15. В. Агошков. Орловское Поочье. О быте вятичей

15. В.Агошков. Орловское Поочье.


О быте вятичей.


Из всех городов Козарии более других славился своим богатством и многолюдством древний Балангиар, или Атель, долгое время служивший столицею и резиденциею для козарских ханов.

Сейчас мы говорим: Итиль – столица хазар. В нашей кни-ге «Девятая Земля» мы уже писали о том, что город Новосиль мог получить своё имя от столицы хазар Итиль, т.е. Ново+Итиль= Но-воитиль, Новотиль, Новосиль. Ещё проще получить Новосиль от Ново+Атель= Новоатель, Новотель, Новосель, Новосиль.

Пользуясь впадением Оки в Волгу, вятичи на ладьях доплывали до Ателя, а по Дону – до Саркела, или Белой Вежи. Последний был ближе и безопаснее, поэтому и привлекал вятичей.

Ярослав поделил Древнюю Русь между 5-ю своими сы-новьями. Святославу отдал Чернигов и землю Вятичей.

Г.Пясецкий, следуя киевскому летописцу Нестору и его последователям, называл вятичей грубыми и «неотёсанными». И поэтому неудивительно читать такие строки:

«Оставаясь верны-ми первобытной своей простоте и грубости, вятичи, чрез целые 200 лет своего поселения на пространстве нынешней Орловской губернии, не были способны придти к условиям городского быта, и потому первыми городами в своих пределах обязаны были не свободному и самостоятельному развитию, но внеш-нему владычеству над ними русских князей».

Не следует забывать о том, что городами в древности назывались небольшие поселения-крепости, обнесённые изГОРОДью. Чем же объяснил автор такую позицию?

А тем, что Владимир в 988 году решил построить много городов вокруг Киева: «и нача ставити городы по Десне, и по Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне. И нача наводити (собирати) в них люди (мужи) лучшие от Словен и от Кривич, и от Чуди, и от Вятич, и от них насели грады».

Учитель семинарии считал, что именно к этому времени относится создание таких городов, как Брянск, Вщиж, Трубчевск. Одновременно с ними упоминаются в летописи и такие города, как Карачев, Мценск (Меченеск, Мченеск), Елец, Севск, Кром.

Древние города служили оплотом против Печенегов и Половцев, поэтому были как военные укрепления или острожки. Автор верно подметил, что в городах-крепостях служили годные для войны люди, т.е. способные на уничтожение врагов, храбрые. Такие люди были и среди вятичей. А когда не было войны, то такие воины частенько устраивали стычки между собой, что определяло буйный характер в целом наших южных городов и поселений.

В «Житии преподобного Феодосия» отмечалось, что христианство в Курске и его окрестностях появилось ещё в XI веке. Нет сомнения, что отдельные потоки христианской веры устремлялись и севернее, в Орловщину.

Нестор писал, что вятичи были полными язычниками, а потому называл их погаными и неведущими, поскольку не знают Закона Божьего и сами себе творят закон.

Автор считал, что вятичи стояли вдали от торгового пути «из варяг в греки», а потому-де были отсталыми. Безусловно, что это не так, поскольку из Киева шёл к истоку Оки путь на Волгу, в Булгарию, т.е. через земли вятичей.

Первые начатки христианства в пределах Орловского края положены были проповедью святого Кукши, писал Учитель семинарии. Проповеди его сопровождались многими чудесами, необходимыми для тех, кто, по своей грубости, не был способен понимать всей силы учения Христова. Однако среди вятичей нашлись и такие, кто мог поднять руку и на Кукшу.

Далее автор писал о времени крещения вятичей Кукшею: точно его установить не удалось. Любопытен такой вывод Учителя семинарии:

«Бытовыми путями дошло до нас много языческого, правда, утратившего теперь большею частию истинный свой смысл в глазах простонародия, но всё ещё враждебного христианству и достойного быть предметом пастырских обличений и заботливости об его искоренении».

Очень похоже на вывод заведующего пропагандистским отделом ЦК КПСС, только с обратным знаком. Во времена Хрущёва и Брежнева искореняли церкви и верующих.

Писали о том, что к 80-м годам ХХ века коммунисты построят не только коммунизм, но и разрушат все храмы, искоренят последнего верующего. Автор статьи, судя по всему, глубоко верующий человек, но призывает пастырей бороться с врагами, искоренять, т.е. вырывать с корнем, удалять прочь то, что враждебно христианству.

А что же враждебно христианству?

Это языческие обычаи, которые – всего лишь! – бытовыми путями дошли до середины 19 века. К тому же оно, это языческое, утратило большей частью свой смысл в глазах простонародья. И, тем не менее, Учитель призывает пастырей идти дальше в искоренении язычества. Вот так!

А мы теперь обвиняем в искоренении храмов большевиков, действовавших по сути теми же методами. Хочется сделать такой вывод: как только с той или с другой стороны борьба с чем-то или с кем-то достигает своего апогея, то жди разрухи.

Искореняя язычество, царские пастыри добились обратного – искоренения храмов.
Искореняя храмы, коммунисты добились противоположного – искоренения социализма.

 Сейчас страна вновь усиленно искореняет наследие большевиков. И причём так, что «вместе с водой выплёскивает и ребёнка».

И, надо думать, добьётся в этом таких успехов, что на место демократов-капиталистов придут демократы- необольшевики. Видимо, прав был Энгельс, который утверждал, что мир развивается по спирали. Только непонятно, почему эта спираль всё время крутится вокруг нас?!.

А может, не станем что-то искоренять, находить врагов, рушить до основания?! Пора воздавать должное всем своим предшественникам и опираться на их достижения!
 


Рецензии