Кутузов

Из цикла "Великие"


Великий русский полководец Михаил Илларионович Кутузов не выиграл ни одного сражения, но Измаил взял. Правда, там ему глаз повредили. И тогда он воевал под командованием великого русского полководца Александра Васильевича Суворова, который, наоборот, выигрывал все сражения, какие надо и какие не надо в любое время года и на любой территории.

Как пострадавший при взятии Измаила, Кутузов очень не любил войну, но очень любил Армию. Он был мудрым человеком и прекрасно понимал – нападай на Россию, не нападай – все равно ее никто не завоюет, потому что Россия – огромная страна и для нормальной жизни мало пригодна. А если кто сдуру и завоюет – то на свою шею и до первой зимы.

И вот пришел Наполеон. Прет к Москве – рус, сдавайся! Наши пока то да се – Кто виноват? Что делать? Стали выяснять, как могло такое случиться – мы еще к войне готовиться не начали, а Наполеон уже вот он.

Царь вызывает Кутузова.
- Михаил Илларионович, как же так?! Мы вас назначили главнокомандующим, дали все полномочия, а вы не можете остановить продвижение неприятеля! В чем дело? Может, чего-то не хватает?
- Как в воду смотрите, Ваше Величество! – обрадовался Кутузов,- Солдатикам бы обмундирование обновить. Ружьишек подкинуть, сабелек, пушечек, водочки для сугреву.
- Помилуйте, голубчик, у вас пушечек больше, чем у Бонапарта! И какой сугрев, когда лето на дворе?
- Так ить у него и народу больше. А вечерами прохладно. Зябнут солдатики.
- Хорошо, – царь говорит. – Подкинем.
- И сапожек бы надо.
- Дадим.
- С продовольствием бы поплотней, ваше величество!
- Постараемся, Михаил Илларионович. Но с Бонапартом-то как?
- А что Бонапарт? – развел руками Кутузов. – Басурман он и есть басурман!

И царь ничего сделать не может. Он уже пробовал войной командовать – под Аустерлицем – Лев Николаевич все это подробно описал – наши с немцами как ежики в тумане заблудились и, несмотря на огромное численное превосходство, французы их расколошматили.

Но Кутузов-то – великий русский полководец! Любимец Армии!

На совете в Филях все на него ополчились:
- Нельзя дальше отступать, Михаил Илларинович! Пора дать бой супостату!

Кутузов их успокаивать по-доброму, по-отечески:
- Ребяты, угомонитесь! Бонапарт хоть и басурман, но полководец великий! Потери у нас будут большие! А главное для нас что?
- Что?!
- Армию сохранить. Первопрестольную придется оставить.

Все за голову схватились. Кутузов, мол, старый, воевать не хочет. Обленился. С девками амуры крутит. Стыдить его начали.
- Что Армия! Россия гибнет!
- Ребяты, угомонитесь! – успокаивает Кутузов. – Не погибнет Россия!
- Бонапарт ведет на Москву всю Европу! Проснитесь, Михаил Илларионович! Родина в опасности!
- Они-то как пришли, так и уйдут! - покачал головой Кутузов. - А вы молодые еще, вам жить да жить! Чего на тот свет торопитесь?! Ну дадим сражение, ну перебьют вас, что толку! Жены плакать будут, детишки – сироты! А сколько невест без женихов  останется! Эх, какие девки на Руси, - вздохнул, - а я уже старый. – Оглядел всех одним глазом, потом, чуть приподняв повязку,  другим. – Ну? – спросил, - Девки ж лучше, чем война?

Те ни в какую:
- Да они над нами уже смеются – какая, говорят, вы Армия, когда от французов бежите?! Нам герои нужны, а не трусы!

Тогда он их стращать начал:
- Ребяты, на войне могут глаз выбить!
За Родину, - кричат, - жизни не пожалеем!

Патриотизма тогда было хоть отбавляй. Дворяне даже по-французски говорить отказались. Категорически! К сожалению, по-русски они не очень умели. Может по этому и не получалось согласовывать действия.
И девки хороши – когда вернётесь с орденом, тогда поговорим!
А как этот орден добудешь, если Кутузов все отступает и отступает? Генералы тогда тоже были молодые. Не то, что сейчас.
Все взбунтовались – хотим драться! И царь настаивает - нельзя отдавать Москву. 

Кутузов пригорюнился, в кресле сидя, а сделать ничего не может – ну рвется молодежь за Родину голову сложить и все тут!
Таким он и изображен на картине, что висит на вокзале в Филях.

Жалел он людей, а люди себя нет. Бывалые солдаты сами в бой не рвались. Кутузову доверяли полностью - как Михаил Илларионович скажет, так и правильно. Прикажет – пойдем, а нет – так и хрен с ним с басурманом. А молодежь – офицеры дворяне – надо, мол, драться, а то Лермонтов про нас поэму не напишет. Так и рвутся жизнь за Родину отдать. Сами нигде не работают, к наукам тоже не очень расположены, а подраться – только дай! Не пусти их на войну – на дуэлях друг друга перебьют!
Пусть уж лучше за Родину… 

Покряхтел Кутузов, покряхтел – деваться некуда. Пришлось дать сражение под Бородино.

Поле трупами усеяли. Москву сдали. Но проявили героизм. Лермонтов социальный заказ выполнил – поэму написал. Школьники её второе столетие наизусть учат для воспитания патриотизма. Потому как чем больше народа угроблено, тем весомее у нас считается повод для гордости и патриотического воспитания.

Жаль, патриотизм у нас какой-то примитивный и безвыходный – или всем показать кузькину мать, или отдать жизнь за царя и отечество,  за Родину, за Сталина, за всё, к чему призывает партия и правительство! Будто жизнь для нас что-то лишнее – тяжкое бремя, от которого надо поскорее избавиться. А люди наши как дрова в топку для подогрева мировых процессов.

А вот такой патриотизм, чтобы строить нормальную жизнь, не воровать самим и гнать прохвостов из власти, у нас как-то не прививается. И власть к такому патриотизму никого не призывает и сама не спешит.


Рецензии
Блистательный историко-иронический очерк в лучших традициях "Сатирикона"!
И вообще, на этой страничке всё блистательно! Давно не доводилось встречать иронии такой высочайшей пробы!

Работник Неба   08.08.2018 02:43     Заявить о нарушении