Сумасшедший

Они слушали музыку и кашляли архивной пылью зала.
Правда, слышали не все, многие перешептывались, а кто-то говорил в голос.
В первых рядах сидела старуха с внучкой, разодетой в дорогой атлас и шелк.
- Сумасшедший!.. - сказала старуха не громко, но с таким выражением,
что музыкант на сцене услышал, однако, не обращая внимание на шум природы,
продолжил своё выступление.
- Не музыка, а извивающиеся драконы... - еще громче произнесла молодая дама
во втором ряду.
- Да, да... именно так! - любезным тоном сказал сидящий рядом молодой
человек с бледным лицом, и поцеловал руку дамы:
- Драконы, изрыгающие пламя! - и голос его заглох в белых перчатках хрупкой аристократки.
На сцене бушевал океан, упавший на шаткие деревянные подмостки.
Играл молодой Бетховен. Патетическая Соната как Персей парила на крылатых сандалиях
нимф, с зеркальным щитом правдивой Афины и угрожала серпом Гермеса Медузе Горгоне.
Горгона же шевелила сочной шевелюрой из сотни змей, которые шипели чрез напомаженные
уста благородных дам и господ.
Для чувственных душ он был как динозавр, опрокинувший шкаф с молью.
А в зале пахло зефирными кондитерскими розами, райским садом на торте, где ждали и
требовали от искусства бездну наслаждений.
Финал. Бетховен, встав от рояля, не поклонившись публике, ушёл со сцены.
Импресарио за кулисами стал уговаривать его выйти в люди. Так просят мальчика выйти
под ёлку и поклонится гостям.
- Не я к ним пришёл, но они к моей музыке, пусть ей и кланяются…
Неожиданно появилась дама из зала.
- Ваша музыка такая новаторская, дерзкая, даже наглая и страшная. Что вы хотели ей сказать?
- Чтоб вы все сдохли…
- Как так? Надо же любить мир!
- Ваш мир?! Ваш мир никого не любит. Вы любите только себя, роскошь своего
невежества и своих отпрысков, которым вы оставляете в наследство своё блестящее,
позолоченное…
Окончание фразы он сказал ей на ухо. Дама покраснела. Бетховен продолжил:
- И вы одеваете на настоящее искусство, пока оно ещё живо, мешок презрения, нищеты –
как на висельника, как на сияющее лицо Моисея, чтобы оно не осветило собою мир вашей
лжи, тёплого уютного гниения ваших никчёмных душ. Дама упала в обморок – то ли от
чувств поклонницы, желающей привлечь внимание кумира, то ли неизвестно от чего.
История и современность умалчивают…
……………………………………………………………………………………………

Она стояла в вестибюле филармонии. Завтра у неё концерт – она играет Бетховена.
Руки в чёрных перчатках. Она то разминала их, то страстно отстукивала пальцами на холодном
мраморе ритм Патетической Сонаты.
«О, Бетховен!» - думала она – «Как печально, что я не живу в твоё время… Я всё отдала бы,
чтобы мне родиться тогда». В зале прозвучали первые аккорды симфонии Шостаковича.
- Какая ужасная музыка! – сказала пианистка, не удержавшись. – Она как извивающиеся
драконы. Для чего нам такое искусство? И о чём оно говорит нам?
- Гражданка, дайте пройти! – вывел её из состояния транса голос сторожа. – Бюст Бетховена
отправляется на реставрацию.
И, достав большой тканный мешок, надел его на голову скульптуры композитора.


Рецензии
Все так. "Художник обязан быть современным" - сказал Рембо, да? Но не будет художников, не будет и современности, будет вечное болото. Рассказ полон смыслов. Хороший рассказ. / Технику исполнения не обсуждаем /:)

Анна Казминова   20.08.2013 16:46     Заявить о нарушении
Это реальная история.
Мои знакомые исполняли произведение современных композиторов
на концерте, где присутствовала подобная, как в рассказе, публика.
Из первых рядов раздался голос возмущённых обывателей, разодетых
а-ля торт-классик дольче мазь-арт.
Ну не знали они, что музыка это философия, а не только услаждение
и юбки их обезьян!
Не виноваты они, он сам пришёл...
Мне рассказали эту историю, и я её переместил в легендарные времена.
Так... просто... ведь всё в прошлом а-ля торт-классик дольче мазь-арт.

Максимилиан Агнэлий   25.09.2013 07:45   Заявить о нарушении
Бетховен очень реален, не знаю каким он был, но хочется верить, что таким и был. Прошлое время делает все натуральным, живым. А как бы было о нашем времени, даже трудно представить. Непонятно каким бы был этот конфликт, но совсем другим, это точно...
Страсть, идеализм - это не про "наше время"

Философия и обыватель точно не совместимы. Но музыканты, играющие такую музыку, чаще играют для "своей" публики (так мне кажется) и защищены чувством дистанции, наверно, с юных лет, между собой и плебсом.

Анна Казминова   26.09.2013 21:41   Заявить о нарушении
для своей? да музыка Стравинского, Шёнберга, Шнитке и т.д. звучит не под замком.
да и в концертные залы нет фейсконтроля.
нынче же фастфуд в культуре в моде,
и это не заговор, а потребность.



Максимилиан Агнэлий   15.10.2013 11:29   Заявить о нарушении
Ну, не в этом смысле! Залы-то не закрыты, но это место само собирает неслучайных людей. Это узкий круг профессионалов, критиков, элиты и пр. Конечно, и среди них можно встретить неприятие чего-то суперноваторского, но это банальная вещь - художник живет в завтрашнем дне. Но вот что-то я слабо представляю какой-нибудь общегородской концерт, по случаю, к примеру, дня города, где бы играли Шенберга.
Скорей всего будет что-то более популярное. Тут дело не в моде. Философы - всегда меньшинство. Это закон природы.

Анна Казминова   20.10.2013 15:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.