Приморье-2012 навстречу восходящему солнцу

Эта поездка из Уфы в Приморский край осенью 2012 года до последнего момента была под вопросом, а летом вообще не планировалась.
Последние два года я не покидал Башкирию, а в Приморье мечтал съездить еще лет 10 назад, но дальность перелета и дороговизна билетов останавливала.
И вот как говорится «звезды сошлись»: деньги, время, желание, силы – все было за это.

Мой друг детства, Андрей, когда-то учился со мной в одном классе и нашел меня в Одноклассниках.ру – классический сюжет. Как правило, такие схождения в виртуальной сети заканчиваются стандартными фразами «Привет! Как дела? Где живешь? Где работаешь? И тебе не хворать». После этого в 99 случаях из 100 убеждаешься, что судьба не случайно развела нас и сожалеть не о чем – общение зависает и переходит в режим вечного ожидания с заставкой из аватара.
Но случай был именно одним из ста. В далеком 1992-м после его отъезда настоящих друзей у меня не осталось. Нам было по 13 лет и до окончания школы, обретения полноценной студенческой компании оставалось четыре долгих и сложных года. Последняя переписка с ним датирована 1994-м годом.
А далее следовал провал в 16 лет и только в 2010-м незадолго до того, как я удалил старую страницу в «одноклассниках», он успел найти меня. Два года я шел к поездке и взвешивал.
Желания добавляло то, что в городе Уссурийске, где он живет, у меня имеются родственники – тетя Наташа и брат Степан. А после описания приморских краев в «Лесной газете» и «Дерсу Узала» вообще влюбляешься в этот регион заочно!
Взяв отпуск и купив билеты, договорился о встрече…

Если я скажу о том, что тяжело переношу перелеты, я не скажу ничего: взлет, посадка, зоны турбулентности, ощущение того, что от тебя ничего не зависит и страх не долететь – все это бьет по нервам так, что я обычно предпочитаю двое суток ехать в поезде, чем пару часов в самолете.
Но если ехать от Уфы до Уссурийска поездом, то потратишь почти 6 суток. Если самолетом до Владивостока через Москву, то в среднем тратишь 10 часов чистого времени. С учетом разницы в часовых поясах, выходит, что в Приморский край долетаешь за сутки, обратно – в течение дня.
Если брать билеты одной компании, то за счет скидки экономишь несколько тысяч кровных. Мне же обошлось в сумму около 26,4 «рублей».
Поэтому пришлось запастись цитрамоном и настроиться на перелет.

Итак, в путь. В Москву в одном самолете со мной летело аж три знакомых мне человека: коллега по работе, сотрудница продавшей мне билеты фирмы и небезызвестный Этуш. Вот так –мир удивительно тесен.
Долетели часа за 1,5 без приключений. Еще одно удобство транзитного трансфера одной компанией – сдаешь багаж в Уфе, а получаешь во Владивостоке, проходишь регистрацию только один раз и сразу на два рейса. Поэтому по Шереметьево слоняться не пришлось – сразу же отправился в зону контроля, а затем – в зал ожидания.
Прождав несколько часов, прошел в салон Аэробуса, унесшего меня навстречу восходящему солнцу, детским воспоминаниям и далекому приморскому краю России!
Не знаю как в салонах других организаций, летающих «на дальняк», но в аэрофлотовском для облегчения полета было предложено не только чтиво из газет и рекламных журналов, но планшет с набором видео и аудио файлов, в том числе информация о полете: на какой высоте летим, сколько километров и времени пролетели и сколько осталось.
Рядом со мной сидел мальчик, который занимается в футбольном интернате «Чертаново» и является племянником Виктора Файзуллина – в общем, скучать не пришлось. Хотя лететь пришлось около 8,5 часов. Последний час был самым сложным: усталость и давление на голову при посадке давали о себе знать. Если б не цитрамон, пребывание в самолете превратилось бы в китайскую пытку.

Приземлились в Кневичах, в терминале А. Этот терминал был введен недавно, к Саммиту АТЭС-2012 и не все местные жители знали о его существовании, в том числе и мой друг, который гнал машину на старый аэропорт, где находится терминал В и попал на новую развязку только благодаря тому, что проморгал поворот на город Артем! Это было бы весьма забавно, если бы мы стояли в разных терминалах и пытались бы найти друг друга. Ты где? Я тут, у выхода стою. Ну и я тут стою. Вот рядом со мной красная машина. Какая красная – она зеленая!
К счастью, цирка удалось избежать: встретились, поздоровкались, за 20 лет совсем не изменились: два орла в возрасте Христа и полном расцвете сил!
Садимся в его «Ниссан Тииду» и едем в Уссурийск. Сижу я как пассажир не справа, как обычно, а слева, ибо железный конь – «настоящий японец». Все, что движется по пути (легковые автомобили, автобусы, спецтехника) – все из страны восходящего солнца. Только рулевые – русские, китайцы и корейцы. Дорога от Кневичей до Уссурийска занимает не более ста километров и половина этого пути находится в состоянии вечного ремонта: после окончания «цивилизации» худой асфальт сменяется гравием и наоборот. Вдоль дорог – небольшие населенные пункты, деревья и сопки, сопки, сопки. По высоте они на первый взгляд сравнимы с Уральскими горами, но имеют более пологие хребты и по составу напоминают холмы.

Въезжаем в Уссурийск. Нас встречает автосалон и одиноко стоящий «Рено Дастер», который по словам друга «никто брать не хочет». Ничего себе! У нас на этот автомобиль очереди доходят до года, а тут никто брать не хочет. С другой стороны, смысла нет. Если можно за небольшую плату пригнать подержанный и качественный японский автомобиль, покупать российский или сделанный в России, непредсказуемый по поведению, мало кто отваживается. За все время пребывания (восемь дней), я встретил по одному разу: волгу, жигули копейку, рено логан, ниву и все! Остальные в основном – нисаны, тойоты, мазды, хонды.
Что такое 14-я и 15-я лады, приоры и калины, гранты – там даже и не представляют. Китайские черри и корейские дэу и киа, как ни странно, тоже неизвестны. Про хендаи, фиаты, форды и шевроле не говорю. ВВП, решившего навязать тягу в российскому автопрому, за это тут не любят.
Думаю, что нужно брать качеством, а не повышением пошлин.

Добрались до дому. Я не спал всю ночь. Прилетел около 8 утра. По нашему это 3 часа ночи. Пока доехал, в Уссуйриске утро приближалось к полудню, а в Уфе оно только начиналось. Силы покинули меня.
Очнувшись под вечер, дождался хозяев: друга Андрея и его жену Таню, как я ее потом называл, саму красивую девушку Уссурийска… Они угостили меня блюдами из красной рыбы и коньяком. Обычно я коньяк не пью и вообще не предпочитаю этот напиток, но компания того стоила и «арака» показалась весьма недурной.

О рыбке следует сказать особо – это настоящая жемчужина данного края. Я был на побережьях Черного, Азовского, Красного и Средиземного морей, но такого разнообразия рыбы и морепродуктов не встречал: кета, нерка, мидия, скоблянка, гребешки, осьминог, кальмар, креветки, крабы, икра лосося и других рыб, морская капуста – все в различных вариациях. Это далеко не полный перечень всего, что имеется. Есть отдельные рыбные магазины.
Если у нас, в Башкирии, рыба занимает скромный закуток на базаре, значительно уступая мясу, то в Уссурийске, гораздо проще найти рыбу, чем мясо.
На вкус она бесподобна и весьма сытна, не имеет навязчивого запаха.
На контрасте вспомнились рыбные дни (по четвергам) в нашей столовой: запах такой, что топор вешай, деревянный вкус речной рыбы, обилие костей в ней, немногочисленность народа и плакаты, агитирующие в пользу рыбных дней.
Думается, если бы нас кормили красной приморской рыбой, то никто бы не стал объявлять бойкот «дню ихтиандра» и перебиваться в обед пирожками из буфета.
Даже консервированная приморская рыба, в отличие от «уфимской», поглощается весьма легко и очень сытна.

Говор местных отличает вставка слова «ага» в конце предложения, причем произносится это слово не так гортанно, как у нас – буква «г» звучит именно так, как скажем в слове «горшок». Интонация произношения напоминает ту, которую я  встречал на Украине. Только разумеется на чистом русском без «хыканий» и «шоканий». Коронное «аГа» - это и «ладно», и «посмотрим», и «спасибо». Оно как бы само по себе и связано со всем предложением, а не с отдельными словами, как у нас. Поэтому если вы в Москве, Питере или где-то еще услышите что-то типа «ага, давай», то знайте – этот человек скорее всего родом из Приморья или прожил там много времени…

Первый вечер с другом и его женой был по большей части конечно же посвящен школьным воспоминаниям. Машина времени незримо унесла нас в конец 80-х – начало 90-х: принятие в пионеры, развал союза, начало большой смуты… Учитывая то, что Татьяна наша ровесница, понимание было полным…

На следующий день был запланирован шопинг. В качестве объекта – конечно же «Китайский рынок». Кстати, вопреки расхожему мнению о том, что на Дальнем востоке китайцев больше, чем русских, скажу, что людей монголоидной расы в Уссурийске попадалось никак не больше, чем скажем башкир и татар в Уфе. Большинство – русские люди. Время от времени – нерусские. Но не каждый, у кого глаза раскосые – китаец. Самая большая диаспора в городе – корейцы, причем этнические. И они очень хорошо и чисто говорят по-русски.
На «Китайском рынке» попадалось примерно треть русских, треть китайцев и треть корейцев. Китайцы говорят на русском также, как вьетнамцы у нас, с большим трудом. Этим в основном я и отличал одних от других. Сначала не понимал этого. Смотрю на девушку-продавщицу, думаю как бы мне подобрать слова по проще, а она на великолепном великом и могучем говорит: «Проходите, я не кусаюсь»…
В основном торгуют там на улице, но есть и павильоны «Золотой дракон». «Синий павильон», «Зеленый павильон», «Синий павильон».
Цены не такие уж безоблачные и приходилось торговаться. Иначе цена мало чем отличалась бы от той, что у нас в уфимском «Меркурии».
Гуляние по необъятному и витиеватому рынку отняло много сил и это было все, но что я сподобился во второй день…

На третий день было решено посетить Краеведческий музей, погулять по старому городу и навестить родственников.
Краеведческий музей расположен в здании бывшей Никольск-уссурийской церковно-приходской школы (была построена в 1896 году).
Билет стоит 100 рублей и 50 сверху – за съемку по желанию.
Из посещения музея я выяснил, что в здешних краях в средние века существовали два государства: Бохай (698 – 726) и Чжурчжени (1115 – 1234). Потомками чжурчженей являются манчжуры (проживают в Китае) и удэгейцы (коренное население Приморского края), родственниками – эвенки (тунгусы).
В отдельном зале представлены чучела животных, населяющих данный регион: гималайских медведей, кабанов, волков, пятнистых оленей, рысей, уток, сов и прочих птиц.
Есть также домашняя утварь и мотоцикл «Харлей девидсон» с коляской 1942 года.
Что еще запомнилось? Перепутали бюсты Кирова и Ворошилова, расставив неправильно таблички с фамилиями и инициалами. Пришлось подсказать.
Возле краеведческого музея находится храм Покрова Божьей матери. Красивое солнечного цвета здание. Зашел я с мыслью купить икону какого-нибудь местно чтимого святого, но мне сказали, что таковых в крае нет. По крайней мере иконы на продажу. Пришлось ограничиться свечками за здравие и за упокой…
По пути к родственникам на улицу Ленинградская много фотографировал старый город, заходил в магазины и успел побывать в парке, где находится Каменная черепаха эпохи империи Цинь 13-го века. Считаю это творение одним из символов города. У нас, в Башкирии, из хорошо сохранившихся памятников, мало что может похвастаться таким возрастом. Капова пещера, мавзолей Тура-хана, городища…
Родственников нашел быстро и было очень приятно было увидеть их спустя пять лет (они приезжали в 2007-м в Уфу)…
Обратно домой меня прихватил Андрей и поделился планами на пятницу и выходные (тогда еще был четверг).
В пятницу, 2-го ноября, по плану было посещение китайской закусочной. В выходные 3-5 ноября – поездка на побережье Японского моря близ Находки.
Вообще говоря, везде, где я был, встречали меня весьма гостеприимно, много расспрашивали о Башкирии, говорили о минусах своего края. Сложилось впечатление, что у «аборигенов» незаслуженно низкая самооценка своего региона.

Да, минусы есть. Это и отдаленность от столиц, и дороговизна товаров и услуг, и слабоватая инфраструктура и может много чего еще, что я упустил.
Но есть и плюсы. Отличная природа, близость моря, доступность недорогих вещей (тряпок) и автомобилей. Не могу сказать как там с работой – не искал.
Резюмируя два последних абзаца, скажу: переселяться туда я бы не стал(не вижу стимулов – у нас по крайней мере не хуже), но съездить как минимум еще раз уже с семьей не отказался бы. Как место для отдыха Приморский край оправдывает затраченных денег. Если конечно есть у кого остановиться…

В пятницу вечером с семьей друга (с ним, с его женой Таней и сыном Игорем) мы приехали в китайскую закусочную. Андрей научил меня кушать с помощью палочек. Блюда были вкусными. Не припомню, как они назывались. Присутствовала свинина, кальмар, острый жгучий перец и прочее. Запивали чаем.
Кому-то за соседними столиками было так хорошо от еды и водки, что они стали заказывать восточную музыку и отплясывать зажигательные танцы.
Короткие юбки  в сочетании с высокими сапогами немного отвлекали от трапезы…

На следующий день, в субботу 3 ноября, мы отправились в сторону Находки. Встреча была с местным "гидом" была назначена на 18.00 у въезда.
В 16.00 мы были практически у цели и решили занять время, заехав в Ливадию, курортный поселок, расположенный недалеко от вышеуказанного портового города.
День был ясный, светило солнце, но дул сильный ветер. Однако это не помешало оценить пляж на пять с плюсом. Бело-желтый песок, прозрачное море, кругом живописные сопки, а через дорогу – пресное озеро. Фотографировались, собирали ракушки.
Оставалось время сгонять в район бухты Анна. По пути нормальная дорога закончилась и началась грунтовка, а вслед за ней – перевалы через сопки. Мы очень надеялись на то, что бухта стоит мучений машины.
Доехав до бухты, немного поискали подходящую смотровую площадку для фотографирования. Сначала едва не остановились у кладбища. Затем уперлись в какой-то тупик. И наконец, увидели стелу на одной из вершин.
По пути на вершину нам попались апатичные коровы и несколько местных жителей, которые смотрели на нас как туземцы на первопроходцев.
Вдоволь поснимав пейзажи, отправились в Находку.

Там мы встретились на территории Купеческого рынка с Дмитрием, сокурсником Андрея. Быстро сообразили на счет провизии и всего остального и купили все, что нужно.
Заехав за семьей Дмитрия (женой Вероникой и сыном Егором), двинулись на базу отдыха под названием «Лазурный берег» на двух машинах.
Правда тогда мы еще не знали, куда и сколько предстоит ехать, и эта дорога стоит особого упоминания.

Было темно и после Врангеля «цивилизованная» дорога «ушла» из-под колес. Но на этом приключения не закончились. Начались сумасшедшие перевалы.
Сначала, как правило, приходилось ехать круто вверх, а затем – резко вниз. При этом, низа как правило было не видно и машина ныряла в полную неизвестность. Дорога извивалась, как могла: вверх – вниз – резко вправо – резко влево. Машина то буксовала, то подскакивала.
Сначала мы радостно реагировали на огоньки вдоль дороги и надеялись на конец пути, но каждый раз оказывалось, что надо ехать дальше.
Потом в качестве ориентира были выбраны указатели базы отдыха «Dream bay». Каждый километр давался как пядь земли под Сталинградом.
Сначала мы хватались за сердце, затем просто вздыхали, а когда оказалось, что наш ориентир вовсе – не «Dream bay» и надо ехать еще неопределенное время дальше, все в машине разразились истерическим смехом.
К счастью, «Лазурный берег» находился от «Бухты мечты» по соседству.

Доехав, успели только поужинать, познакомиться поближе и принять баню.
А утром перед нами открылся сказочной красоты вид. Прямо перед домиками раскрывалось море, а по бокам – сопки. У самого подножья сопок – огромные валуны камней.
Дмитрий сказал, что мы как бы находимся в Японии. Он там был. Там по его словам природа такая же.
После плова в исполнении Андрея, мы отправились на хребет одной из сопок для того, чтобы запечатлеть красоту с высоты, а заодно и посмотреть соседнюю бухту.
По пути нам попался армейский ДЗОТ.
Для нас подъем на крутую высоту был затруднителен: мы хватались на ветки кустов и деревьев, шли обутые в спецобувь и пыхтели. Дмитрий же шел в кроссовках и лузгал семечки. Для него это восхождение было легкой прогулкой. У него большой опыт восхождения по горным массивам. Для меня же это было впервые.
На глыбы, находящиеся практически на вершине сопки, я встать не решился. Дмитрий скакал по ним как снежный барс.
Фотографии все же вышли бесподобными. Можно представить себе, каково здесь не в ноябре, а скажем в июле-августе.
Вечер венчали шашлыки. Прекрасный вечер на берегу моря…

Утром предстояло отправляться в обратный путь. Погода портилось, небо хмурилось. А нам еще скакать по перевалам. Не дай Бог пойдет дождь. Синоптики обещали. Отъезд напоминал бегство.
Но к счастью дорога была сухой. И даже на сухой дороге на одном из перевалов машина Андрея стала сильно пробуксовывать и мы едва взобрались.
На въезде в Находку мы с Димой тепло распрощались, пообещав списаться в социальных сетях.
Далее путь предстоял во Владивосток.
Там мы увидели три весьма эффектных моста: через бухту Золотой рог, на остров Русский и низководный мост. Также видели воочию кампусы ДЭФУ в самом острове Русский.
Во Владивостоке запомнилось то, что движение там было вялотекущим, машины вс разных сторон вклиниваются в поток,на развязках - минимум информации. На тот же остров Русский попали не сразу и пришлось поплутать.
Зато выехав с острова, неожиданно очутились на дороге, вывозившей нас из города. При этом на протяжении километров десяти не было никакой возможности развернуться. Хотелось погулять по набережной, но оказавшись у поворота на микрорайон Снеговая падь, желание ехать на набережную в центре города отпало. К тому же накопилась усталость.
Решили вернуться в Уссурийск.

Следующий день, 6 ноября, был последним перед отъездом. Оставалось только докупить шмотья, попрощаться с родственниками и Андреем (он дежурил) и ждать утра.
Утром заехал друг Андрея и отвез меня в аэропорт.

Дорога в Уфу казалась уже проще.
В Шереметьево во время ожидания смог воочию лицезреть певицу Валерию и ее вечного спутника в лице мужа–продюсера. Никакого желания подбежать с бумажкой для автографа не испытал, но за их позицию в защиту церкви против кощунства я их уважаю.

По приезду в Уфу, сначала сомневался, брать ли такси, но усталость взяла свое. Хотя торговаться пришлось жестко, но на своем настоял: сотку скинул.
Ближе к дому, проезжая мимо Бульвара славы, стало окончательно ясно – на общественном транспорте был бы просто мазохизм.

И вот я дома, с массой впечатлений, с подарками от Андрея, китайскими «тряпками», корейским печеньем, японской косметикой, приморской рыбой и забитым файлами фотоаппаратом.
Жизнь удалась!

П.С. Хочу выразить неземную благодарность за приятное общение, теплый прием и гостеприимство Андрею и Татьяне Рамазановым, другу Андрея Анатолию,Наталье и Степану Билим, Дмитрию Демьянову и всем другим, с кем пришлось пересечься во время этой поездки. Надеюсь, мы еще увидимся!


Рецензии