Погода на 7 ноября 1941 года

Вот, что рассказывал на вступительной лекции по метеорологии на географическом факультете МГУ, где – то в году 1958, полковник С., знакомя студентов с программой курса и учебником. Учебник «Синоптическая метеорология». Автор учебника О.Г. Кричак. Попутно была затронута «тема Сталина».
Перед началом Войны К. молодой, начинающий учёный, и абсолютно штатский человек (насколько можно было быть штатским в то время).
И вот в ночь на 7 ноября 1941 года, вызывают его в Кремль к Сталину!
Сталин говорит:   
- «Дайте мне на завтра погоду».   
На языке метеослужбы «дать погоду» означает дать прогноз погоды. В конкретном случае требовался кратковременный прогноз, на ближайшие часы.
Задание из уст самого Сталина, для тех, кто такое задание получал, означало нечто большее.
Утром 7 ноября должен был состояться Парад на Красной Площади!
Если погода будет «лётная», то следует ожидать налёта вражеской авиации и Парад, в таком случае, мог не состояться! А тогда понесут ответственность, и те, кому было поручено – «дать погоду».
Получив распоряжение Сталина докладывать ему о результатах немедленно, учёный в сопровождении офицера Госбезопасности вылезли на крышу Исторического музея, пытаясь, что либо разглядеть в густой черноте затемнённой Москвы.
В то время над Москвой «висели» на тросах «дирижабли» – гондолы наполненные водородом. Водород – газ, легко воспламеняющийся. И вот по какой – то причине один такой дирижабль вспыхнул и осветил полнеба.
Низко над землёй, тащились тяжелые «слоисто – дождевые» облака. На ближайшие часы можно ждать и снег, и метель, и «нулевую» видимость, и можно смело докладывать, что «погода будет не лётная»         
Парад состоялся. Кадры кинохроники показывают Красную Площадь трудно различимую в мглистом свете, и снег на шапках и плечах бойцов, стоящих в колоннах, готовых защищать Москву.
      
7 ноября 2012 года, я слушал вспоминая человека, отвоевавшего ту Войну лётчиком. 
7 ноября 1941 года ими был получен Приказ «лететь курсом на Москву». В Приказе говорилось, что если будут встречены самолёты противника, то уничтожать их. Если кончился боезапас – идти на таран!
По словам старого солдата «летело 300 самолётов».
- «Но погода была не лётная, и немец в небо не поднялся».


Рецензии