Оноре де Бальзак и Бальзаковская формула любви

1.

Творчество Оноре де Бальзака знаменует звездный час французской литературы.

2.

Бальзак по натуре – борец. Вот почему он говорит: «Гениальность и бессилие несовместимы». Нечеловеческим трудом, волей и настойчивостью писатель добивается всемирной славы.

Романы Бальзака политы потом и кровью: гений литературы проявляет себя, великим тружеником.

Бальзак – литературный буйвол и пахарь, хотя в нём бьется нежное сердце.

Надо обладать бальзаковским величием духа, чтобы в славе видеть «обожествлённый эгоизм»: прозаик поднимает себя над славой каждодневным изнурительным трудом.

3.

Оноре де Бальзаку открыты тайны общественной жизни.

Бальзак через подзорную трубу наблюдает за жизнью общества Франции. Возможно, поэтому кажутся такими рельефными описываемые им события.

Бальзак с крестьянским упорством ищет правду в жизни, выявляет факты несправедливости и злоупотреблений власть имущими: он видит, что всему виной дельцы и шкурники!

Простолюдин Оноре де Бальзак знает нравы высшего света лучше любого аристократа, ибо смотрит на богатых глазами завистливого слуги, а не рассеянного вельможи.

Бальзак ведет ожесточенную борьбу с «желтым дьяволом» в литературе, которому люди поклоняются в жизни.

Бальзак – летописец «парижской растленности».

4.

Оноре де Бальзак – литературный колосс Родосский, у ног которого мельтешит человечество.

Бальзак мудр хотя бы тем, что снисходительно относится к тщедушному существу – человеку.

Нельзя отказать Бальзаку в пророческом даре, который ещё в первой половине XIX века предсказывает, что «Европа превратится в бестолковое скопище людей». Так оно и происходит в наши дни.

В прозе Бальзака решительно заявляет о себе монархическая идея: в каждом повороте сюжета мелькает тень королевской особы.

Бальзак-писатель – гений, Бальзак-историк – талант, Бальзак-философ – посредственность.

Навсегда останется в памяти людей бальзаковская Франция начала XIX века с её вожделённой плотью и меркантильным духом.

Романы Оноре де Бальзака чудодейственным образом превращают Францию в близкую и дорогую нам страну.

5.

Ни Данте, ни Бальзаку, заглядывающим в бездну нравственного растления человечества, не откажешь в мужестве.

Оноре де Бальзак – раблезианствующий реалист: изображая жизнь, он откровенно смеется над людьми.

Бальзак обладает микеланджеловской мощью духа.

Бальзак по-шекспировски всеохватывающий художник.

Бальзаковский «герой зла и порока» – это порождение Мефистофеля Гёте и предвидение «сверхчеловека» Ницше.

Оноре де Бальзак – Наполеон во французской литературе, но в отличие от Бонапарта не знает горечь поражений.

Бальзак и Пушкин – гении со славой, но без денег!

Бальзак – гладиатор на литературной арене, Гюго – олимпиец в лавровом венке.

По-разному живут гении: Оноре де Бальзак сопротивляется судьбе, Виктор Гюго деликатно берет ее под руку.

У Бальзака и Гюго различные судьбы: один – пловец в штормовом море, другой – путешественник на корабле.

Бальзак – преимущественно этический писатель, Гюго – эстетический: не случайно Гюго был поэтом, Бальзак лишь изредка писал стихи.

В отличие от сурового реалиста Эжена Сю Оноре де Бальзак выглядит сентиментальным юношей.

Великих писателей-реалистов Бальзака и Диккенса объединяет милосердие к обездоленным и нищим.

Бальзак вскрывает механизм финансовых надувательств, характерных для капитализма. За ним следуют Уильям Теккерей, Чарльз Диккенс, Джон Голсуорси, Томас Манн, Теодор Драйзер.

Оноре де Бальзак топором прорубает дорогу сквозь общественные заросли, Флобер смотрит на мышиную возню людей с высокой башни.

После реализма Оноре де Бальзака и романтизма Виктора Гюго во французской литературе возникает третий стиль: романтический реализм Гюстава Флобера и реалистический романтизм Ги де Мопассана.

В литературе Бальзак – кряжистый дуб, Флобер и Мопассан – золотая пшеница.

Бальзак разоблачает и сострадает, Достоевский сострадает и разоблачает.

Душа Бальзака – это капля любви в океане страдания. Это можно сказать и о Достоевском.

«Человеческая комедия» Оноре де Бальзака – это океан жизни, «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста – океан сознания, «Война и мир» Льва Толстого – и то, и другое одновременно.

Облик ницшеанского «сверхчеловека» встречается уже у Бальзака. В романе «Утраченные иллюзии» действует некий испанский каноник, презирающий общество и слабых людей: воля, бесстрашие и жестокость делают из него вершителя судеб.

6.

«Человеческая комедия» Оноре де Бальзака – это энциклопедия людских характеров и нравов.

Маленькими и большими реками прозорливости орошена «Человеческая комедия» Оноре де Бальзака – писателя, опрокинувшего на землю «Божественную комедию» Данте.

Любовь и деньги – вот что движет помыслами и поступками героев «Человеческой комедии» Оноре де Бальзака.

В «Человеческой комедии» Бальзак предстаёт перед нашим взором едва ли не сладострастным царём Соломоном, у которого было триста жён, 900 наложниц и бесчисленное множество девиц: вероятно не меньше женских образов писатель выводит на страницах своих романов и повестей. Между прочим, царь Соломон настоящую любовь питает к бедной горожанке Суламифь, а крестьянин по рождению Бальзак любит знатную графиню Эвелину Ганскую. Как видим, приоритеты у них разные!

Образ Евгении Гранде – героини, созданной Бальзаком, – характеризуют два неоспоримых качества: христианская кротость и душевная чуткость. Кто из нынешних женщин может похвастаться этим?

Бальзаковский бочкарь-скупердяй господин Гранде – символ французской скаредности.

Хуже некуда, когда человек не знает любви, привязанности, ласки, когда богатство заменяет ему житейские радости. Гобсек из «Человеческой комедии» Бальзака самоуверенно утверждает: «...Из всех земных благ есть только одно, достаточно надёжное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это... золото. В золоте сосредоточены все силы человечества». И что же? Старый ростовщик скончался в 89 лет, не оставив после себя ни семьи, ни друзей.

Красивым юношам легко сделать карьеру: для этого достаточно отыскать влиятельную покровительницу. Так поступает бальзаковский Эжен де Растиньяк. К этому стремится большинство молодых людей нашего времени.

7.

Оноре де Бальзак первым в литературе создает образ женщины, не идеальный, а реальный. Не потому ли он становится кумиром прекрасной половины человечества?

Бальзаковский возраст для женщины – такая нежная и, безусловно, красивая, грустно-золотистая пора, когда все несбывшиеся мечты юности вновь начинают будоражить её душу.

Бальзак – философ женских будуаров.

Бальзак – знаток женской души с мужской точки зрения.

Трудно понять, симпатизирует или льстит Бальзак женщинам.

Женщина в глазах Бальзака – либо хитрое и коварное существо, либо благородное и жертвенное. К сожалению, писатель не соединяет эти качества в одной героине, чтобы быть ближе к жизни, а только философствует по поводу женских типов и характеров.

Насмехаться над женщинами, это значит сыпать перец в чашку шоколада! Нередко подобной шалостью занимается гениальный Бальзак!

Бальзак «анатомирует» женскую душу, как тургеневский врач-нигилист Евгений Базаров – болотных лягушек.

«Женщина – это хорошо накрытый стол, – иронично замечает Оноре де Бальзак, – на который мужчина по-разному смотрит до еды и после неё». Великий романист не прав. Любимая женщина, ставшая верной супругой, – скатерть-самобранка, где вина и яства не наскучат до глубокой старости.

Роскошь портит женщину. В ней развиваются, как тонко подмечает Бальзак, «тщеславие, ревность, жажда наслаждений, светская суетность».

Роковая для женщин грань – пресловутый «бальзаковский возраст». Это выражение вошло в моду в 1831 году, когда увидел свет роман французского писателя «Женщина тридцати лет». В наше время преуспевающая дама на исходе третьего десятка всё ещё кажется девушкой – энергичной, напористой, соблазнительной. Современная цивилизация подарила ей вторую молодость.

8.

Оноре де Бальзак – философ любви, как в литературе, так и в жизни.

Оноре де Бальзак – гений в литературе, но страстно желал быть гениальным любовником и в жизни!

Бальзак понимал любовь слабого пола как абсолютное всевластие женщины над мужчиной, которое может быть либо эгоистическим, либо альтруистическим. Это есть искусственное противопоставление крайностей, о чем намекала Жорж Санд в своём письме к Бальзаку.

«Истинная любовь над всем торжествует», – писал Бальзак. Это, по сути дела, не более чем рыцарский жест гения!

Как цветы заворачивают в целлофан, так Бальзак чувство любви обёртывал в словесную риторику.

Нельзя измерить линейкой красоту мира. Точно так же нельзя вывести формулу женской любви, чего, к сожалению, не понимал гениальный Бальзак.

Бальзак, подобно аптекарю, взвешивал на весах дозы истинной и ложной любви, чтобы приготовить чудодейственное лекарство для женщин.

Бальзак, как искатель жемчуга, нырял в море жизни в поисках идеальной любви и, увы! – возвращался с пустыми руками.

Оноре де Бальзак – это падший ангел любви, мечтавший вернуться на небо.

Бальзак всеми доступными средствами пытался разрешить парадоксы любви и брака.

Любовные истории в романах Бальзака шиты белыми нитками, оставшимися от рассудочно-философских концепций и теорий того времени.

9.

Белому медведю не мешает толстая жировая прослойка. Несмотря на свой внушительный вес, он умен, бесстрашен и ловок в охоте. Грузному толстяку, чтобы преуспеть в женском обществе, нужны подобные качества. Не таким ли был писатель Оноре де Бальзак?

Оноре де Бальзак славился умением покорять зрелых женщин. Один из его многих нехитрых трюков, заключался в том, что при знакомстве с женщиной он грустно говорил: «У меня никогда не было матери. Я так и не познал настоящей материнской любви». Стоит ли удивляться, что у него всегда находились верные защитницы и покровительницы!

Тонкий знаток женской души Оноре де Бальзак нередко шокировал общество тем, что появлялся в салоне с грязными ногтями или задумчиво ковырял в носу. Это говорит о том, что великий писатель, никогда не бывший дворянином, так и остался простолюдином без благородных манер.

Оноре де Бальзак, прославившийся многочисленными любовными связями, предпочитал женщин средних лет – тех, чья увядающая красота особо уже не ценилась. Он был с ними обходителен, нежен и ласков. Писатель, никогда не отличавшийся таким достоинством, как верность, искал разнообразия, не брезгуя при этом ни аристократками, ни куртизанками, ни проститутками. Не удивительно, что в его книгах есть множество психологически точных портретов дам «бальзаковского» возраста.

Желая сохранять респектабельность перед женщинами, Бальзак вёл тонкую философско-любовную игру с прекрасным полом, помогающую решать проблему так, как выгодно ему в данный момент. Это, правда, не исключало искреннего желания писателя обрести прочное семейное счастье.

Бальзак допускает ложь во имя спасения любви. Эти намёки можно найти в литературных произведениях писателя, и, вероятно, они имели место в его личной жизни.

Разврат часто ассоциируется в нашем сознании с грязью. Это не всегда так. Просвещенные распутники щеголяют в белых одеждах, от них пахнет дорогими духами, и даже грубые слова не слетают с их уст. Эта грязь, как сказал Бальзак, «хорошего тона», она изящна.

Судьба насмехается над великими любовниками. Как не вспомнить в качестве иллюстрации этого факта историю Оноре де Бальзака и Эвелины Ганской! Переписка их длилась 17 лет. Время от времени они встречались в различных городах Европы. Роман закончился свадьбой, но через пять месяцев писатель умер. Ребёнок, который появился на свет за десять лет до этого, оказался мертворождённым. Таков печальный семейный опыт «Наполеона в литературе».

Бальзак страдал переизбытком сексуальной энергии, мучился этим и в 20-летнем возрасте сделал попытку покончить с собой. Бог пощадил его, однако излишняя страстность в любви и неистовый энтузиазм в творчестве, в конце концов, привели к безвременной кончине гения.

10.

Кому-то доводится видеть рыбу на сковороде или на блюде. Кто-то ловит рыбу удочкой или сетью. Иные созерцают золотых рыбок в аквариуме. Есть и такие, которые в батискафе опускаются на дно моря, чтобы наблюдать за миром рыб в естественных условиях их обитания. Оноре де Бальзак выступает во всех этих амплуа, изображая любовь в бесконечном её многообразии.

Бальзаку в описании чувства любви не чужда высокая риторика Данте.

Бальзак описывает любовь возвышенным петрарковским слогом.

Бальзак изображает чувство любви житейским языком Боккаччо.

Бальзаковская эротика всеохватна: от бытовой фривольности Боккаччо до космического сладострастия Генри Миллера.

Прежде чем молодой Бальзак занялся изучением любви, его ужалили пчела Рабле и пчела Стендаля. Болезненные, но целебные укусы!

Роза любви Бальзака растёт в саду, Стендаля – в оранжерее.

Для Бальзака истина прекрасна, для Гюго красота истинна: у них разные акценты в понимании любви.

Любовь в романах Бальзака подобно реке Сене, закована в гранит, любовь в книгах Мопассана – морская стихия.

Любовь Бальзака – крепкий кофе, Флобера и Мопассана – кофе с молоком, Марселя Пруста – кофе с лимонадом. Отвратный напиток!

Любовь для Бальзака – дорога сердцу, для Марселя Пруста – эфемерна: так отцветает роза любви во французской литературе.

Бальзаку и Марине Цветаевой нужна любовь, чтобы непрерывно творить: именно любви они обязаны огромным эпистолярным наследием.

Философско-любовная игра Бальзака держится на триединстве философии, любви и жизни. Подобное встречается и в XX столетии: философ Жан Поль Сартр и писательница Симона де Бовуар живя в гражданском браке, стремятся, подобно французскому классику, исследовать проблемы любви и секса в современном обществе.


Рецензии