Зарисовки. Сталкер, я про фильм

Зарисовки. Сталкер, я про фильм


Написавшего сценарий, Бориса Стругацкого уже нет. Светлая память ему.
Завершил писать первый вариант  зарисовок  о фильме буквально за несколько дней до его ухода. Продолжаю размышлять.
Было начато не сегодня, иногда переделываю это, потому что я меняюсь.

Не из фильма цитаты, но они почему-то вспоминаются, если думаю об этом:

       Часы – это брат, часы. Они бьют.
       Толкайте, да откроется, ищите и найдется, просите и получите.
       Ищай обрящет, толцытесь, да отверзнется, просящему да воздастся.
       Удар судьбы в лоб означает, что не возымели действия её пинки в зад.

=======
Итак :
       Тебя же предупреждали.
       Что хотел-то сам?
====

Википедия сегодня так пишет:
«Сталкер» - фантастический фильм, снятый на киностудии «Мосфильм» в СССР в 1979 году по мотивам романа «Пикник на обочине» Аркадия и Бориса Стругацких.  …. Производство фильма сопровождалось множеством проблем и заняло около трёх лет. Картину переснимали трижды, с тремя разными операторами и художниками-постановщиками.

=======
Не о фильме

Обычно такие проблемы воспринимаются как знак - нужно прекратить. Он и прекращал то, что не получалось по нему, пока не сделал то, что хотел. И причем здесь фантастика?

Фильм этот у каждого он свой.
У каждого свое восприятие.
Сделай себе свое об этом так, как только ты сможешь и только ты себе.

Фильм сделан. Не получалось создателям сразу его сделать. Фильм несколько раз переснимали. И пленка подводила, и много другое было непонятное.
А фильм живет.
Когда фильм пошел в широком прокате, читал и слышал всякие разные отзывы о фильме.
Живет то, что сказалось.
Пишу свое.
Есть у меня знакомый, который говорил, что его воспитывали мама, папа и Джон Леннон.
Музыку Джона Леннона слушаю и сейчас.
Меня сначала воспитывали мама и папа. Потом жизнь воспитывала или заставляла. Было и другое - сам что-то увидев, или услышав не завтра же конечно, но менялся.
А этот фильм помогал понять новое.
Принял этот фильм так, как сам увидел.
Много в нем того, о чем вспомнишь не раз.

Можно не раз возвращаться туда, где можно найти.

Не пересказываю.
Вопросы задаю сам себе. Не говорю ответов, хотя в чем-то нашел ответ. В фильме же не говорят, вот и я не буду.
И еще, фишка в том в том, что новые вопросы появляются, совсем не про фильм, а может быть, потому что узнал, свои вопросы, новые появляются.
 
Про вопрос почему нужно к цели мучительно ходить запутанным путем не спрашиваю.
Замечу, что это не фантастический фильм. В нем чудес никаких нет, нет и фантастики.

Разве что телефон работающий был - символ связи непрерывной.
Разве что огонь на углях был, которого путешественники не зажигали.
Кто то связь оставил и кто-то огонь оставил. И угли для огня пришедшему оставлены. И странно, собака живая нашлась в мертвой зоне и попросилась.

Это жизнь. Но это не фантастика и не чудеса. Найдете чудеса - коробку конфет подарю.

Это фильм даже не по мотивам.
Это абсолютно другое произведение, сценарий которого специально, еще раз говорю, специально написали другое произведение и несколько раз переписывали Стругацкие для фильма, их, видимо, допек уже Тарковский.
Каждый раз снимались абсолютно разные фильмы. В разных местах каждый фильм. По разным сценариям. С разными операторами и постановщиками.
Вот ты сможешь?
Один раз,  еще раз людей и себя...  снова  все... нужно делать. Дошел до нас один, последний, вариант - "final cut".

======= Некоторые цитаты из фильма  ======

Они пошли, трое, каждый за своим.
Сталкер за своим пошел.
 
"СТАЛКЕР. Господи, тюрьма! Да мне везде тюрьма. Пусти!> "
"СТАЛКЕР. Ну вот... мы и дома.> "
"СТАЛКЕР. Старайтесь след в след. >"
"СТАЛКЕР. Да, но рука должна быть о-очень длинной. У нас такой нет.>"
"СТАЛКЕР (очень мягко). Ничего. Идите. (Писатель идет.) И дай Бог, чтобы вам повезло. "
"СТАЛКЕР. Послушайте! Если в-вы вдруг что-то заметите или даже только почувствуете, что-то особое, немедленно возвращайтесь. Иначе...> "
(Вам любой подводный ныряльщик професиональный скажет - перед погружением- оцени обстановку душой и если что то не то, то не суйся.)
"СТАЛКЕР. Пусть исполнится то, что задумано. Пусть они поверят. И пусть посмеются над своими страстями; ведь то, что они называют страстью, на самом деле не душевная энергия, а лишь трение между душой и внешним миром. А главное, пусть поверят в себя и станут беспомощными, как дети, потому что слабость велика, а сила ничтожна... >"
"СТАЛКЕР (шепчет). ...шли в селение отстоящее стадий на шестьдесят... (неразборчиво) называемое... (неразборчиво) и разговаривали между собой о всех сих событиях, и когда они разговаривали и рассуждали между собой... (неразборчиво) и Сам, приблизившись, пошел с ними, но глаза их были удержаны (Писатель просыпается, смотрит на Сталкера), так что они не узнали Его. Он же сказал, о чем это вы (вздыхает) все рассуждаете между собой и отчего вы печальны."
"<Ведь все, в конечном счете, имеет свой смысл... И смысл, и причину... >
СТАЛКЕР (Профессору). Тише! (Писателю жалобно-настойчивым голосом.) Если... если что-нибудь случится, я вас вытащу, а так... Ах... Я вас очень прошу! В кого... (Почти плачет.) Ну в кого вы там будете стрелять?
ЭХО. Стрелять... >"
"СТАЛКЕР. Боже мой! Вы что же, умирать сюда пришли? >"

===================================
 Это не команды сталкера, а просьбы
===================================

Сталкер - он в зоне может "жить", но там не живет. Ему нужно иногда туда самому, за свои интересом.

Что знал, и знаю - помочь просто так - это юродивостью воспринимается принимающими. Ответ знаю теперь.

"Гости" для сталкера лишь предлог для похода.
Он перед собой отвечает за них, самому себе. Он верит, что может помочь. Но он не ведет. Он сопровождает. У него весь путь - опасность. Идет и предупреждают об опасностях на пути. У него был, повесившийся брат. "Дикобразом" потом его люди назвали. Сталкера не очень-но, но слушают гости. Он все продумал, все подготовил к походу. Более того, он к новому походу приготовился - "тачанку" отправил ведь назад, для нового старта. Чем закончится поход сталкер не знает, но идет. И снова пойдет.
Сталкер послал далеко экзальтированную даму. Но этих двоих пустил, еще и оправдывался, избитый писателем потом и затуканный словами.
Сталкер никогда не шел впереди. Он мог провести и все. Нет ведь ни одного обещания его в фильме. 
С чего начинается затравка? С того, что пришли посетители в любой темный общепит любого места земли, где все друг друга знают молчаливо. Собрались гости. Пришел путеводитель как гной, и никого из "путешественников" это не смущает. Обоим все равно.
Но не первым шел. Это не его путь, не его дело. Гости сами захотели туда. Они могли пойти и без него. Никто не знает ответа как бы это случилось. Как мог, сталкер предупреждал их и тем оберегал.

Он пускал вперед на все писателя. Пускал не трусливо, но пускал вперед того, кто может идти сам, имеет цель и силы, главное, кого принимают.

Писатель за своим пошел, может даже и не знал четко зачем пошел.
"ГОЛОС (за кадром). Стойте! Не двигайтесь!>"
"ПИСАТЕЛЬ….. Да фактов вообще не бывает, а уж здесь и подавно. Здесь все кем-то выдумано. Все это чья-то идиотская выдумка. Неужели вы не чувствуете?.. А вам, конечно, до зарезу нужно знать, чья. Да почему? Что толку от ваших знаний? Чья совесть от них заболит?..... Какой из меня, к черту, писатель, если я ненавижу писать. Если для меня это мука, болезненное, постыдное занятие, что-то вроде выдавливания геморроя….. Ведь я думал переделать их, а переделали-то меня! По своему образу и подобию. Раньше будущее было только продолжением настоящего, а все перемены маячили где-то там, за горизонтами. А теперь будущее слилось с настоящим.>"
...
"ПИСАТЕЛЬ (снимает трубку). Да! Нет, это не клиника. (Кладет трубку.) > "

Да, они не сумасшедшие. Не знал писатель куда идет. Знал лишь, что нужно ему. Идет хоть куда-то. Не хочет он спиться. Он хочет найти свое. Он протрезвел. Он не сможет спиться и не сопьется. Думал он приведут его .... и тут все вопросы... откроюттся... Нужно ему было что-то делать... А ведь идет, ищет. И пошел.  Вперед шел, он - один, даже в опасность смерти шел в зоне. Надеясь.
Он же знал, что его без выбора отправляют первым идти. Но пошел первым.
Зона писателя не убивала, предупреждала. Писатель "получил" все испытания "похода" по полной.
Шел. Беззащитный. "Пестик" доставал зачем-то, который выкинул в воду. Мучался, боялся, но шел впереди.

А профессор шел за своим интересом целенаправленно. Нес с собой цель разрушительную.. Но... решил не делать непоправимое.
"<Впрочем, я теперь уже и не знаю. …разрушать Зону все-таки нельзя. Если это... Если это даже и чудо - это часть природы, а значит, надежда в каком-то смысле. Они спрятали эту мину... Старое здание, четвертый бункер. Видимо, должен существовать принцип... никогда не совершать необратимых действий. Я ведь понимаю, я ведь не маньяк (вздыхает), но пока эта язва здесь открыта для всякой сволочи... ни сна, ни покоя. Или, может быть, сокровенное не позволит? А? >"

Профессор  шел "убить" зону...Профессора  зона не наказала, не убила, пустила в себя -  вы вспомните момент, когда физик пил чай под гайкой. Зона убийцу себя приняла в себя, не навредила ему. Почему? Сталкер остановился тогда в истерике.

Сталкер, нужен был им для самих себя, что-ли? И они ему были нужны. Вспомните эпизод, когда он говорил сам с собой словами евангельскими. А все "сопровождаемые" проснулись тогда. Не с кем было ему разговаривать. Не с кем. Стал разговаривать с Другим. А они услышали и проснулись. Услышали "гости". Услышали. Глаза их вспомните, тот эпизод, когда они проснулись и услышали то, что сталкер бормотал тихонечко про себя и только для себя.

Пришли к комнате, где то, что исполнится.
Писатель сказал тогда свои слова.  Почему в такую жизнь попал он? Он ведь говорит. И фильм на многих  его словах построен. И еще, он очень непросто говорит со сталкером. Вы бы просто так стали кого-нибудь называть кожанным чулком? Писатель тот фильмы про индейцев никогда не смотрел - вы же понимаете это. Он сам надевает чужую жизнь на себя, потому и "проговорился" так.

"У меня это не отнимайте" - попросил сталкер.
"Ну в кого, в кого вы будете стрелять" - орал, как мог Сталкер Писателю.
Профессор  пришел разрушить зону, считая искренне что в ней могут осуществится недобрые просьбы. В то время, когда создавался фильм и сейчас считалось и считается что человек может вмешаться в природу, в Жизнь , имеет право, может
 Просьбырешает писатель-не может Он услышал просьбу. Он передумал, не стал делать непоправимое, решив, что сама зона сама не позволит. Много там чего говорили.
И писатель, и профессор отказались зайти в то, во что шли так сложно и мучительно.
Писатель и физик не вошли в то, где не знают последствия мыслей своих.
Хоть и не верили, но понимали - а вдруг...?

Для сталкера - место куда нужно водить тех, у кого надежды нет.
Для писателя - место где душу найдет.
Для политика ученого - место, которое уничтожить нужно.

Я сегодня переписывал эту зарисовку. Написал эти три последние строки. Меня как душем холодным обдало, когда перечитал последние три предложения.

Теперь вы догадайтесь что это за место.
И очень многие вопросы исчезнут.

Не зашли в исполнение желаний, куда шли и пришли, каждый по своим причинам.
Для чего сталкер? Что без него не так? Или бы было по другому?
Там были люди раньше. Была жизнь. Никого нет? Деньги, лекарства, шприцы, вода, рыбы в черной мути?     Мелькнули слова -  "Нет это не не больница..." ..Телефон остался. Использован был лишь что-бы спросить у самого-себя или тревожный сигнал, бессознательно, но останавливающий от дурацких действий.

"
Нет, Большой Змей, паршиво ты в людях разбираешься, если таких, как я, в Зону водишь. А потом... э... А откуда ты взял, что это чудо существует на самом деле? (Профессору.) Кто вам сказал, что здесь действительно желания исполняются? Вы видели хоть одного человека, который здесь был бы осчастливлен? А? Может, Дикобраз? Да и вообще, кто вам рассказал про Зону, про Дикобраза, про Комнату эту?
ПРОФЕССОР. Он.
ПИСАТЕЛЬ. Ой!
Споткнувшись, Писатель чуть не падает через порог в Комнату, но Сталкер его удерживает. >
ПРОФЕССОР. Тогда я вообще ничего не понимаю. Какой же смысл сюда ходить?
Писатель и Сталкер сидят на полу, прижавшись друг к другу.
"

Нет никакой такой зоны. Не нужно что-то искать, что вне. Все рядом. Зона - это жизнь, это мы сами, со своим отношением к себе и к меняющейся жизни. Это мы, меняющиеся, не ломающиеся, да гнущиеся, чтобы как развивающиеся снова свой путь найти и себя отстоять.

Может быть мы в себе сами и лирики, и физики, и сталкеры, и художники. И многие не пойдут ни в писателя, ни в физика, ни в сталкера, ни в художника, ни за какой калач.

И побыть друг с другом нужно всем вместе - писателю, сталкеру, ученому и художнику, иногда.

И все это было в одном человеке.

Мне показалось, что они все как будто стали другими. И писатель и физик, и сталкер и создатель фильма тоже.
Мне кажется, что и желания их исполнились.

Про "комнату" не знаю. Знаю, что там… связь осталась и огонь на углях оставлен для тех, кто ищет.
 
Догадываюсь лишь о том, кто был неявными прообразами ипостаси сталкера - художника - писателя - физика в конце семидесятых. Теперь никто и не тужится.

Но. Есть сейчас. Такие же. Сейчас и сегодня.

Сталкеры - писатели.
Сталкеры -физики.

И в цехе писателей,  и физиков и сталкеров.

Такие есть, появились, понявшие лирика, они в цехе физиков и в чем то ставшие сталкерами.
В самом начале восьмидесятых - они вряд-ли, из-за нехватки времени, смотрели фильм "Сталкер".
Физики -  уже умудренные люди, читая лекции, они сами говорили об ответственности студентам не за прогулы или что-то другое, они говорили: думай, что делаешь, а уж если придумал, то крепко подумай о последствиях "твоего" для других.

Конечно фильм про веру человека.


Вы искали - для чего фильм был?

Не ответ, а, как, в фильме, предлагаю самому ответить:

Тебе связь оставили?
Тебе огонь - свою энергию оставили?
Для чего?



Галим Фарзтдинов



=======

Использованы материалы текста - литературной записи кинофильма "Сталкер", сделанные Александром Малкисом.
Ссылки слов есть на советский мультфильм про Шарика, Евангельские слова и на  слова Авессалома Подводного.


Рецензии