Изабелла Ахатовна Ахмадулина. Памяти Поэта

       "Девичья  фамилия  моей  бабушки  по  материнской  линии  -  Стопани  - была
 привнесена в Россию итальянским шарманщиком, который  положил  начало  роду,
 ставшему  впоследствии  совершенно  русским,  но  все  же  прочно, во многих
 поколениях украшенному яркой чернотой волос  и  глубокой,  выпуклой  теменью
 глаз.

 Дед  моего  отца,  тяжко  терпевший  свое  казанское  сиротство  в  лихой и
 многотрудной бедности, именем своим объясняет простой секрет моей  татарской
 фамилии.
  Люди  эти,  познавшие  испытания  счастья и несчастья, допустившие к милому
 миру мои дыхание и зрение, представляются мне прекрасными - не больше  и  не
 меньше  прекрасными,  чем  все люди, живущие и грядущие жить на белом свете,
 вершащие в нем непреклонное добро Труда, Свободы. Любви и Таланта."
 (МОЯ РОДОСЛОВНАЯ, БЕЛЛА АХМАДУЛЛИНА)

    "Во мне все время брезжило какое-то касание Казани. Но здесь становится особенно заметно, что я - Ахмадулина, что я - Ахатовна. Это волнует. Это награждает. Я видела здесь много родственной ласки. И вспоминала отца моего, Ахата Валеевича Ахмадулина.

 Я когда-то написала очень легкомысленную и нескладную поэму «Моя родословная». Там, конечно, упоминалась татарская линия моего происхождения, устройство моей души, моей крови. Мой отец был белокур и светловолос, и лишь чуть нависавшие над приподнятыми скулами веки намекали на его нерусское происхождение. Он родился в Казани, как и все его предки...
 Отец довольно рано в связи с его работой покинул Казань и оказался в Москве. Потом началась война, он был на ней все время...
 Поскольку отцу не с кем было перемолвиться в Москве по-татарски, мне, когда я начала говорить, велели твердить: я - татайка, я - татайка, я - татайка… Больше у него собеседников не было. А когда отец вернулся с войны, после ранений и контузий, он по ночам говорил по-татарски в нездоровом сне, поминая о смерти. И вдруг сказал: «Квадрат сорок два - сорок девять»… Точную цифру не помню. Может быть, это относилось к каким-то военным указаниям, артиллерийским или другим. И я ему: «Папа, ты в Москве до чего дошел, по-татарски даже до сорока сосчитать не умеешь!» Он ответил: «Я-то умею, но тот, кто услышит, может меня не понять»…

 Мне сегодня довелось перемолвиться с очаровательными барышнями, молодыми людьми. И они говорили о том, что поэзия, не только моя, а вообще поэзия, исполнена печали, как бы обрекает на печаль, и не только пишущего человека, но и того, кто ей внемлет. И есть ли это долг поэзии - печалить? Нет, это не так. Но как-то устроено в мире, что именно по-эты, с отверстыми душами, отверстыми как раны сердцами готовы принять и претерпеть боль свою, других людей и других живых существ. И поэтому в моих стихах последует некоторая печаль."

 Это я — в два часа пополудни
 Повитухой добытый трофей.
 Надо мною играют на лютне.
 Мне щекотно от палочек фей.
 Лишь расплыв золотистого цвета
 понимает душа — это я
 в знойный день довоенного лета
 озираю красу бытия.
 «Буря мглою...», и баюшки-баю,
 я повадилась жить, но, увы, —
 это я от войны погибаю
 под угрюмым присмотром Уфы.
 Как белеют зима и больница!
 Замечаю, что не умерла.
 В облаках неразборчивы лица
 тех, кто умерли вместо меня.
 С непригожим голубеньким ликом,
 еле выпростав тело из мук,
 это я в предвкушенье великом
 слышу нечто, что меньше, чем звук.
 Лишь потом оценю я привычку
 слушать вечную, точно прибой,
 безымянных вещей перекличку
 с именующей вещи душой.
 Это я — мой наряд фиолетов,
 я надменна, юна и толста,
 но к предсмертной улыбке поэтов
 я уже приучила уста.
 Словно дрожь между сердцем и сердцем,
 есть меж словом и словом игра.
 Дело лишь за бесхитростным средством
 обвести ее вязью пера.
 — Быть словам женихом и невестой! —
 это я говорю и смеюсь.
 Как священник в глуши деревенской,
 я венчаю их тайный союз.
 Вот зачем мимолетные феи
 осыпали свой шепот и смех.
 Лбом и певческим выгибом шеи,
 о, как я не похожа на всех.
 Я люблю эту мету несходства,
 и, за дальней добычей спеша,
 юной гончей мой почерк несется,
 вот настиг — и озябла душа.
 Это я проклинаю и плачу.
 Пусть бумага пребудет бела.
 Мне с небес диктовали задачу —
 я ее разрешить не смогла.
 Я измучила упряжью шею.
 Как другие плетут письмена —
 я не знаю, нет сил, не умею,
 не могу, отпустите меня.
 Это я — человек-невеличка,
 всем, кто есть, прихожусь близнецом,
 сплю, покуда идет электричка,
 пав на сумку невзрачным лицом.
 Мне не выпало лишней удачи,
 слава богу, не выпало мне
 быть заслуженней или богаче
 всех соседей моих по земле.
 Плоть от плоти сограждан усталых,
 хорошо, что в их длинном строю
 в магазинах, в кино, на вокзалах
 я последнею в кассу стою —
 позади паренька удалого
 и старухи в пуховом платке,
 слившись с ними, как слово и слово
 на моем и на их языке».

 из статьи «Ахмадулина. Тайный союз слов», которую предоставил писатель, друг Беллы Ахмадулиной, неизменный участник казанского «Аксенов-феста» Евгений Попов редакции ИА «Татар-информ». Это публикация поэтессы о ее татарских корнях.

 **

 Знаменитая российская и советская поэтесса Белла Ахмадулина скончалась 29 ноября на 74-м году жизни. У нее случился сердечно-сосудистый криз.

 Белла Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в Москве. Ее отец - татарин по национальности, заместитель министра, а мать - русская итальянского происхождения, работавшая переводчицей в КГБ. Начала писать стихи еще в школьные годы. Окончила Литературный институт в 1960г.

 В 1964 году снялась в роли журналистки в фильме «Живет такой парень». Первый сборник стихотворений «Струна» появился в 1962г. Далее последовали поэтические сборники «Озноб» (1968), «Уроки музыки» (1970), «Стихи» (1975), «Метель» (1977), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983), «Сад» (Государственная премия СССР, 1989).

 Неоднократно посещала Казань. В частности, была участницей I Международного литературно-музыкального фестиваля «Аксенов-фест-2007». Тогда же ей и Василию Аксенову Президент РТ вручил медаль «В память тысячелетия Казани». Обладатель звания почетного доктора КГУ.

 Министр культуры Татарстана поделилась воспоминаниями от знакомства с поэтессой.

 (Казань, 30 ноября, «Татар-информ», Кристина Иванова). Заместитель Премьер-министра РТ – министр культуры Зиля Валеева поделилась с корреспондентом ИА «Татар-информ» воспоминаниями от знакомства с поэтессой Беллой Ахмадулиной, скончавшейся вчера.

 По словам З.Валеевой, до 2007 года, когда в Казани впервые прошел фестиваль «Аксенов-фест», участие в котором приняли и Белла Ахмадулина, и Василий Аксенов, оба ныне покойные, она не была лично знакома с поэтессой. «Мне приходилось слышать ее выступления в Москве. А пообщаться лично шанс представился в 2007 году в Казани. Помню, мы выходили с ней из театра в первом часу ночи, а ребята, студенты, ждали Изабеллу Ахатовну. Это было так здорово, что они не только побывали на вечере, но еще и после выступления ждали ее со сборниками стихов для получения автографа», - поделилась министр.


 «Такие люди помогают нам всем оставаться людьми, - уверена Зиля Валеева. – Такой уровень восприятие сути жизни редко встретишь. Такие люди даются человечеству как камертон».

 Как рассказала глава Минкультуры РТ, Белла Ахатовна вспоминала свой первый приезд в Казань. «Она приехала сюда впервые во время войны - в голодную Казань. Это не было радостью для тех, к кому она приехала – лишний рот, да и у нее самой остались не самые приятные впечатления, - говорит Зиля Валеева. – Но я была так рада, что в 2007 году ей не только смогли воздать по заслугам у нас в городе, но еще и окунули в эту любовь. Когда она иногда забывала строки из своих стихов, зал подсказывал – это были удивительно трогательные встречи».

 По словам Зили Валеевой, летом нынешнего года, когда в Казань приезжал Евгений Евтушенко, он по особому пронзительно прочитал стихотворение, посвященное Ахмадулиной, которое заканчивается строками: «…Белла Первая музы российской, и не будет нам Беллы Второй». «Когда уходят такие люди, как-то особенно точно понимаешь, что не будет Беллы второй, - со слезами на глазах произнесла министр культуры республики. – Белла первая в своих стихах, в своем творчестве. Она остается с нами. Те, кто слышал ее со сцены, на всю жизнь запомнят ее голос. Хорошо, что всегда можно достать ее томик и прочитать стихи. Такой камертон каждый человек должен держать около себя, пусть в виде сборника стихов».

 *

 Кратко о Б.Ахмадулиной
 Евгений Евтушенко

 Родилась в Москве.

 В числе предков - с материнской стороны итальянцы, осевшие в России, и среди них революционер Стопани, чьим именем был назван переулок в Москве. С отцовской стороны - татары. Когда в 1955 году первые стихи Ахмадулиной появились в журнале "Октябрь", сразу стало понятно, что пришел настоящий поэт. Поступив в этом же году в Литинститут, она была там королевой, и в нее были влюблены все молодые поэты, включая и составителя этой антологии, который стал ее первым мужем. Ее талантом восхищались и поэты старшего поколения - Антокольский, Светлов, Луговской, а вот Пастернака она только однажды встретила на тропинке, но постеснялась ему представиться. Усвоив ассонансную "евтушенковскую" рифмовку, она резко повернула в совершенно другую сторону - в шепоты, шелесты, неопределенность, неуловимость. Однако я не согласен с точкой зрения Вольфганга Казака, который называет ее поэзию "аполитичной". Аполитичность как бы подразумевает политическое равнодушие. Поэзия Ахмадулиной, да и ее поведение скорее антиполитичны. У ее стихов "Елабуга", "Варфоломеевская ночь", "Сказка о Дожде" не отнимешь ее особой, я бы сказал, интимной гражданственности, проникнутой презрением ко всему тому, что есть политика, унижающая и уничтожающая людей. Хрупкая, нежная рука Ахмадулиной подписала все письма, которые только можно припомнить, в защиту диссидентов и многих других попадавших в беду людей. Ахмадулина ездила в ссылку к Сахарову, найдя мужество пробиться сквозь полицейский кордон. Ахмадулина пишет элегантную прозу, выше сюжета ставя тонкость языка, как, впрочем, и в поэзии. В 1989 году ей, убежденно антиполитическому поэту, присуждена Государственная премия СССР. Ахмадулина - почетный член американской Академии искусств.

 Источник: Строфы века. Антология русской поэзии. Сост. Е.Евтушенко. Минск-Москва,
 "Полифакт", 1995.


 АНДРЕЮ ВОЗНЕСЕНСКОМУ

 Ремесло наши души свело,
 заклеймило звездой голубою.
 Я любила значенье свое
 лишь в связи и в соседстве с тобою.

 Несказанно была хороша
 только тем, что в первейшем сиротстве
 бескорыстно умела душа
 хлопотать о твоем превосходстве.

 Про чело говорила твое:
 - Я видала сама, как дымилось
 меж бровей золотое тавро,
 чье значенье - всевышняя милость.

 А про лоб, что взошел надо мной,
 говорила: не будет он лучшим!
 Не долеплен до пяди седьмой
 и до пряди седой не доучен.

 Но в одном я тебя превзойду,
 пересилю и перелукавлю!
 В час расплаты за божью звезду
 я спрошу себе первую кару.

 Осмелею и выпячу лоб,
 похваляясь: мой дар - безусловен,
 а второй - он не то, чтобы плох,
 он - меньшой, он ни в чем не виновен.

 Так положено мне по уму.
 Так исполнено будет судьбою.
 Только вот что. Когда я умру,
 страшно думать, что будет с тобою.


 Не случилось. А.Вознесенский ушёл раньше. Теперь она...


 Так долго я жила, что сердце притупилось,
 но выжило в бою с невзгодой бытия,
 и вновь свежим-свежа
 в нем чья-то власть и милость...

 *

 Потом я вспомню, что была жива,
 зима была, и падал снег, жара
 стесняла сердце, влюблена была -
 в кого? во что?
 Был дом на Поварской
 (теперь зовут иначе)... День-деньской,
 ночь напролет я влюблена была -
 в кого? во что?
 В тот дом на Поварской,
 в пространство, что зовется мастерской
 художника.
 Художника дела
 влекли наружу, в стужу. Я ждала
 его шагов. Сморкался день в окне.
 Потом я вспомню, что казался мне
 труд ожиданья целью бытия,
 но и тогда соотносила я
 насущность чудной нежности - с тоской
 грядущею... А дом на Поварской -
 с немыслимым и неизбежным днем,
 когда я буду вспоминать о нем...


 Борис Асафович Мессерер, народный художник России.
 
 когда по дому разбросаны салфетки и клочки бумаги со стихами его жены - Бэллы Ахмадуллиной, он скрупулезно собирает их и издает сборники. Как будто бы наверстывает упущенное: когда они познакомились, он совершенно не знал ее творчества.

 Теперь они знают друг о друге все. Он сходу продолжает забытую ею строчку, а она обожает его акварели с видами Тарусы и новаторские офорты. Эти и другие произведения почли за честь показать лучшие музеи страны на персональных выставках в юбилейный год художника...

 .....................................................
 .....................................................

 **

 Мне нравится, что Жизнь всегда права,
 что празднует в ней вечная повадка -
 топырить корни, ставить дерева
 и меж ветвей готовить плод подарка.
 Пребуду в ней до края, до конца,
 а пред концом - воздам благодаренье
 всем девочкам, слетающим с крыльца,
 всем людям, совершающим творенье...

 **

 По улице моей который год
 звучат шаги - мои друзья уходят.
 Друзей моих медлительный уход
 той темноте за окнами угоден.

 Запущены моих друзей дела,
 нет в их домах ни музыки, ни пенья,
 и лишь, как прежде, девочки Дега
 голубенькие оправляют перья.

 Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх
 вас, беззащитных, среди этой ночи.
 К предательству таинственная страсть,
 друзья мои, туманит ваши очи.

 О одиночество, как твой характер крут!
 Посверкивая циркулем железным,
 как холодно ты замыкаешь круг,
 не внемля увереньям бесполезным.

 Так призови меня и награди!
 Твой баловень, обласканный тобою,
 утешусь, прислонясь к твоей груди,
 умоюсь твоей стужей голубою.

 Дай стать на цыпочки в твоем лесу,
 на том конце замедленного жеста
 найти листву, и поднести к лицу,
 и ощутить сиротство, как блаженство.

 Даруй мне тишь твоих библиотек,
 твоих концертов строгие мотивы,
 и - мудрая - я позабуду тех,
 кто умерли или доселе живы.

 И я познаю мудрость и печаль,
 свой тайный смысл доверят мне предметы.
 Природа, прислонясь к моим плечам,
 объявит свои детские секреты.

 И вот тогда - из слез, из темноты,
 из бедного невежества былого
 друзей моих прекрасные черты
 появятся и растворятся снова.

 **

 - Пока! - товарищи прощаются со мной.
 - Пока! - я говорю. - Не забывайте! -
 Я говорю: - Почаще здесь бывайте! -
 пока товарищи прощаются со мной...

 Да будем мы к своим друзьям пристрастны!
 Да будем думать, что они прекрасны!
 Терять их страшно, бог не приведи!

 *

 ...И отстояв за упокой
 в осенний день обыкновенный,
 вдруг все поймут, что перемены
 не совершилось никакой.

 Что неоплатные долги
 висят на всех, как и висели, -
 все те же боли, те же цели,
 друзья все те же и враги.

 И ни у тех, ни у других
 не поубавилось заботы-
 существовали те же счеты,
 когда еще он был в живых...

 .............................

 Прощай ПОЭТ! ПРОЩАЙ!

 http://youtu.be/SzDfeN1GPh0


 ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
 ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~



 ПАМЯТИ БЕЛЛЫ

  Отзвучали ноктюрны из строк для громадного зала Вселенной,
  Голосок серебристый умолк, в полумгле растворившись над сценой.
  Помню: ты не читала стихи - ты их пела в далёком Тбилиси,
  Словно флейта звучала в тиши, а мелодия таяла в выси!

  Эта странная магия строф с той поры нежно властвует мною,
  Белла, звучное имя твоё - крик лебедушки ранней весною.
  Тает вечность, как тает свеча, озаряя безмолвные дали.
  Ночь предзимья, слеза горяча, стопка нот на уснувшем рояле.

  Уступая земные пути бесконечным декабрьским морозам,
  Светлым ангелом в выси лети, там ищи свои давние грёзы...
  Голосок серебристый не смолк, растворившись над призрачной сценой,
  Пишешь снова ноктюрны из строк для громадного зала Вселенной!

 Анна Джандиери-Фуникова 


 * * *

 Белла
 Вита Савицкая

  Мне сказали...что ТЫ...умерла...
  Как тебе не идёт ...это слово...
  Умирать не умеет...волна...
  Возвращаясь с прибоем к нам...снова...

  Просто сбросила...бренность свою...
  Как снимают ...любимое платье...
  Подарила его...ноябрю...
  На закате...на память...на счастье...

  Подарила ...и дальше пошла...
  Не пошла...поплыла...полетела...
  Пригодились...два нежных крыла...
  Те ...проросшие в душу из тела...

  ...............................
  ...............................

  Мне сказали...что ТЫ...умерла...
  Отцвела...отлюбила...допела...
  Но я вижу...как в вечность  стрела...
  Улетает...по имени...Белла...

 © Copyright: Вита Савицкая, 2010
  Свидетельство о публикации №11011301213




 Фото из Интернета



 Автор читает свои стихи:

 http://youtu.be/E2GK_36mCTI
 



 ССЫЛКИ на первоисточники:
 http://www.tatar-inform.ru/news/2010/11/30/247691/


Рецензии