Портретные достопримечательности

Мы перелетели из Казани в Стамбул, который встретил нас необозримым аэропортом.
Червяк очереди на паспортный контроль шел через огороженную дорожку, которая поворачивалась зигзагом раз пять и позволяла насладиться разглядыванием очень пестрой очереди. В толпливой цепочке выстроились индийцы, японцы, русские, туркмены и еще семья из исламской страны.
Исламские женщины были в черных платках и платьях колоколом до пят. Одна – молодая - имела на лице непроницаемую черную паранжу, у второй – старой – лицо без занавесочки, но с закрытым выражением. Сопровождал женщин невысокий, дробненький араб с очень тонким хрящевитым и гордым носом. Он стоял в толпе, но толпе не принадлежал. Он ни на минуту не забывал о своей спутнице с закрытым лицом и все время поглядывал то на толпу - с опаской, то на нее - чуть сверху, хотя были они одного роста.
Очень интересными и разными (!?) оказались лица японцев. Они тоже живо и заинтересованно рассматривали очередь, в том числе и меня! Японцы  выделялись пестротой и броской разноцветностью одежд.
Индийские семьи перемещались со множеством детей, женщины шли в традиционных платьях и сандалиях на босу ногу. Дети смотрели на нас влажными черными вишнями глаз и тянулись к нашему голубоглазому и улыбчивому сыну руками.
А потом подошли туркменки. Эти женщины все были с черными и одинаково нарисованными бровями. Брови притягивали, глаза терялись.

При переходе на местные авиалинии толпа стала однородней.
И здесь у меня зарябило в глазах - брови у турок и турчанок  были интереснее туркменских. У всех -  одинаковые в чем-то брови вразлет, крыльями, густые и черные! И у всех - такие разные! У кого-то резко изломанные посередине, у кого-то -  просто плавно текущие. Но всегда от виска до переносицы брови лились черной, запоминающейся полосой.

Мне сразу вспомнилось захватившее меня наблюдение за носами в Греции. Греческий нос - это удивительное явление природы. Особенно в сочетание с греческими глазами -  глубоко посаженными  в глазницах, огромными, с  разрезом  глаз чуть приподнятым над скулами, с ресницами богатыми и пушистыми. Уже в самолете меня тогда поразило, что  в каждой новой стюардессе это сочетание было неизменным, но обыгрывалось в многообразии вариантов!
Интересно, а что видят греки, попадая в наше поволжское царство перемешанных народов? В чем совпадаем мы - неуловимо для нас, но заметно для иностранцев?

Разглядывание новых лиц в чужой стране давно стало для меня приятным занятием. Это особенно остро переживается при первой встрече с новой страной, буквально в первые часы. Затем происходит привыкание, и опыт притупляет новизну впечатлений.

А  впервые наблюдательный восторг со мной случился в Египте. В нашем отеле работали в основном коренные жители  пустыни - бедуины. Они имели дерзкий вид, короткие ноги и какой-то свирепый взгляд исподлобья. Их вовсе не хотелось рассматривать.
И вот однажды вечером из отеля мы отправились в город  Шарм-иль-Шейх - город ярких огней, лубочных лавочек и мужчин. Женщины в Шарм-иль-Шейхе не работают, местного женского населения просто нет. Так вот подошли мы к лавочке купить специй, что лежали в живописной россыпи и настраивали на романтическо-сказочный лад. Продавец взял лопаточку... и я замерла! У него была прекрасная рука с длинными пальцами, каждый ноготь казался произведением искусства. Я не могла оторваться от красоты рук, но все же подняла глаза на лицо. У нас мало мужчин, которые красивы такой нежной и все же приятно мягкой красотой - оливковая кожа, черные прекрасные глаза, губы удивительного рисунка - это был шейх из сказки... А на самом деле -  просто арабский юноша. Дальше я шла по лубочной улице и выхватывала из толпы эти чудесные арабские лица. Я испытывала восторг туриста, который заметил неожиданную красоту, не указанную в путеводителях.

Однако вернемся в Турцию, где удивления по поводу турецких бровей имели интересное продолжение. Позднее, уже в Мармарисе, покупая турецкие сумки, я была охвачена обаянием продавца - голубоглазого, русого и высокого, с европейским общим впечатлением, лишь своеобразная форма бровей - домиком - могла напомнить о выработанных моими наблюдениями турецких правилах. Звали его Вулкан.
 В конце разговора не выдержала, спросила - турок ли он.
- Я - коренной и самый настоящий турок, - ответил он гордо, по-русски.
- А кто же тогда все жгуче черные с усами и гордым видом? - не унималась я.
- Не буду объяснять, - высокомерно начал Вулкан, - потому, что он – один из них! - продавец указал на охранника у входа в магазин со жгуче черной мастью, - Коренные турки - такие как я.

Тут мне вспомнились споры наших татар. Коренные в Поволжье - это булгарские татары. Они голубоглазые, у них своеобразные скулы и светло-русые волосы. Тех, что имеют темную масть – сейчас больше, но эти признаки пришли с татаро-монголами, и булгарами считаются неисконными, некоренными! Как похожа ситуация на ту, что описал мне Вулкан!

Надо же, все-таки вспомнилось, что человеку трудно жить без границ. Человек обязательно сначала нарезает себе любое пространство – материальное, нематериальное, ну а затем ранжирует полученные нарезы. Конечность – самое первое человеческое свойство, ибо он таким создан. Единый и бесконечный Бог, создавший человека, в человеческом сознании тоже стал разделенным на множество верований и религий… Однако, это уже не о портретах.
Приятнее не задумываясь рассматривать различия людских обличий и национальных черт характера и относить их в счет достопримечательностей. … и не более того...


Рецензии