О безопасности дорожного движения

О безопасности дорожного движения. Для журнала «За рулем»

В России, в том числе и в нашей области, на дорогах каждый год гибнут и калечатся тысячи людей.

Ни улучшение дорог и машин, ни ужесточение ответственности за нарушение ПДД не дают ожидаемых результатов.

Наоборот, после строительства новых, хороших дорог, на них начинают гибнуть люди.
Приведу такой пример.
Капитально отремонтировали дорогу перед поселком Боброво Архангельской области.- около 10 км.
Дорога стала широкой, ровной, чистой, вместо бывших ранее сплошных ухабов. Езжу и радуюсь.
Но за один год на этом участке появилось два памятника погибшим людям. Лихачи прибавили скорость — и вот вам результат.
Следовательно, есть базовая причина большой аварийности на наших дорогах.
Как в известной песне: « Что они не делают — не идут дела. Видно, в понедельник нас мама родила «

Сравнивая положение с аварийностью на дорогах с другими видами транспорта — морским, речным, железнодорожным и авиацией, я пришел к выводу о том, что базовой причиной аварий на дорогах является та, которая воздействует на всех водителей без исключения, ничем себя внешне не проявляет и поэтому остается без изменений.
Это — как серый кардинал, который вершит всю политику, но на него никто не обращает внимания.

Такой базовой причиной являются ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

Предвижу, что дальше вы не захотите даже читать мои предложения, а тем более что-то менять.
Настолько они будут новыми  и обидными для Вас. Вы скажете — какой-то глупый пенсионер предлагает бог знает что, а мы, специалисты, как будто не знаем.

Но прошу вас: отбросьте на время свои амбиции. Ведь надо что-то решительное делать, а не губить без конца наших людей на дорогах.

Существующие Правила дорожного движения в самом начале, когда водитель впервые садится за руль, не настраивают его на безопасность движения. В них нет даже четкого понятия - « безопасная скорость движения» тогда как на всех других видах транспорта — это главная, базовая, статья.

Возьмем, для примера, Международные Правила Предупреждения Столкновения Судов - МППСС-72
Всего — 38 правил. Но все они направлены на то, чтобы не допустить столкновения судов.

В них нет ничего о знаках, о маяках, о створах, о глубинах, о кофейнях, о якорных стоянках и т. п.
Сопутствующая информация находится в других пособиях — лоциях, постановлениях, извещениях мореплавателям и т. д.,.
Аналогично построены правила для речников и летчиков.
Они не учат тому, как управлять судном, катером, лодкой, самолетом. Для этого есть книги , пособия, тренажеры, а в училищах специальные предметы программы..
Эти Правила требуют обеспечить безопасность движения, а именно  — не допустить столкновения.

А Правила дорожного движения переполнены всякой информацией и поэтому во время первой подготовки внимание ученика направлено не на обеспечение безопасности движения, а на« зубриловку»- чтобы сдать ЕГЭ и получить права водителя.

Вся система подготовки водителей направлена тоже на то, чтобы сдать экзамены. То есть не на безопасность вождения, а просто на получение свидетельства. Спросите откровенного инструктора по автовождению и он вам скажет тоже самое.

ПРЕДЛАГАЮ : коренным образом изменить Правила дорожного движения. Их необходимо разделить на три части:

1. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ - (. ПБДДТС )
Эти ПБДДТС должны быть направлены на единственную цель — не допустить ДТП — столкновений и наездов на людей и предметы. Это будет главным, базовым, документом по обеспечению безопасности движения транспортных средств на наших дорогах.

Эти Правила должны подробно изучаться с применением тренажеров и вождением на местности. По ним должны быть отдельные программы, пособия и приниматься экзамены.

2. Система информационных знаков и предписаний на основе государственного стандарта должна быть выделена в одно дополнительное Пособие, которое водитель должен иметь при себе.
Система должна изучаться во время учебы, но без сдачи экзамена.

 3.Технические требования безопасности к транспортному средству должны быть  выделены в  отдельный документ, который водитель должен иметь при себе.

С внедрением таких Правил каждый водитель, что называется, со школьной скамьи, будет знать, что главное для него — это обеспечить безопасность движения.

Разумеется, что с изменением Правил, придется менять и Программы подготовки водителей, создавать новые Пособия. Частично менять и требования Кодекса административных правонарушений. Но ведь цель — благородная. Уверен, что найдутся люди, которые поддержат мое предложение. Не бойтесь только его опубликовать Вначале, как обычно, будет полное отторжение, а потом постепенно эта идея пробьет себе дорогу..

Альберт Орсичев — водитель — любитель с 1972 года, капитан речного и морского флота.


Рецензии