Ирина, любовь моя студенческая

фото- Ирина Александровна Горянина. 1951г.          

        ИРИНА,  ЛЮБОВЬ СТУДЕНЧЕСКАЯ

       До студенческих лет у меня не было серьёзных
влюблённостей и ни с одной девушкой я не дружил.
Но в 1950 году в наш институт ( МЛТИ) поступила
на  лесохозяйственный факультет Горянина Ирина
Александровна 1933 года рождения, москвичка.
Мне было 21 год, Ирине 18 лет.
      Сразу после её поступления в институте был
студенческий вечер с танцами и самодеятельностью.
Танцевал  я хорошо, однажды  на конкурсе по танцам
 даже выиграл гитару за лучшее исполнение
бальных танцев. Пригласил Ирину на танец.
      Станцевали мы с ней несколько танцев. Она так
легко танцевала, мне так понравилось о чём я сказал
Ирине. Она ответила, что и ей понравилось со мной
танцевать. Поэтому я больше от неё не отходил и
старался приглашать её раньше других кавалеров.
А приглашать её стремились многие. Очень она
видная была дивчина.
       Но вот подошёл к ней мой однокурсник, считав-
шийся у нас девичим сердцеедом, Юра Лебедев по
 нашим студенческим меркам самый красивый
        среди нас парень, кудрявый, с пышной шевелюрой,
высокий, интеллигентный парень. С таким конку-
рировать бесполезно. Приглашает Ирину на танец.
У меня появилась в душе какая-то ревность. Но Ира
с Юрой танцевать не пошла, а со мной через пяток
минут пошла. Это придало мне какую-то смелость
и я напросился проводить её после вечера домой.
      Она согласилась. Я сказал ей, что боялся она
не согласится. А она мне в ответ – А я боялась ты
меня не проводишь. Вот так без всяких там правил
                1
этикета мы с ней как-то сразу перешли на ты.
И нам не показалось это странным. Всё вышло так
как-будто мы с ней знакомы давно давно.
      С этих пор мы встречались каждый день.
А 12 января 1951 года на её дне рождения я позна-
комился с её мамой, Варварой Сергеевной, и
бабушкой Марией Васильевной. Они так хорошо
ко мне отнеслись, породственному. Мне было
легко с ними общаться. А Варвара Сергеевна даже
попросила меня Ирочку провожать после занятий
домой, не оставлять её одну без присмотра.
К Ирине часто приставали парни и в институте и
даже в электичке. Уж очень она видная и заметная
была дивчина. Мне трудно самому описать её
внешность и дать ей характеристику, поэтому я
приведу заметки о ней моего однокашника Стаса
Бычкова, постоянного и бессменного старосту
нашего курса, который написал и раздал всем одно-
курсникам книгу – “Слово об институте и однокаш-
никах”, изданной в 2008 году в Москве.
      В этой книге С.А.Бычков дал характеристику
Ирине, с которой вместе работал в Госплане СССР.
Так он пишет на стр. 54 – 55 “Среди коллег по работе
в Госплане у меня сложились тесные деловые связи
и дружеские отношения с Креслиной Ириной
(в девичестве Горянина). Это можно объяснить
с сохранившимися симпатиями к ней со времени
студенчества, а также тем, что жили мы в одном
районе Сокольников. Она жила в Колодезном пере-
улке с дочкой и мамой – участницей партизанского
движения и подполья во время Великой Отечест-
венной войны.” “Она занималась планированием
лесосечного фонда и заданий по вывозке леса
Министерству внутренних дел СССР – крупнейшему
                2
лесозаготовителю. В период разработки плана
вокруг неё постоянно “вращались” полковники и
прочие милицейские чины.
      В студенчестве Ирина выделялась среди девушек-
сверстниц. По нынешним временам она могла бы
иметь все шансы носить звание “Королева красоты”
института. Изящная, чернобровая, с миндалевидным
разрезом глаз, со смоляной косой до пояса. К тому
же лидер, комсомольский активист, со звонким
голосом и заразительным смехом. В неё были влюб-
лены многие ребята, но взаимностью пользовался
студент, старший на один курс – Валентин Кашлев.
Их общение и дружба продолжались и после окон-
чания института, но дело до брака не дошло. О при-
чинах не могу судить.
      В сборнике стихов “Русь” в автобиографическом
очерке Валентин не упоминает о своей первой
студенческой любви. Я не нашёл ни одного стихо-
творения, посвящённого её образу.”
    “Поэтому решил восполнить пробел этими
воспоминаниями, но я не поэт и не могу воплотить
в стихах образ “Прекрасной дамы”.
      Вот что написал мой однокашник Станислав
Бычков. Я прочитал его книжку. Вновь пережил
жизнь вместе с однокашниками. Вновь пережил
свою жизнь и взаимоотношения с Ириной и 10 ав-
густа 2008 года написал письмо С.А.Бычкову с объяс-
нением всех событий тех дней, когда Ира была
моей гражданской женой. Теперь на склоне лет
можно говорить об этом. Никому неприятностей
мои сведения не принесут. Вот это письмо –
      Привет, доргой Стас. С удовольствием прочитал
твой сборник “Слово об институте и однокашниках”.
Вновь прожил жизнь вместе с однокашниками.
                3
И, знаешь, мы многое не знали друг о друге.
А теперь, мне кажется, что каждый обогащает
своим опытом всех и все обогащают каждого.
Молодец ты Стас, просто молодец. Спасибо тебе
за этот кропотливый труд.
      Когда читал в черновике, как то не доходило,
а когда прочитал готовую книгу, она вызвала
такую ностальгию по прошлым временам, что
не хватает слов изложить всю гамму чувств и
переживаний.
      Вновь пережил свою жиэнь и взаимоотношения
с Ириной. Ты не представляешь, Стас, как это тяжело
сознавать, что судьба давала нам с Ириной шанс
жить в большой и взаимной любви, а мы этот шанс
не могли использовать.
      Главную роль в разлучении нас сыграли Ирины
бабушка (Мария Васильевна) и мама (Варвара
Сергеевна). Ирочка росла без отца и была у них
единственной радостью, над которой они дышали.
Она была смыслом их жизни и её жизнь у них была
строго регламентирована их желаниями.
      Когда мы начали встречаться, Ирочка не сдержи-
вала своих чувств, была всегда весёлой и довольной.
Это поначалу радовало бабушку с мамой и они даже
поощряли наши встречи.  Два  года мы прожили
как в сказке. Бабушка работала фармацевтом в аптеке,
 мама в МВД (кем так и не узнал). Отец Ирины
также работал в системе МВД – погиб, когда не знаю.
      Бабушка и мама на работе – мы в комнатке на
Колодезном упивались с Ириной друг другом.
В течение двух лет мы жили настоящим граждан-
ским браком без ведома бабки и матери. Ездили
с Ириной на Кавказ на три месяца на практику по
бересклету. Вот уж были счастливые дни!
                4
      Когда бабка с матерью узнали, что мы намерены
всерьёз скрепить свои отношения, то стали делать
всё, чтобы разлучить нас. Как-то мы с моей мамой
были в Москве и заехали на Колодезный. Мне хоте-
лось познакомить маму с Ириными бабушкой и ма-
мой. Лучше бы я этого не делал. Встреча прошла
очень хорошо, но зато потом, через некоторое время,
я случайно услышал разговор Ириных бабки и мамы.
      Я выходил в туалет и когда вышел, то бабка
Мария Васильевна громко выговаривала Ире –
“И за этого нищего ты хочешь замуж? Ты видела его
мать, что она вам может дать неграмотная женщина.
Их в семье семь человек (это про нас) живут в бараке
на 20 метрах и у тебя негде жить. Женихов у тебя
будут тыщи, а мать и я у тебя одни. Хотя бы нас
пожалела.”
      Ирина что-то возражала, что мы будем работать
и всё у нас будет, но бабка (в основном она) на крик
пошла: “Не забывай , Ира, ты родня князей. Твой дед
чистокровный князь, а не голытьба какая-то (это
бабкин муж армянин), что князь Абессалом скажет?
(Это родной брат мужа бабки, кажется). Абессалом
этот был на Ирочкиных похоронах.
      Вот такие дела, Стас. Что можно было предпри-
нять? Мы, конечно, встречались. Я писал ей стихи
(часть их потом переделано и под другими датами
вошло в мою книгу – РУСЬ). Но опять бабка: “ Кому
нужны твои вирши без денег и квартиры, блажь
какая, стихами сыт не будешь!”
      Потом мать мне прямо задала вопрос – Как я
отношусь к Ирине? Очень люблю отвечаю. А если
любишь, Валя, дай ей возможность обдумать свою
жизнь всерьёз, попробуй не вмешиваться в её жизнь.
И постоянно давили на Иру, что я ей не пара, что
                5
она такая хорошенькая, ещё найдёт себе настоящую
судьбу (Это при встречах мне Ирина рассказывала).
Время показало, что этого не случилось.
      Однажды Ира сама мне намекнула – Может нам
и правда расстаться? Ты этого хочешь? – мой вопрос.
Она отвечает – Не знаю, но может  да. Я развернулся
и  ушёл. Что чувствовал? Нежелание жить, конец
света. Но мужик ведь всё же.
      Случайные встречи в институте – делаем вид,
что не замечаем друг друга. Прошло недели две.
Вдруг приезжает в институт Варвара Сергеевна,
находит меня – просит поговорить. Сообщает, что
мы все сделали ошибку, Ирочка переживает и хочет
чтобы ты опять приходил к нам.
      Я отвечаю – Варвара Сергеевна, вы же с Марией
Васильевной всё сделали, чтобы нас разлучить.
Мария Васильевна в лицо мне говорила, что если б
я был кандидат наук с хорошей зарплатой и квар-
тирой, то мог бы претендовать на Ирочку. У меня
же нет пока ни кандидатской, ни денег ни квартиры.
Не подхожу я вам такой нищий тип.
      Она мне – Валя, пожалей меня (понимаешь, Стас,
МЕНЯ, а не Иру) я обещала Иришке привезти тебя.
Мне бы выдержать паузу, сказать бы ей помужски –
Мол все сейчас плохо живут, но я сделаю всё, чтоб
Ирочка была счастлива и вы  все гордились мной.
Но, Стас, я оказался слаб в коленках – скорей к Ире,
какой  уж тут пафос. Так мы с Ириной снова оказа-
лись в объятиях друг друга.
      А потом окончание института. Говорю Ире –
Ира, я получил назначение лесничим Лесодолго-
руковского  лесничества (Подмосковье). Она –
А как я буду ездить на учёбу? –( Она была на третьем
курсе, перешла на четвёртый)- И жилья пока посто-
                6
янного нет. Устраивайся, потом увидим.
      Работа в 97 км от Москвы. Транспорт плохой.
Тогда паровичок ходил до Волоколамска с Рижского
вокзала. До Лесодолгоруково 3 часа езды. Потому
встречаться мы могли практически только в выход-
ные дни. А в выходные бабка с матерью – дома.
Не каждый раз отпускают дочку погулять. Выйдет
на улицу, сходим в парк Сокольники, куда-нибудь
в кафе и подъездные поцелуи. Это жизнь? Да и не
каждый выходной мы могли встречаться. Её ко мне
не отпускали, говорю – А ты в самоволку. Она – Да ты
что, меня с милицией разыскивать будут. Всё это,
конечно, отдаляло постепенно нас друг от друга.
      А иной раз и мне было недосуг ехать на встречу.
Работа была в то время интенсивная, да ещё дом
сразу затеял строить, А тут ещё связь. По телефону
еле дозвонишся, а тебе отвечают Ирочки нет.
А однажды бабушка ответила, что она ушла с моло-
дым человеком в театр. А мы в этот раз договари-
вались встретиться. Потом я узнал, что ни в каком
театре она не была, ходила в магазин. Вот так-то.
      А потом однажды Ира мне объявляет – Выхожу
замуж за Креслина. Мой вопрос – И все проблемы у
него решены и деньги и квартира? Она отвечает:
У него в Подмосковье хороший дом, распределение
тоже в Подмосковье на хорошую должность.
      Нашёл в себе силы ответить ей: Желаю счастья,
надеюсь твои родственники ему не будут мешать,
как мне. А для меня ты умерла. Всё нет тебя. Прощай.
      Вот так мне дали окончательный отвод. С год
переживал, а потом женился. Жена Роза Ивановна
замечательный человек. В принципе у неё нет отри-
цательных качеств. Стал ждать первенца. И вдруг
узнаю – Креслин то оказывается приехал работать
                7
в Лесодолгоруково – в Лесодолгоруковский лес-
промхоз. Спрашиваю – Как дела? – Да вот, говорит,
жениться надо. Я говорю: Как так, а Ирина?
-Ирина развелась со мной, приезжала бумаги под-
писывать.Вот так. Почему? – спрашиваю. – Он го-
ворит не знаю, вот болел – нога дрыгается. Так и
не сказал, а я и не спрашивал о причинах развода.
      А вообще то думаю он наговорил, в отличие от
меня, что у него и дом и должность и деньги и всё
такое. Бабке с матерью захотелось в дом из своей
крохотной комнатёнки, а оказалось всё туфтой.
Они его и наладили. Ни с кем они Ирочку делить
не хотят. Прожила она у них бедная дивчина как
в тюрьме – шаг влево, шаг вправо – побег. Поэтому
любила уезжать в командировки и, думаю, отрыва-
лась там по полной.
      У меня уже было два сына, у Иры – дочь. Встрети-
лись как-то, посидели в ресторане, погуляли, а ска-
зать-то вдруг оказалось друг другу нечего. Погово-
рили о работе, о том о сём. Прошло ещё время.
Я уже работал в Тимирязевке, был кандидат, дирек-
тор лесной опытной станции ТСХА (Тимирязевка),
исполнял обязанности декена факультета почвове-
дения и агрохимии, вдруг звонок на кафедру лесо-
водства – Ира. Встретились, поплакалась (всерёз
никогда её не видел, чтобы она плакала). Бабушка
умерла, живут там же с мамой и дочкой, обещали
квартиру в МВД. Это наша последняя встреча –
у меня своя семья- я уже привык – ответственность
за детей и потом всё очерствело, отупело.
      Но, когда она умерла, и Валя Игнатьева (Пили-
пенко) позвонила, времени было в обрез, чтоб
успеть попрощаться. Я работал зав. Плодопитом-
ником в с-зе Память Ильича (Тарасовка, Пушкин-
                8
ского района). Имел уже свою машину – 412 мос-
квича. На ней и поехал на Колодезный. Открыла
дверь мне Варвара Сергеевна , постаревшая. Когда
мы с Ирой познакомились ей было 37 лет – краси-
вая, цветущая. Кинулась мне на шею: Валя, несчастье
то какое, как же это. Но я стоял столбом, не оценил
её чувств и своих не смог сдерживать. Она это види-
мо почувствовала, быстро взяла себя в руки и пош-
ла встречать других гостей.
      Абесаллом в беседе со мной обмолвился:
Вот если б она (Ира) была с тобой, может этого бы
и не случилось. Она при встрече всегда тебя вспо-
минала. Что я мог ответить – опять невпопад –
за что боролись.
      После похорон вскоре  Варваре Сергеевне с
внучкой от МВД дали квартиру и они с Колодезного
переехали. Больше у меня с ними никаких контактов
не было.
    Когда Ира была жива, как то легче было. А когда
умерла – её нет и никогда не будет, вот только тог-
да я почувствовал по настоящему боль утраты и не
мог избавиться от чувства какой-то обидной
глупости, что мы не использовали с Ириной шанс
жить вместе во взаимной любви.

      

 
               


Рецензии
Валентин! Молодые годы даны нам не только для учёбы, но и испытать первое
чувство любви! Но, как правило, оно не бывает на всю жизнь! Судьба подкидывает
много вариантов. Ведь студенческая жизнь богата впечатлениями......
Ваш рассказ искренний, вы добились хорошей работы, появились двое сыновей, это
великое счастье! А первая любовь жила в уголке сердца....
Спасибо Вам за Ваши воспоминания!
С теплом и уважением и поздравлением с Новым годом! Пусть он будет для Вас
удачным!!!!!

Галина Поливанова   03.01.2024 12:08     Заявить о нарушении
Спасибо, Галина за отзыв и добрые пожелания.
Вас поздравляем с Новым Годом!
Желаем счастья и добра,
И больше солнечной погоды,
Чтоб было в жизни вам всегда,
Чтоб вся родня была здорова,
Чтоб наша Родина цвела,
И чтоб нас не лишили крова
Международные дела.

Во всём желаю вам успехов,
Пусть беды не волнуют кровь
И путеводной будут вехой:
Здоровье, счастье и любовь! С уважением

Валентин Кашлев   03.01.2024 12:53   Заявить о нарушении
Валентин! Вы очень талантливый человек! УДАЧИ!

Галина Поливанова   03.01.2024 12:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.