажа. За столом сидел ремесленник, его жена и дети.
 – Здравствуйте, здравствуйте! А мы вас уже заждались! Проходите, пожалуйста, присаживайтесь вот сюда.
Знакомый посадил меня за стол. Пока его жена доставала еду и накрывала стол, ремесленник что-то мне рассказывал, но я всё пропустила мимо ушей. Я прислушивалась к звукам с первого этажа. Оттуда доносились глухие удары молотков и речь рабочих. А через открытое окно неслись с улицы крики людей.
Наконец жена ремесленника накрыла на стол. Передо мной поставили миску с борщом, положили деревянную ложку и кусочек хлеба. Глава семейства прочитал молитву, и все приступили к еде. Я не успела съесть и полтарелки, как у ремесленника и его сыновей миски уже опустели.
 – Почему вы так быстро едите? Ведь подавиться можно! – спросила я.
 – Если я буду медленно есть, то ничего не успею сделать, – ответил мне ремесленник.
Он подождал, пока я доем, и предложил мне посмотреть его мастерские. Мы пошли вниз по лестнице. Ремесленник шёл впереди и нёс в руке факел. Мы сошли на первый этаж, и знакомый открыл дверь мастерской. Я вошла первая и сразу оказалась в облаке пыли. Я чуть не задохнулась. Ремесленник отвёл меня в дальний угол, менее запылённый. Я долго кашляла и потом спросила:
 – Как вы можете в такой пыли работать? И в таком шуме?
 – Я уже привык, а людям надо зарабатывать деньги.
 – А сколько у вас рабочих? И много ли обуви они изготавливают за сутки?
 – У меня двадцать наёмных рабочих. Знаете, я для увеличения скорости изготовления применил такую хитрость: одна половина рабочих делает правые сапоги, другая – левые. Очень помогает. За сутки каждый рабочий успевает сделать три сапога. А в общем я имею тридцать пар за день. Кроме того, я работаю сам, и работают мои сыновья.
Я невольно засмеялась и спросила у знакомого:
 – Почему так мало?!
Он немного смутился и стал оправдываться:
 – У меня же небольшая мастерская. До владельца мануфактуры мне ещё далеко.
Мы вышли из мастерской. Я поблагодарила ремесленника за встречу.
 – Это вам спасибо за то, что пришли! Приходите обязательно ещё! Я познакомлю вас с моим соседом, который изготавливает глиняную посуду.
Я помахала рукой ремесленнику и зашагала по узкой улице.

                Осень 2006 г.


Рецензии