Шестая заповедь не на месте
И поэтому у меня нет сомнений в том, что христианская заповедь «Не убивай!» - не на месте. То есть она должна стоять в общем перечне первой, наипервейшей, поскольку в принципе нет больших ценностей… Кроме, единственно, долголетия всего людского сообщества (о котором необходимо вести речь в особом порядке и независимо от сегодняшней темы).
Важнейшая заповедь «Не убивай!», затерявшаяся пока на шестом только месте, способна детерминировать прочие добродетели столь же надёжно, как вешний солнечный свет пробуждает от спячки деревья и травы.
Если религия есть врата в идеальный мир, то через своих проповедников – архиереев, клир и воодушевлённых евангельским словом мирян - она призвана воздвигать идеальные цели, пусть наособицу или даже наперекор реальной «светской» политике и «государственным» интересам.
Получивший, согласно библейскому мифу, шестую заповедь, среди прочих, от Бога (Исход 20:13; Второзаконие 5:22), Моисей откровенно её растоптал, совершив геноцид мадианитянского народа, а именно – приказал убить десятки тысяч пленных женщин и маленьких мальчиков (Числа 31:17).
Во многих других местах священного текста воинства Моисея и Иисуса Навина уже никого из чужих людей не оставляют в живых или даже «всё дышащее» истребляют. Например, так: «И предали заклятию всё, что в городе, и мужей и жён, и молодых и старых, и волов и овец, и ослов, всё истребили мечём» (Иисус Навин 6:20).
Самое скверное: вдохновителем (а в ряде случаев деятельным участником) кровавых безумий и многих дней запредельной жестокости ветхозаветный текст выставляет лично Творца Земли, человечества… и Вселенной.
Полагаю, думающий христианин вправе сделать вывод о том, что Библия попросту оклеветала Бога-Отца ради своекорыстных, завоевательских интересов властных элит.
А тогда и заповеди, дарованные Создателем своим милым чадам, вполне вероятно, искажены и нарушены в своей горней последовательности.
Таким образом, благородное устремление христианской религии – стать духовной скрепой человеческого сообщества – следует поддержать справедливой ревизией её заповедей.
Первая – и наибольшая – христианская заповедь, в сегодняшнем виде звучащая как «возлюби Господа Бога твоего…» (от Матфея 22:37; от Луки 10:27), не уберегает общество от убийств, но существенно отвлекает от восприятия главной нравственной ценности – уважения к человеческой жизни.
Вторая и как бы подобная первой христианская заповедь «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (от Матфея 22:39) замысловатым образом спутана с не отмененной никем архаичной «не делай себе кумира и никакого изображения…» (Исход 20: 4-6). При этом вторая (ветхозаветная) и третья заповеди своим угрожающим тоном оскорбительны для чуткого современного человека.
Вторая «бис» - «возлюби ближнего твоего, как самого себя» - лицемерна, поскольку теоретически и практически не соединяется с шестой заповедью. Под «ближними» определённо подразумеваются единоверцы, а в отношении прочих – «дальних» - сам канонический Христос транслирует смертные приговоры. Например: «И детей её поражу смертью…» (Откровение 2:23). Он наделяет «ближних» правами убивать: «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего» (Откровение 2:26,27).
Подлинный смысл Христовых слов «любите врагов ваших» апостол Павел раскрывает следующим образом: «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберёшь ему на голову горящие уголья» (Римлянам 12:20). Культивировать это положение псевдохристианской морали – значит и культивировать одновременно садо-мазохистские наклонности псевдоправедников. Не говоря уже о порочности произвольного определения «врагов» как людей, не заслуживающих спасения от адских мучений.
Если кто-либо полагает, что порядковый номер религиозных императивов не имеет значения, что все заповеди равны и не конкурируют между собой, то он ошибается. Сам канонический Христос так не считает и называет первую наибольшей (От Матфея 22:38). Процитировав так же первую и вторую «бис», евангельский Христос заявляет: «иной большей сих заповеди нет» (От Марка 12:31).
Резко разграничивает собственно религиозные и естественно-нравственные императивы канонический Христос в следующей своей сентенции: «Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч; ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её. И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (От Матфея 10:34-37). Или: «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (От Луки 14:26).
Из примеров видно, что первая заповедь традиционно более значима для христиан, нежели пятая… И любая отдельно взятая из заповедей, стоящих за пятой.
Архаичное нагромождение императивов над «Не убивай!» оттесняет последнее требование на периферию сознания религиозных людей, чья гражданственная неразвитость позволяет нечистоплотным правителям с лёгкостью применять оружие против соседей по мировой территории или против собственной оппозиции. Размах торговли оружием на планете наглядно свидетельствует о степени безразличия политиканов к заповеди номер шесть.
Стоящее сегодня на первом месте требование возлюбить Господа Бога своим ВСЕМ-ВСЕМ-ВСЕМ (так, что больше уже и нечем!) опасно для современного мира. Если ВСЁ разумение, например, потратить на «возлюбление» Бога, то чем руководствоваться при нештатной ситуации с ядерным реактором? Если ВСЕЮ душой любить Бога, то чем любить близких (которые, как мы выяснили, далеко не всегда есть «ближние») или Природу? И если уже возлюбить ВСЕМ сердцем Господа Бога, то чем любить Родину?.. Это вполне серьёзные, ждущие честных ответов вопросы.
Главный же корень зла теперешней первой заповеди в том, что ею мир разделяется на своих и чужих – поклоняющихся другим или многим богам, не поклоняющихся по каким-то причинам Христу, сомневающихся в его божественном происхождении или отрицающих таковое.
При этом отчётливо политическая двумерность христианской религии, разделяющей всё духовное на «Бога» и «беса», ведёт к игнорированию нейтральных в нравственном отношении природных сил, чьё влияние на судьбы людей и сами наши жизни огромно.
Вместо покорного ожидания апокалипсиса профессионально верующим христианам и прихожанам следовало бы обратиться к Богу Отцу и Христу с молитвами об утерянных истинных заповедях или о ниспослании новых, которые, после наибольшей «Не убивай», могли бы читаться так:
2. Будь гражданином всей планеты.
3. Будь экологичен.
4. Развивай чувство меры.
5. Будь осторожен с принципами.
……………
Может быть, для «заповедей» и достаточно… или даже много, ведь «Не убивай!», получив справедливое первое место, воистину воспарит над всем прочим, второстепенным, о чём людям умным, цивилизованным не составит большого труда договориться по-дружески, без строгих напоминаний в виде законов «божественного» происхождения.
Свидетельство о публикации №212111000634
Вы абсолютно правы,что с точки зрения человека,который считает мир земного существования человека единственным и главном,нет большей ценности,чем человеческая жизнь. Поэтому убивать по приказу свыше целые группы людей,включая женщин и детей,кажется беспрецедентной жестокостью и нелепостью. Но мы -люди,и возможности нашего понимания ограничены. И поэтому нам трудно понять,что Тот,Кто этот мир создал и участвует наряду с отцом и матерью в рождении каждого человека на земле,может также участвовать и в его смерти.Тот,кто вне времени и знает,что выйдет из младенцев идолопоклонников,которые так же будут приносить в жертву людей,как это делали их отцы,Он может спасти в будущем мире этих младенцев,пока они еще не выросли и не ответственны за свои поступки.За боль этих убиенных тоже отвечает Б-г,которому принадлежит вся боль ,и он управляет ощущениями каждого и каждого в момент смерти.
Заповеди делятся на две группы:заповеди между человеком и Б-гом и заповеди между человеком и человеком.
Иногда их классифицируют иначе:заповеди,которые над человечской логикой, и заповеди,которые мы бы и так выполняли без приказа сверху.
Так вот поскольку письмо на святом языке справа налево и "алогические" заповеди идут вначале , "не убивай" никак не может стоять на первом месте. Но главное,что 1-ая заповедь "Я -Б-г ваш,который вывел ..тебя...." включает в себя все остальные.Общий смысл ее знать и верить,что все,что происходит с человеком,проистекает из одного начала:счастье и ,наоборот,несчастье.удача и неудача-все под контролем Творца,и человек получает награду не от Путина,а через него,и наказание не от вредного соседа,а от Всевышнего,который использует вредного соседа как своего посланника.Все остальные заповеди -производные.Если Вас почему-то "напрягли" 2 и з заповедь,"чтоб не было других божеств" и запрет произносить имя Творца всуе,можем поговорить об этом в другой раз,поскольку лимит моего времени кончился на сегодня.
Спасибо.
Леонид Графман 04.03.2019 23:16 Заявить о нарушении