Что привезти из Китая?

 Данный материал подготовлен для ряда иллюстрированных журналов, издаваемых для  рекламных целей, а также для портала "Всемирная энциклопедия путешествий", где он напечатан с фотографиями и редакционными купюрами. См.http://planetguide.ru/academy/entry/901/

              Когда пускаешься в длинное и утомительное путешествие (дюжина городов и местностей, многие тысячи километров пути, часто ежесуточная смена гостиниц),  рассчитываешь привезти что-то эдакое, чего дома и с большой переплатой не купить.  Тем более,  когда это Китай – эльдорадо шопинга. Истина,  прочно  укоренившаяся в сознании россиян, а возможно, всего просвещенного человечества.
             В моих планах были шёлковые халаты с ручной вышивкой, тщательной отделкой и утонченным дизайном - себе и в подарки. Жена мечтала о  постельном белье, подушках и прочая… Тоже натурального шёлка за «смешные» деньги,  за такие же смешные деньги  качественный fake  платка от Гермес, ну и много чего еще…
           По стилевому зачину очерка читатель уже догадался, что ничего подобного купить не удалось. Скажу больше.  Мы вообще ничего не купили, т.к. давно не тратим денег на местный сувенирный вздор  и покупки ради покупок.  Вот подтверждение.  Начальный вес нашего авиа багажа был 19,5 килограммов, конечный-23, 7  килограмма.  Четыре килограмма  двухнедельного туристического   «привеса», в котором была еще и початая бутылка виски из скверного пекинского duty free,  это маловато  даже для короткой  загранкомандировки топ-менеджера.
           Почему так?  Как профессиональный экономист, вынужден позанудствовать, популярно перекладывая  то,   что еще нуждается в профильном   осмыслении: потребительский рынок Китая как-то незаметно переориентировался  с внешнего на внутренний  спрос.  Объясняю проще:  товары,  которые продаются в многочисленных торговых центрах Пекина, и уж тем более других мегаполисов,  предназначены для миллиарда китайских потребителей.  Не возбраняется покупать и инородцам,  но, в частности, я, как  иностранный покупатель столкнулся со следующими проблемами, заставившими меня воздержаться от покупок, к огорчению продавцов:
1. Качественные потребительские товары в розничной сети вовсе не дешевы,  вполне сопоставимы с  российскими.
2. Традиционно китайские товары (чай,  шелк, жемчуг, нефрит и др.)  в специализированных местах  дороги (скажем, пачка чая 100-150 г. стоит около 1000 рублей),  либо  цена их ниже, чем в России, но  дизайн и качество исполнения не соответствует воспитанному европейскому вкусу и могут приобретаться только как сувениры  ( халаты, например). Но о чае и халатах подробнее  чуть ниже.
3. Все дорогостоящие товары (упомянутые в пунктах 1-2) можно купить существенно дешевле, и вдвое, и втрое, и вдесятеро на рынках, где можно торговаться. Но то, что одеяло из коконов  тутового шелкопряда  будет содержать исключительно шелк или вообще его содержать,  гарантировано там только заверениями продавца.
4. Знаменитые китайские подделки  международных брэндов  рядовому туристу купить по низкой цене  не удастся.    Их легко  купить  либо как брэнд по цене настоящего брэнда, либо это будет некачественная дешёвка.

                Российские охотники за халявой в Китай по прежнему  «ездють». Я  наблюдал в самолете как молодые, симпатичные женщины цыганского вида перед посадкой в Москве натягивали на себя  норковые шубы, давая случайным соседкам бесплатные советы, что куда засунуть.   А в «зеленом коридоре» аэропортовской таможни  сразу образовался затор из обмотанных пленкой «чумаданов».   Не желая стоять в очереди с полупустой сумкой,  мы стали пробиваться вперед,  и я с раздражением  обратился к таможеннику:
- Послушайте,  мы  ничего не везём, а это зеленый коридор!
 Таможенник  взглянул  на меня с симпатией и ответил:
- Все так говорят.
              Но, тем не менее,  обратился к  загораживающей мне путь объёмистой кладью  тётке в шиншилле из крашеной кошки:
-А вы,  дама, открывайте  всё.  Открывайте, будем смотреть.
Потом кинул  мне:
-Проходите, пожалуйста.
              И мы прошли, свободные от контрабанды, неподъемного багажа  и риска уголовной ответственности, услышав за спиной,  как тетка в «шиншилле»  свистящим шёпотом уламывает таможенника:
-Командир, там тока памперсы. Лично мне.  Не вяжись… Трое грудничков. Срут непрерывно. Сволочи…
В  общем  «челнок» на рейсах в   Китай измельчал. Ведь капитала на такой  рознице не сделаешь… Только детишкам на памперсы…
А я шел и сквозь зубы напевал из Багрицкого:
По рыбам, по звездам
Проносит шаланду:
Victor и Наталья
Везут контрабанду.
На правом борту,
Что над пропастью вырос:
Янаки, Ставраки,
Папа Сатырос….
Что же мы всё-таки привезли в составе четырех кило туристического привеса:
                Латунные чайник и миску-вазу. Подделки под  антиквариат эпохи Цин, а, может, Мин. Хорошего качества. Такие наши торговцы   продают бизнесменам-коллекционерам  как подлинные по цене от  $300 до $10 000. Я   заплатил  $100 за пару после длительного торга - игры с симпатичным веселым китайцем, который  успел похвалить мои часы, безошибочно определив их швейцарское происхождение…  Дело было в шанхайской антикварной лавке. Уже когда расплатился,   сообразил, что переплатил  $20 сверх  намеченного. Но тягаться с китайцем в торге  мне слабо.
                Отмечу:  в антикварных лавках Китая подлинно старинных вещей нет. Антикварные улицы -  это  улицы подделок и сувениров. Но  в отличие от наших аналогичных интерьерных заведений  материал там соответствует заявленному.  Бронза там из бронзы, а не крашеная эпоксидная смола.  Хотя и последние есть, но в другом ценовом диапазоне.  Плесень и ржавчина наносится естественным путем, а не с помощью раскраски. В России таких технологий подделки нет.
                По возвращению из Китая  зашли  в магазин подарков, что на Маросейке (метров 150 от Политехнического музея), специализирующимся на бронзе. Пока жена занималась  сравнением цен мелкой интерьерной  китайской гадости в России и в Китае,  я уставился на скульптуру Сатира, собирающегося оприходовать девицу с не антично порнографической грудью и задницей, в три четверти  человеческого роста.  На скульптуре висела этикетка «Сатир и нимфа. Бронза. 96 000 рублей».  Поскольку от созерцания такой красоты физиономия у меня приобрела выражение скульптурного  собрата, продавщица заподозрила во мне  реального покупателя,  подошла и нейтрально заявила:
- Прекрасная вещь. Ограниченная серия. Не ошибётесь.
              Я стряхнул с лица блудливое выражение. Постучал ногтем по животу нимфы, отозвавшимся звенящей  пустотой  анодированной под бронзу  жести,  никак не обещавшей выносить античного героя и спросил:
-Девушка, можно я задам не совсем скромный вопрос?
             Продавщица, на девушку уже не тянувшая, однако еще репродуктивного возраста,  смерила  меня специальным женским взглядом и, секунду поколебавшись, ответила:
-Задавайте…
-А как вы, милая девушка, можете мне доказать, что эта сладкая парочка из бронзы?
              Интерес во  взгляде  продавщицы погас, словно щелкнули выключателем,  и она заученно вежливо отвечает:
-Только тем, что так написано на этикетке. Нам  уже с этикеткой в магазин привозят…
-Прямо из Китая? – продолжаю пытать бедняжку я.
-Почему из Китая? На этикетке же написано «made in Italy».
              В Китае продавцы действуют куда тоньше и изобретательнее.  При этом, в любом случае, вещь не может стоить дешевле  цены используемого материала и затрат на изготовление, независимо от размера бюста модели. Вот,  исходя их этих соображений,   мы пару китайских антикварных  подделок купили, качества они довольно высокого. Можно было и больше,  но подделками лучше не злоупотреблять, а то не заметишь как…  Впрочем, это уже о другом…..
                Еще мы купили  чаю. Причем не только в подарки, но и для личного потребления. В покупке чая есть свои тонкости.  Прежде всего, следует помнить,  что зеленый чай должен быть очень свежим. Лучшие свои свойства он проявляет в первые месяцы изготовления, когда чаинки еще чуть волглые, т.е. содержат наибольшее количество влаги после завершения сушки и расфасовки, если чай продается фасованным. Понятно, что покупать много такого  чая нецелесообразно. В герметичной упаковке он задохнется, в негерметичной высохнет. Поэтому больше чем выпьешь, максимум в течение года,  брать не имеет смысла.
                Покупать чай в Китае и легко, и сложно. Легко, потому что выбор обширен и разнообразен. Сложно, потому что в Китае все по-китайски. А иероглифы для получения информации  помощники плохие. Ладно, хоть цифирь они используют арабскую. Поэтому, где бы вы чай не покупали, смотрите  на дату изготовления. Чай, который покупали мы,  был произведен в сентябре 2012 года.
                Какому китайскому чаю отдать предпочтение? Конечно, зеленому! Хотя бы потому, что именно его пьют  почти все китайцы. Пьют очень просто. Бросают в чашку маленькую щепотку (меньше чайной ложки),  заливают горячей водой (+80) и через минуту начинают наслаждаться.  Выпив, снова добавляют горячей воды, и так 3-4 раза…Понятно, чтобы такое количество «заварки» делало воду душистым напитком,  чай должен быть настоящим даром природы.
                Какую марку чая, из какого региона брать,  рекомендовать не берусь. Слишком мало знаю. Просто расскажу о своем предпочтении.
                В Китае туриста непременно заманивают на дегустацию  в специальные чайные дома. Это единственная коммерческая «замануха»,  до которых китайцы  охотники почище турок, не вызывавшая  у меня активного протеста.  Конечно, там туристам морочат голову, показывая всякие маркетинговые фокусы, якобы подтверждающие исключительную ценность именно их чаев.  К примеру. В стакан риса с водой они капают  йода.  Рис синеет. Потом доливают в стакан заваренного чая, рис светлеет. «Вот так очищает  организм наш замечательный элитный чай «Соски богини», - вещает переводчик.  После чего называет безбожно высокую  цену пачки «Сосков богини». На мой вопрос: «А что, если в крашеный рис добавить самого плохого японского чая, рис не очистится?» Переводчик тут же утрачивает способность на адекватный ответ по-русски и отвечает нейтрально: «Японцы наши враги, и китайский народ надеется, что потепление климата приведет к затоплению японских островов…»
              Однако чаи, которые предлагают на дегустациях – хороши. В Пекине  попробовал Улунский чай (из уезда Ань-си), в Сиане - белый чай Peony.  На самом деле это зеленый чай ( не ферментированный), но листья чая, с белыми ворсинками, чем-то напоминают белые лепестки  пеона.
 
                Развесной  дорогой чай я купил после дегустации прямо на чайной плантации в деревеньке под  Ханчжоу.  Сорт чая назывался зеленый чай Си-ху Лун-Цзин (Колодец Дракона озера Си-ху).  Заваренным он пах свежим шпинатом и фиалками. Возможно, самая известная  марка зеленого чая в Китае. Подкупило еще и то, что заваривали чай из объёмистого  тючка,  из  него же и насыпали в банку,  по весу граммов  120-150. Баночку набивали плотно. В поселке,  где все жители выращивают чай, много чайных  и просто выставленных на улицу столиков. Почти все столики  заняты. Все пьют чай. Без ничего. Просто чай. Причем издали прозрачные стаканчики  кажутся наполненными пустым  кипятком…
                Через несколько дней уже в Шанхае, в большом сетевом супермаркете по рекомендации продавщицы, данной мне на чистом китайском языке,  купил банку чая той же марки,  также  изготовленного  в сентябре 2012.  Стоила эта  стограммовая  банка  в шесть раз дешевле  купленной на плантации .    165 рублей.   В отеле  я из этой банки чай заварил.  Получился прекрасный чай. С ароматом свежего шпината и фиалок.  Ну,  может расправившиеся чаинки были мельче,  да пара-тройка древесных соринок попались. Но эти недостатки на шестикратное увеличение цены явно не тянули. Поэтому на другой день мы снова пошли в супермаркет и купили еще 3 банки.  Две банки в подарки ( у меня всего два приятеля, способных оценить подарок такого рода).     Ну и нам на год того, что осталось  (3 банки) вполне достаточно.  Если кто в гости надумает,  с удовольствием угощу… Чай этот такой вкусный, что если в рот попадет листик, истинный китайский любитель его не выплевывает, а съедает, он нежный и приятно вяжущий…
Вот и всё о «крупных»  покупках в Китае. Хотя нет. Я же обещал про шелк рассказать.
                Хороший итальянский шелковый халат, этакий  с подкладом,  благородного ровного окраса или с  элегантным  рисунком, отложным воротом  стоит у нас  тысяч 15.  В Китае я видел только китайские,  фольклорные.  Одев такой,  становишься похожим  на Брежнева в исполнении артиста  Шакурова  в казахском халате и с фразой «Динмухамед подарил».   Халаты попроще имеют одно достоинство - шёлк, но плохо скроены и сшиты. Хотя и не дороги.  Короче, наверное,  в Китае есть все и на любой вкус, но без дополнительных усилий, к которым я не был готов, нужного не встретил.
                Шелковые одеяла, покрывала и подушки  бесспорно дешевле,  чем в России.  Но вещи эти объемные. А экономия не столь велика, чтобы таскать за собой по отелям  перины и подушки… Так что за морем телушка полушка…
                А платок от  Гермес  жена купила в  dutу free. И Гермес, и за 500 рублей, и,  при этом, шелковый. Всё  в полном соответствии с  уходящими реалиями  Китая рубежа тысячелетий, который на глазах меняется,  стремительно уходя   в цифровую, виртуальную  эру. Но об этом в другой раз и в другом рассказе.

 ,


10-11.11.2012


Рецензии
Здравствуй, Виктор!

Очень все интересно. Спасибо!

Выходит, без дополнительных усилий в Китае можно купить только подделки. У нас тоже все к тому идет. Но я-то понимаю, что ты не за антиквариатом и сувенирным товаром в Китай ездил, да еще и с женой. Поэтому с интересом жду продолжений.

С уважением,
Виктор.

Виктор Бабинцев   24.11.2012 05:34     Заявить о нарушении
Вам спасибо, Виктор. Это написал предвосхищая вопросы родни и части знакомых. Хотя особо никто и не спрашивал. Что-то не пишется, хотя задумки и впечатления есть...

Барабанов Виктор   29.11.2012 08:53   Заявить о нарушении