14. В. Агошков. Орл. Поочье. Из истории Орловщины

14. В.И.Агошков. Орловское Поочье.

ИЗ ИСТОРИИ ОРЛОВЩИНЫ …

 
С середины 19 века (1865 год) до конца 1918 года в Орле выпускались «Орловские епархиальные ведомости». Очень, нужно заметить, интересное издание. Здесь часто публиковались исторические очерки, в том числе и ныне известного писателя-краеведа Гавриила Михайловича Пясецкого.

Итак, возьмём «Орловские епархиальные ведомости» (сокращённо: ОЕВ) за 1865 год, 1 апреля, №7, стр.267-268. Здесь помещена статья священника Стефана Красовского.
 
 
Село Вщиж, состоящее в 40 верстах от г.Брянска. на берегу реки Десны. Село стоит на месте города Вщиж. Автор считает, что древность его восходит к 2 веку по Р.Х. (=Рождеству Христову). Здесь – в местах укрепления – укрывался некогда от пре-следования Родичей и Берладчин В./еликий?/ Князь Святослав Владимирович. Здесь, некогда, во времена нашествия татар и монголов, обогрено было открытое поле, кровию христан за ве-ру и страну родную. Здесь ещё и сейчас видны следы древних укреплений и курганов, развалины древнего храма.

Далее автор рассказал о том, что священник Никита Ми-тропольский расположил помещицу села Веру Зиновьеву разра-ботать этот курган. Найдено было основание церкви и некото-рые вещи: подсвечники, кресты, полукруги. Кругом церкви была «галлерея». Способ постройки – древний.
 
*
ОЕВ. 15 ноября 1865 года. №22, стр.659-669.
Автор – Г.М. Пясецкий? Первые материалы идут без подписи, а далее указывается: «Учитель Семинарии». Известно, что Пясецкий преподавал в семинарии.

 
Покорение Вятичей Козарами.

Автор писал, что Вятичи переселялись с запада на восток и искали себе удобного приюта, внешней свободы и внутренней независимости.

Данное предложение, видимо, говорит о том, что вятичи, живя на западе, не имели всего этого. Иными словами, данные племена, после некоего поражения, отступили на восток, туда, где стояли девственные леса. Однако нам ничего не известно о том, что вятичи были побеждены или что они «путешествовали» под воздействием других народов. Скорее всего, движение на восток было обусловлено одним: истощением западных земель, на которых проживали вятичи.

Далее автор указал, что «незаселённая дотоле область верховьев Оки, без всякого соперничества со стороны других племён, впустила вятичей в свои пределы, радушно приютила их среди девственных лесов своих и легко удовлетворила всем неприхотливым запросам от нея младенчествующих обитателей».

Наверное, трудно согласиться с тем, что верховье Оки не было заселено, поскольку и сам автор далее писал о том, что вятичи приняли от местного, финского населения, название реки Ока. А как вятичи могли принять имя Ока от финнов, если они здесь не проживали?! А коль финны проживали, то и леса не были уж столь девственными.
 
Трудно согласиться и по поводу отсутствия всякого соперничества. Скорее всего, не было и радушия со стороны тех же финнов: где-нибудь, а взаимоисключающие интересы проявятся – и быть борьбе. Что значит «легко удовлетворила всем неприхотливым запросам?»

Да чтобы поймать зверя, нужно везде – и на западе и востоке – проявить смекалку и смелость. Учёные отметили, что вятичи не всегда уживались мирно с местным, тем же финским, населением. И тогда они брали крепости штурмом. Подобное происходило на территории нынешней Тульской области.

В другом месте Учитель Семинарии сказал, что вятичи были грубым племенем. А могли ли младенцы быть таковыми? Далее автор вспомнил могущественных хазар, или козар, владения которых простирались от Чёрного моря и до Волги, и от Каспийского моря до верховьев Оки. Малочисленные, хотя и воинственные, вятичи не могли противодействовать расширению козарского владычества на запад от Каспийского моря.

Итак, мы имеем ещё два определения вятичей: малочисленные и воинственные. Но могут ли они быть малочисленными, если заняли территорию, на которой сегодня расположились нынешние области – Орловская, Калужская, Тульская, Рязанская и часть Московской, – по площади равной какой-нибудь европейской стране.

Воинственные? Да! Но воинственные вятичи не будут бежать на восток, под крылышко девственных лесов. Они добровольно освоили верховье Оки! И вполне обладали внешней свободой и внутренней независимостью.

Правда, нам не до конца ясно, а что имел в виду автор, говоря о своей «внутренней независимости»?!

Козары – азиатский народ, имели повелителя «со всеми правами восточного деспота, известного под общим именем Хакана или Кагана». Видимо, от хакана – нынешняя Хакасия?!

Автор дал интересные данные по поводу знаменитого козарского г.Саркел, или Белая Вежа, который находился на левом берегу Дона, близ впадения в него реки Иловли. Он служил военной крепостью, отсюда козары держали вятичей в постоянной зависимости.

Имя Саркела, или Белой Вежи означает белую гостиницу, белый дом, или белый город. Саркел был построен при содействии греков. Греческий император Феофил, по просьбе козар, присылал мастеров, приплывавших сюда на судах.

Не значит ли это, что имя Вежа дало на Орловщине такие населённые пункты, как Вежево, Вожово, Важжово. Если представить, что Вежа = Вожово, то тогда, в частности, кромское село Вожово есть изначально хазарский пункт для сбора той же дани.

Село Вожово находится между реками Крома и Ока, на возвышении, по которому сейчас проходит железная дорога Орёл-Железногорск. Другой путь из Кром через Вожово следует к истоку Оки: в древности здесь была дорога с юга на север.

Если варяги брали с северных племён по белке и горностаю от мужа, то козары довольствовались той же данью от дыма, что было выгоднее побеждённым.

Кстати, если вятичи отдавали дань белками и горностаем, то нетрудно представить и вятичек в роскошных щубах. Т.Н. Никольская и пишет о том, что вятички щеголяли в красивых сапожках. О какой отсталости вятичей можно говорить после этого и сравнивать их со "зверями"???

По мысли Учителя семинарии, козары стояли значительно выше вятичей и других подвластных им племён славянских. У козар было всегда готовое к бою войско; они находились в дружеских и даже родственных связях с греческими императорами.

Всё это вроде бы так, но, как тогда объяснить то, что могущественные хазары были разрушены киевским князем, имевшим всего 800 дружинников, если верить летописи?! А дикие, малочисленные, младенческие вятичи много десятилетий не подчинялись Киеву.


см. далее.


Рецензии