Есть о чем побеседовать, напомнить...

 

    Основным транспортом в современных больших городах (каковых сейчас немало) и вокруг них является пассажирский транспорт (автомобиль, автобус, метро и т.п.), который сегодня весьма убыточен как для самого пользователя, так и для города и даже для государства, находясь на их дотации. Исключение тут может составить лишь экологически чистый транспорт, как мускульный (например, велосипедный), так и транспорт, использующий возобновляемые природные источники энергии. К слову, это еще не означает, что кому-то существующая негативная транспортная ситуация не приносит достаточно высоких прибылей (что есть болезнь от чрезмерно развитого эгоизма).

    1.Убыточность городского пассажирского транспорта начинается с громадных капитальных вложений:
     В первую очередь - в дорожную инфраструктуру, как наземную, надземную, так и подземную.
     Затем - вложений непосредственно в пассажирские транспортные средства, поглощающие громадное количество различных невозобновляемых природных материалов и огромных трудовых затрат (начиная от добычи руды и до непосредственного изготовления автомобилей, автобусов, метро, трамваев и других моторных средств доставки).
   
    2.Далее следуют еще более грандиозные - эксплуатационные энергетические затраты (топливо, электроэнергия), которые также требуют огромного предварительного труда (добыча, транспортирование, специальное оборудование и т.п.). Особо следует отметить, что эти затраты осуществляются ежесекундно и в громадных масштабах, ложась тяжелым бременем на бюджеты как самих пользователей, так и города и всего государства.
    К эксплуатационным затратам также относятся расходы на повседневное дорожное обслуживание и ремонт дорожной структуры и на ремонт и обслуживание самих транспортных средств.

    3.Большие негативные последствия от перечисленной выше городской транспортной деятельности возникают не только в экологической и экономической областях, но также и в социальной, медицинской, моральной и в других областях, учесть которые весьма сложно, но влияние их - огромно.
    Вследствие сложившейся сейчас массовой автомобилизации населения, существенно пострадала также и эффективность самой транспортной структуры города – ее основных параметров:
 - скорость доставки пассажира «от двери – до двери» достигла своих минимальных значений;
 -  многократно возросли ДТП и их трагические последствия – смерти и увечья на дорогах;
 - комфортность пользования транспортом, как личным, так и общественным, существенно ухудшилась;
 - неблагоприятные погодные условия вследствие загруженности дорог зачастую стали сопровождаться практически полным транспортным коллапсом в мегаполисах.
    Как итог – жизнь человека во многих больших городах и возле них стала сегодня весьма скверной.

    4.Тем не менее, сейчас только этим негативная транспортная ситуация в большом городе не ограничивается. В последнее время сами города с нарастающей быстротой поглощают периферийное население. Происходит т.н. урбанизация населения. Города быстро разрастаются. Это, в свою очередь, приводит к еще большему напряжению транспортной ситуации, которая становится значимой не только для городов, но и для страны в целом. Во многих странах уже сегодня в городах проживает большая часть населения, поэтому  транспортная проблема выходит на широкий глобальный уровень, влияя на повседневную жизнь каждого человека и всего живого.
    Здесь также следует отметить, что возможной подоплекой развязываемых сейчас междоусобиц и войн являются невозобновляемые природные ресурсы. В весьма значительной степени сегодня они потребляются именно городским транспортом.   
Такова, на мой взгляд, нынешняя пассажирская транспортная ситуация в больших городах, вокруг них и во многих странах.
 
    5.Как ни странным это может показаться на первый взгляд, в больших городах естественным кардинальным решением транспортной проблемы в настоящее время (опять-таки, на мой взгляд) является предоставление существенно больших возможностей мускульному транспорту - велосипеду, что не является сейчас неразрешимой задачей (см. далее п.п.7 и 8), тем более, что при необходимости и сам велосипед может быть снабжен небольшим вспомогательным электродвигателем.
   Такое, отчасти «мускульное» решение задачи позволит облегчить разрешение и других весьма серьезных проблем (по п.п.3 и 4), которые могут быть улажены доброжелательной общественностью в гармонии с благодатной Природой. Однако это произойдет лишь в том случае, если не откладывать проблемы далее в долгий ящик, когда глобальные кризисы и возмущенная Природа порешат все сами.

    6.Примером тому могут служить «намеки», которые по нарастающей показывает нам Природа. Так было в Японии, в Индонезии и неоднократно в Америке (Новый Орлеан, Нью-Йорк и в других городах и штатах). Там, помимо всех страданий, пережитых населением и гибели десятков людей (на автодорогах ежечасно погибает гораздо больше), ураганом было уничтожено в одном случае более 350 тыс. автомобилей, а в другом – более 250 тыс. Тем не менее, государство продолжает вкладывать средства в производство автомобилей. Новое их производство (дальнейшее ограбление Природы) можно назвать – «мартышкин труд». Однако дальнейшую игру с Природой можно охарактеризовать как игру в «кошки-мышки». Исход такой игры сейчас более чем очевиден. Некоторых государств такие «намеки» еще не коснулись и они продолжают надеяться на то, что к ним это не относится. Это благодушное заблуждение. Намеки относятся ко всем нам. Природа четко дает понять, что такой вариант «всепожирающей» глобализации ее, явно, не устраивает. Пострадать могут не только мы – сегодняшние «безумцы», но и не виновные в этом преступлении – наши дети. Все это – неизбежные последствия глобальной автомобилизации и потребительского отношения многих к жизни – хватай все себе больше и сразу. Материальные излишества в обществе сейчас - колоссальные. Конечно, далеко не у всех.

    7.Поэтому следовало бы более серьезно реализовывать возможности экологически чистых и «мускульных» видов транспорта, которых сейчас достаточно много. В частности, немало различных видов велосипедного транспорта, избавляющего одновременно и от болезни века - гиподинамии. Во многих странах велосипед уже занял весьма значимые позиции в качестве повседневного персонального транспортного средства. Но этого еще недостаточно для ликвидации серьезного нанесения ущерба всему живому. Достаточность сможет возникнуть, вероятно, только тогда, когда повседневно личным автомобилем будут пользоваться в городе не более 5-10% трудоспособного населения. Кто-то воспользуется велосипедом, кто-то – общественным транспортом, а кто-то предпочтет ходить пешком.

     8.Некоторые из новых возможностей велосипедного транспорта, как личного, так и общественного, достаточно подробно рассмотрены в авторской статье «Велополитен, мощный велосипед, велосамокат и еще …» на сайте Велотранспортного союза, где предусмотрены и решения для любых климатических и погодных условий. Дополнительный материал имеется и в других авторских публикациях на этом же сайте и на сайте Дома ученых и специалистов Реховота («Классификатор природопользовния», «Постановка новых проблем», «Кризисы и велосипедизация – актуальная велософия», «Общество и велосипед – источники демократии» и др.), а также на сайте Проза.ру («Для автопрома и экологам», «Лиха беда – начало», «Получил сообщение», «Игра стоит свеч». Названная публикация особенно актуальна для городов с гористым рельефом и даже для  «безлошадных» простых пассажиров и инвалидов.

    9.Конечно, ни в коем случае нельзя исключать необходимость пользоваться автомобилем. Он необходим, но только там, где без него обойтись нельзя. Предшествующие поколения прекрасно обходились без него и без других массовых излишеств, однако, игнорировать прогресс цивилизации невозможно, да и нецелесообразно. Необходимо лишь всегда соблюдать разумное самоограничение в  природопользовании. Пусть сказанное не звучит как назидание - это лишь простая констатация накопившихся фактов, которые, как известно – вещь упрямая.

     10.Здесь может создаться законное впечатление о том, что без большого автомобиля значительная масса трудоспособного населения может остаться без работы. Да, к этому временному варианту развития событий надо готовиться уже сейчас и безотлагательно. Поэтому уже сейчас желательно начать постепенно приучать себя  отказываться от навязываемого громогласной рекламой безрассудного расточительства.
    Следует помнить, что без пожирания невосполнимых природных ресурсов и при этом еще и громадных расточительных трудозатрат, жизнь рядового гражданина многократно облегчится, но это может произойти, естественно, не в один момент, но достаточно быстро. Вряд ли нам следует тогда опасаться большого нашествия безработицы. Работы хватит всем в разумных и достаточных для плодотворной жизни пределах. Наверняка здесь понадобятся и светлые головы, и умелые рабочие руки для того, чтобы благоустраивать нашу повседневную жизнь в гармонии друг с другом и с окружающим миром. Нужно будет срочно восстанавливать лесные массивы – легкие планеты, развивать фундаментальные и прикладные науки в самых различных областях, в том числе профилактическую и лечебную медицину, продвигать прогрессивные, сберегающие окружающую среду технологические процессы и многое, многое другое. Предстоит построить не отчуждающие земли протяженные подвесные эстакадные магистрали для различных транспортных средств, создавать комфортные условия жизни в мегаполисах и на периферии и т.д. и т.п. Каждый сможет выбрать дело себе по душе. Кстати о ней (душе) и о совершенствовании своих духовных потребностей – времени будет достаточно, чтобы  серьезно поразмыслить об этом. Ежедневной материальной гонке ради выживания наступит естественный конец. Все это может стать ближайшей реальностью – новейшие благоприятные технологические процессы уже существуют и не только на бумаге. Их надо спешить осваивать и начать активно действовать в этом направлении. В противном случае углубляющаяся сейчас эгоистическая разобщенность в человеческом сообществе и полная дисгармония с Природой грозят уже ощутимым сценарием глобальных потрясений не только от нее, но также и вследствие возможности враждебного взаимного самоуничтожения.    
 
                Прошу прощения за многословие.  Автор: Поль Райкин, инженер.


Рецензии
Отвечает энтузиаст развития велотранспорта, и более того, развития именно веломобильного транспорта, Эпштейн Владимир Ильич (член МРОО Велотранспортный Союз (Налимов И.П.), ЦНИИ Проектирования Велотранспорта (Маркин И.В.), Веломобильного Центра (Суздальцев Г.С.).

Во-первых полностью поддерживаю положения статьи и всю статью в целом. Считаю статью важной и своевременной, хотя сама проблема перезрела давно.

Я в своих материалах, передаваемых на сайты: www.velotransnii.ru, mail@members.velotransunion.ru., etrakeb, velomobile.org и др. поднимал и поднимаю те же вопросы и проблемы, которые высказывает уважаемый автор.

Конечно, главная мысль автора высказана в конце статьи в п. 10. Развивая её хочу сказать, что противоречие глобального развития человечества в том и заключается, что осваивая, захватывая и перерабатывая окружающие нас пространственные и энергетические ресурсы, мы выполняем свою основную миссию жизни (то же делает и всё живое), при этом, при истощении указанных ресурсов и/или накоплении отходов деятельности, наступает критический момент, когда популяция - (человечество) либо погибает, либо переходит на новый уровень своего существования.
Поэтому дело здесь не столько в нежелании понять и принять новую парадигму жизни и эгоизме людей, особенно в России, а в преодолении некого инстинкта указанного освоения и распространения.

В принципе, я считаю, что только люди, как сознательные существа животного мира, (которые и создали указанный критический момент своего развития) могут преодолеть стоящее перед человечеством указанное противоречие.
Я давно предлагаю (я не автор, я только согласен с предложением): "Люди, давайте любить друг друга по-настоящему, не кривя душой, не повторяя, а делая. Любите других, как самого себя, сильнее, чем себя". Также важно взаимное понимание и согласие между людьми, понимание целей и задач при взаимодействии людей, групп и народов. Сейчас сильно распространено взаимное равнодушие, которое усиливается теми же обстоятельствами, которые обусловили кризис общества. Давайте вместе преодолеем кризис.
Я думаю, что с этого может начаться новый отсчёт нашей жизни.

С уважением, Эпштейн Владимир Ильич.

Вова Из Перова   13.11.2012 15:09     Заявить о нарушении
Большое Спасибо, Владимир!
Хотелось бы только отметить, что все живое (кроме человека) не потребляет не возобновляемых природных ресурсов. Все, что потребляют животные, они тут же возвращают обратно в круговорот Природы. "Человек разумный" калечит Природу. Поэтому ему следует убрать приставку "раз" и действительно стать умным человеком - без кавычек. Днями сделаю небольшое дополнение к обсуждаемой публикации.
С уважением, Поль.

Поль Райкин   13.11.2012 16:22   Заявить о нарушении