По главной улице с оркестром часть 4

Окончание третьего курса ознаменовалось для меня двумя интересными событиями.
Большой училищный оркестр принял участие в региональном  конкурсе оркестров Сибири и Дальнего Востока.И,заняв первое место дома,в отборочных турах,мы поехали на финал в Новосибирск.
Эта поездка была для меня первым опытом почти самостоятельного путешествия.Куда ехать-без разницы.Лишь бы без родителей и в хорошей компании.
Пока весь оркестр собирался на вокзале в условленном месте,мы успели собрать вокруг себя толпу зевак.
Когда студенты едут куда-то большой компанией--это всегда зрелище.Молодые,весёлые,с обязательной гитарой и песнями.
Но когда в дорогу собралось три курса музыкантов-это зрелище вдвойне.Потому что музыкантов творчество и фантазия не отпускают ни на минуту.Во всяком случае так было в Барнауле.Сидеть просто так в ожидании?Ещё чего!
Гитара  и баян переходили из рук в руки.За один час мы выдали репертуар самого широкого диапазона.От "На горе колхоз" до "Гаудеамуса"(гимн студентов,если кто не знает).Парни на гитарах и балалайках шпарили рок-н-ролл.
"Зрители",такие же ожидающие,как и мы,хлопали и пританцовывали.Вокруг "артистов" образовалось достаточно плотное кольцо.Пару раз подходили менты,проверить,кто нарушает мирную дремоту ночного вокзала.Но не вмешивались и замечаний не делали.
В этом импровизированном концерте я принимала очень скромное участие.Пела там,где слова знала.
Мои барнаульские однокурсники частенько собирались на посиделки с гитарой за хорошим столом.У них были общие песни,общие интересы и вообще они были хорошей,дружной командой.У меня такого "командного" опыта до Барнаула не было.Приехав из Хабаровска,вся колючая в душе от собственной неспособности жить в гармонии с собой и окружающим миром,я  среди них как-то отогрелась,стала проще и веселее.
И теперь,глядя на это представление,мне было приятно и радостно от того,что я имею какое-то отношение к явлению под названием Музыка,к этому оркестру,к этим людям.

Гимн студентов мы спели,как говорится,под занавес.Странно и в то же время торжественно звучал "Гаудеамус" в зале ожидания.Я с удовольствием вливалась в поток общего многоголосия.А когда-то,узнав,что в Барнауле у народников по расписанию есть 2 часа академического хора,выпала в осадок.Это-то зачем????Мы же не певцы!
Но хор-это тоже оркестр.Только голосовой.И там всё не так просто,как кажется с виду.В наше время я бы включила пение хором или хотя бы дуэтом,в разряд психологических тренингов для колючек,вроде меня.Только не путайте с караоке.Именно многоголосное хоровое пение.
Что бы четыре разных голоса в хоре звучали гармонично,певцы должны уметь слышать друг друга.Что бы строить гармоничные отношения,люди тоже должны уметь слышать друг друга.
"Гаудеамус" мы всегда пели с особым удовольствием.Это соответствовало нашему статусу,было прекрасно написано,а ещё было что-то мистически-завораживающее в том,что мы пели песню,написанную аж в 13 веке!Связь времён какая-то....Пели,конечно,на латыни.Хотя освоили только два куплета из семи.Полностью,наверное,только филологи могли осилить,которые латынь изучали.

Допевая последние строчки,услышали,как Борисов хлопнул в ладоши и громко сказал
--Всё!На посадку!
Под громкие сожаления наших случайных слушателей,мы схватили свои сумки и пошли к поезду.

Новосибирск встретил нас дождём,серостью и слякотью.Может быть из-за погоды,а может быть из-за того,что проведя ночь в вагоне почти без сна,я жутко устала,город мне совершенно не понравился.Тяжёлым и мрачным он мне показался.
Отдохнуть нам толком не дали.Пол часа,что бы забросить вещи в гостиницу и перекусить.Потом общий сбор и нас куда-то повезли.Финал конкурса должен был состояться только на следующий день.Но Борисов расслабляться не позволил.В день приезда мы отыграли свою программу на двух концертах в школах Новосибирска.
Вечером в гостинице,лёжа в постели с гудящей от усталости  головой,я подумала,что было бы здорово увидеть хабаровский оркестр и своих бывших однокурсников.Собственно,я лелеяла эту мысль с тех пор как узнала про конкурс.Ведь было сказано:Сибирь и Дальний Восток!Они должны были принять участие!Я не очень ладила с этими ребятами.Даже можно сказать вообще не ладила.Но теперь мне казалось,что во многом я сама и была виновата.А ещё хотелось извинится перед Сергеем Петровичем,дирижёром хабаровского оркестра,за своё свинское отношение.Вот только будет ли он со мной разговаривать?....На этой  мысли моё сознание выключилось и я провалилась в безмятежный сон.

Каждый день жюри прослушивало по два оркестра.Наш конкурсный день был последним.Утром выступление,вечером гала-концерт(если победим),ночью-домой.
Играли в паре с Прокопьевском. Это были очень сильные противники и они выступали первыми.Перед началом Борисов собрал нас и сказал
--Не послушать соперника-это знак неуважения.И всё-таки самым впечатлительным я не рекомендовал бы выходить в зал.
Никто не посчитал себя слишком впечатлительным  и почти всем составом мы пошли слушать прокопьевцев.
Нам всем было сказано переодеться заранее.Я вошла в зал прямо в своём красном,расшитом серебряной нитью,платье и с балалайкой в руках.
Народу--тьма!Я остановилась в проходе,выискивая свободное место.И вдруг увидела Сергея Петровича.Может ошиблась?Сомнения рассеялись,когда к нему подошли ещё несколько хабаровских педагогов-народников.Забыв про концерт,который вот-вот начнётся,я рванула к ним ,расталкивая народ.
Я знала этих людей очень не долго и очень поверхностно.Да и они ко мне вряд ли питали нежные чувства.Но теперь сердце подпрыгивало от радости,как будто они были мне родными.Я даже забыла испугаться,что меня тупо не узнают!
--Сергей Петрович!Здравствуйте!--подлетела я к ошарашенному педагогу.--Здравствуйте!Здравствуйте!--я повернулась ко всем хабаровчанам по очереди---Вы меня помните?Помните разгильдяйку,которую вы выгоняли с оркестра?Я так рада вас всех видеть!А где ваш оркестр?Будет выступать?

От волнения я сыпала вопросами,не давая им рта раскрыть.Впрочем,рты у них и так открыты были.От удивления.И вообще видок мои педагоги в этот момент имели презабавный.Будто у них под носом выскочил чёртик из табакерки.
Они меня узнали и...не узнали.
---Лена?Это ты?--пришёл,наконец,в себя Сергей Петрович
---Это я!Неужели так изменилась?Год всего прошёл!
---Ещё как изменилась---улыбнулся Сергей Петрович и в глазах у него я увидела...одобрение что ли....---А ты что тут делаешь?
---Ну,ясно что!В оркестре играю!
---В оркестре???---кажется я произвела фурор---Это в каком?
---В Барнаульском.Мы следующие выступаем.
---Ах,да..да..Ты же в Барнаул у нас перевелась.Ну и как?Получается?
---Получается,Сергей Петрович.---засмеялась я---Так получается,что я ещё и в городском оркестре начала играть.
Сергей Петрович окончательно выпал в осадок.Зато опомнились другие и засыпали меня встречными вопросами.Попутно я узнала,что хабаровский оркестр не приехал.
---Деньги,Лена,деньги...---вздохнул Сергей Петрович---Никто не хочет платить.

Прокопьевцы играли виртуозно!Но мы не испугались.Волновались,конечно.Но только первые две минуты.Потом пришла привычная лёгкость,отрешённость от всего мира.Взлетая вслед за руками дирижёра,мы растворились в музыке,забыв про зрителей и жюри.Очнулись,когда зал взорвался аплодисментами и поняли,что  заняли первое место.Не только в этом поединке,но и в конкурсе вообще.
Вручая награду Борисову,председатель жюри сказал:
---Жаль,что не учредили Гран При.Без сомненья,он был бы вашим.
Покидая концертный зал,я снова наткнулась на Сергея Петровича.Теперь в его глазах было восхищение.
---Это было потрясающе!Аж мурашки по коже!Скажи,а как ваш дирижёр справляется с дисциплиной?
Бедный,бедный Сергей Петрович!Похоже,не одна я ему нервы трепала.Я смогла ему ответить лишь,что у нас такой проблемы в принципе нет.Как такое возможно?Да Бог его знает!Нет и всё.
Мы пожелали друг другу всего доброго и,передав приветы своим хабаровским однокурсникам,я уехала на вокзал.

Опять поезд.Ночь.И опять никто не спал.В одном из закутков общего вагона все собрались вокруг Борисова и оживлённо обсуждали своё выступление.
---А с кем это вы,Леночка,сегодня беседовали?--хитро улыбаясь задал мне вопрос Евгений Иванович.
Все тут же повернулись в мою сторону.Я почувствовала себя в центре внимания,но первый раз в жизни не испугалась этого и не смутилась. Меня так внимательно слушали,не перебивая.И я не без удовольствия подумала,что всё,что ни делается-к лучшему.Да,я была бы счастлива увидеть своих хабаровских однокурсников и педагогов.Но повернуть время вспять,вернуться, мне не хотелось.


Рецензии