Пётр Пивоваров Дизайн-универсальный язык культуры

Мы говорим о мебели и традициях, Италии, Китае и России, вечном и преходящем с творческим человеком, который своей работой изменяет мир к лучшему. Это руководитель студии интерьеров IJECA-DESIGN, член Торгово-промышленной палаты города Сочи.
- Наверняка, читателям интересно, почему вы назвали свою студию «Ижица-дизайн». С дизайном всё понятно, но что за таинственная «ижица»?
- “Ижица» - это последняя буква славянского алфавита, которая исчезла из употребления после реформы 1917-1918 годов. Как и любая буква, она несёт в себе энергетику и сакральный смысл. «Ижица» олицетворяет интуицию и некое обобщение смыслов. «Ижица-дизайн» - это дань нашей великой культуре, которую нужно сохранять. Это что-то вроде культивирования бренда «Made in Russia». Ну, а пишется всё это латиницей для удобства при взаимодействии с иностранными партнерами. Всё ведь в мире взаимосвязано.
- Вот и разобрались. А теперь о последних новостях. В середине октября в Москве в центре Крокус-Экспо-2 проходила знаменитая мебельная выставка I SALONI, на которой были представлены изделия итальянских мебельных фабрик, а также отделочные материалы и двери Италии и Испании. Поездка на эту выставку – обязательна для вас как для дизайнера? Почему?
- Хочу немного пояснить: организаторы выставки I SALONI в Москве и I SALONI в Милане одни и те же. Уже два года они дают возможность участвовать в ней не только итальянским производителям, но и испанским (мебель, свет), немецким (кухни), французским (текстиль). Расширились рамки выставки, теперь в ней могут участвовать производители, которые специализируются в сфере отделочных материалов и производят: керамогранит, керамическую плитку, декоративную штукатурку, напольные покрытия для жилых и общественных помещений. Также широко представлены текстиль и ковровые покрытия. Я думаю, такие послабления неслучайны и связаны с кризисом в Европе. Не только экономическим, но производственным. Например, в Италии, Испании. И, разумеется, эти и другие страны ищут возможность быть представленными в подобных выставках. Насколько я знаю, участие в I SALONI фабрик из других стран тихо возмущает итальянцев, так как эта выставка основана именно для развития и рекламирования итальянского производства, дизайна, культуры, то есть лейбла  MADE IN ITALY. Их можно понять. Они тратят гигантские деньги на развитие своей структуры производства – от дизайн-идей (патенты), производства составляющих частей в мастерских до выхода готового изделия с какой-нибудь брендовой фабрики.
Посещение подобных выставок обязательно не только для меня, дизайнера. Такие выставки – это отражение культуры, эстетики, стилей и направлений. Это огромная отрасль, которая работает для потребителя, для человека. Поэтому, мне кажется, посещать такие выставки важно не только специалистам. Подобные мероприятия дают возможность расширять кругозор, они вдохновляют создавать вокруг себя гармоничное пространство. Конечно, далеко не каждый может себе позволить что-то приобрести. Но ведь придя в очередной раз на вернисаж, никто (или почти никто) не пытается купить работу Врубеля. Созерцание красивых вещей настраивает сознание на созидание. А это очень важно.   
- В Москве регулярно проводятся крупные выставки и форумы, посвященные дизайну вообще и дизайну интерьеров в частности. В чем особенность I SALONI?
- Замечательно, что выставка такого высокого уровня проходит в нашей стране, в Москве. У нее, кроме коммерческой, есть и социальная, и культурная значимость, но они пока не раскрыты должным образом. Мне кажется, многим людям было бы интересно пойти посмотреть на красивые интерьеры, изделия. Культура создания вокруг себя гармоничного пространства в Европе выше, чем в нашей стране. И это не только вопрос доходов. И наши люди рады жить в уюте, но бытовые проблемы выходят на первый план, и должного внимания правильному обустройству своего дома не уделяется. Так вот как раз отличие и значимость I SALONI  в том, что любой человек может пойти и посмотреть на качественные вещи, прикоснуться к многовековой культуре материального мира. А это путь к развитию вкуса и эстетики наших соотечественников. Жаль, что эта выставка пока больше похожа на закрытый клуб для своих.  Какой-то специальной рекламы для обычных людей я не видел. О ней знают производители, дизайнеры и те потребители, которые могут себе позволить изделия высокого качества по соответствующей цене. Мне кажется, будет гораздо лучше, если ее начнут посещать все, кому интересно что-то новое, яркое, вдохновляющее. Вопрос не в «могу себе позволить - не могу себе позволить», а в расширении кругозора. У многих людей есть природное чувство стиля, которое можно и нужно развивать. Чем больше ты видишь качественного и красивого, тем стройнее твои внутренние образы. Это дает возможность по-другому посмотреть на свою жизнь, людей, на мир, который тебя окружает.
- Что вам понравилось и запомнилось на последней выставке? На что вы в большей степени обращаете внимание, чему учитесь в процессе общения с коллегами и новыми знакомыми?
- Уже несколько лет я езжу на выставки с конкретными целями: встретить тех, с кем веду проекты, наметить план дальнейших действий. Около года я веду проект, мебель для которого изготавливают в одном из итальянских консорциумов. Представители этих фабрик были на выставке, и мы уточняли технические моменты. Обычно я могу предугадать, что увижу. Но, разумеется, приятно удивляться гению итальянского дизайна снова и снова. На подобные выставки люди приезжают с разными задачами. Молодые дизайнеры напитываются идеями, вдохновляются увиденным, знакомятся с представителями фабрик, набирают каталоги, так называемый информационный багаж. Салоны- для того, чтобы  купить по хорошей цене для своей экспозиции или, скорее всего, с целью перепродать клиенту или потенциальному покупателю сразу же с экспозиции. Есть и другие категории посетителей. Забавляют, например, состоятельные дамочки с телохранителями, которые приходят приятно провести время за шопингом и что-то яркое приобрести. Пока она выбирает еще один ненужный брэндовый комод, ее служанка развлекает маленькую шуструю собачку с большим розовым бантом на челке. В этом случае размеры, стиль и необходимость вещи уходят на второй план. 
Выставка длится четыре дня, стендов сотни, на общение остается очень мало времени. Мне интересно изучить изделия фабрик, изделия которые мне нравятся, но которые я видел лишь в каталогах, потрогать материалы, сделать выводы о технических характеристиках. Их перечень сделал перед поездкой. Если качество меня устраивает, знакомлюсь с представителями, мы обмениваемся контактами. Нравится то, как итальянцы оформляют свои стенды. Они всегда безошибочно угадывают самые выгодные ракурсы. Восхищает их умение простыми средствами грамотно передать  образ и идею. И не важно что выставляется. Кто видел, тот поймет. 
- Я знаю, что в спорах о цене и качестве, которые все чаще возникают в связи с ростом китайских аналогов итальянской мебели, вы на стороне итальянских производителей? Почему?
- Нельзя говорить, что я на стороне только итальянцев. Если рассматривать изделие как художественную ценность, то есть, начиная от идеи дизайнера, включая труд мастера, вложения в опытный образец, патент, затраты на выставку, производственную цепочку, в итоге мы получаем продукт, в воплощении которого было вовлечено большое количество людей.
Если брать китайский аналог того же, то это всего лишь хорошая копия. Выпушенная большим тиражом. Да, она стоит дешевле, но будет ли от нее исходить та энергетика, которая исходит от оригинала?  Если воспринимать изделие всего лишь как предмет мебели и не более того, то можно создавать пространство, опираясь только на законы композиции, стиля и т.д. Тогда нет разницы, где и как этот предмет был изготовлен, какие мастера его изготавливали, материал какого качества применялся. Главное, что он подходит в этот интерьер и стоит в три раза дешевле. Нужно понимать, какая задача ставится на конкретный объект. Бывает, что клиент с хорошим вкусом просто не может себе позволить европейскую мебель и ему уже не до энергетики предмета. Хочу сказать, что создание чего-то целостного и гармоничного может быть достигнуто различными способами, которые надо применять в зависимости от ситуации. Существует миф о том, что все, сделанное в Италии, стоит дорого. В какой-то степени этот ажиотаж создан специально уже давно для увеличения цены и спроса. И постепенно сейчас этот миф ослабевает, так как появилось более широкое информационное поле и доступ к нему.  В Италии есть фабрики, которые работают на внутренний рынок, и цены у них достаточно конкурентноспособны к китайским. И, согласитесь, культура и традиции производства ценнее 10-15% переплаты. Но все обсуждаемо.
  - Люди хотят жить в красивой обстановке, но при этом стараются экономить на материалах. А китайские товары – это как раз спасительная альтернатива. Я пока не заняла никакую позицию, поэтому мне так интересно.
- Понимаю. Но вот парадокс. В нашем городе есть люди, которые заказывают проекты для квартир стоимостью 2-3 миллиона евро, не говоря уже о домах, например, в Красной Поляне. С одной стороны, они тратят деньги на покупку такой недвижимости, на машины представительского класса. Но когда дело касается их жизненного пространства, в котором они в ближайшие 10-15 лет будут находиться, они тяготеют к покупке дешевой и подчас безвкусной мебели.
- Вы общаетесь с итальянскими дизайнерами, архитекторами, мастерами на мебельных фабриках. Какое впечатление производят на вас эти люди? Как бы вы охарактеризовали тот производственный мир, которым Италия славилась много лет?
- Сейчас происходит постепенная смена поколений на фабриках: и в руководстве, и в производстве. Это отражается на отношении к процессу работы, к рекламе. В Италии фабрика – это чаще всего семейный бизнес, в котором заняты практически все родственники. На выставках видно, что руководство фабрик обновилось, многие пожилые директора передали бразды правления детям и внукам. Молодые люди относятся к готовому бизнесу, который был поставлен на ноги их предками, по-другому. Для них это всего лишь работа, а не смысл жизни. Хорошо это или плохо, я не знаю. Но это очевидно. 
- Есть ли у вас какой-то свой свод правил, которых вы придерживаетесь, общаясь с потенциальными клиентами?
- Всегда оставаться собой и быть честным.


Рецензии