Крамола

Могу запостить только здесь, и тому сразу несколько причин, но причины-то как раз неинтересны. А поэтому сразу к делу.

Никогда не писал запросов к раввинам – ни на одном языке. И никогда не вел страницу-колонку с такими ответами. (В блогах спрашивают – ну так это же блоги. Да еще в "Истоках" сочинял страничку "вопрос-ответ", но ведь сочинял-то за обе стороны!) Почему? Потому что не раввин, не специалист, потому что не хочу. Да и в эффективность подобных мероприятий, считай, не верю.

Но мне говорят: польза огромная, ибо пусть лучше еврей так спросит – через проверенный сайт, чем совершит запрещенное. Согласен, пусть. Да только река давно начала затапливать берега. Раньше спрашивали, сколько свечей зажигать на Хануку, можно ли поститься два дня подряд, почему евреи не едят свинину – и прочие актуалии. А теперь: разводиться ли с мужем-бездельником, как ответить подруге на ее лашон-ара, пороть или не пороть сына за то, что в дождь не желает надевать калоши, и пр.

Боюсь, не только спрашивают – но и поступают в фарватере ответа. Т.е., если ответ удобен – так и делают, а если нет – то или пишут на другой сайт, или приступают к реализации, извините, собственной альтернативы.


И что любопытно, чем больше публика увлекается, тем больше рынок предлагает спросу отвести душу. Ветвятся сайты семейных консультаций "от Торы", расширяются отделы по воспитанию "по Торе", приглашаются все новые специалисты "за Тору".

Хотя и это еще не беда. Ибо подчас ответы даются вполне мирные, даже продуманные, порой, я бы сказал, мудрые.

Но ведь явление! Непропорционально часто приходится видеть ответы, данные "не от Торы", а от сердца, т.е. по своему виденью. А у бывшего советского человека или потомка советских родителей – виденье, как известно, самобытно. Я бы сказал, запретительное у него виденье.

Пример. Пишет женщина, скажем, на сайт: дорогие раввины, сын меня не слушается, что делать?

Что делает сайт? Он отвечает. Вполне понимая, как мне кажется, что с такими вопросами надо обращаться к своему личному раввину. Он знает вашу ситуацию, задаст нужные вопросы, даст советы, которые подойдут впору вам. Вам, а не обязательно другим.

Но сайт отвечает. Ибо усмотрел тут возможность затронуть общие темы. Но как усмотрел!

Женщина жалуется, что сын ее не слушается. А ей нужно, чтобы он ее слушался. Заметьте, не чтоб вел себя правильно – а именно слушался. Так ей будет удобно.

Вы скажите, откуда у меня такое мнение? Возможно, она именно того и хочет – чтобы он поступал правильно. – Отвечаю: возможно. Но тогда будет другая форма вопроса.

Например: что мне делать, чтобы сын вел себя спокойнее (активнее), чтобы лучше учился (мыл посуду, нырял с аквалангом), чтобы не дерзил (не молчал) и пр.?

Нет! Все дело – в том, что "не слушается".

И тут – бомба! Сайт отвечает: будьте с ним более строги. Особенно, если, как вы нам сообщаете, у вас нет мужа. Возьмите функции строгого отца на себя. Не спускайте мальчику ни в чем, будьте требовательны и "последовательны в своих запретах".

Мамаша написала: мальчик добрый, отзывчивый, но не слушается.

И теперь его переломят – если мама послушает совета. А она послушает – потому что для того и написала.

И это еще полбеды. Полная беда – в том, что прочтет такой совет совершенно посторонний папа (о котором идет слава, что он "строг, но справедлив") и скажет своей жене-еврейке: вот видишь, а ты меня коришь за строгость, твои евреи то же самое пишут на своих сайтах. И лишний раз поставит в угол ребенка.

Эх, боюсь за этот угол рано или поздно будет наказан не только отец-садист, но и советчик.

**  **

Рассказывают, про раби Аарона, адмора из Белз, что он обладал огромным терпением, когда встречался с людьми. Больше всего боялся их не уважить. И это при том, что к нему на прием ежедневно приходила масса народу. Были среди прочих и весьма странные персонажи, которые много говорили, отнимали у него море времени. Но ни разу не вышел из себя – сидел и слушал, хотя лишнего времени у него не было ни секунды.

Свидетельствуют, что однажды кто-то из его прислуги попросил одного мальчика что-то принести раву. Рав тут же позвал того мальчика и извинился перед ним – слиха – только чтобы тот не обиделся, поскольку его оторвали от игры.

**  **

А вы говорите "будьте с детьми строже".

Напоследок автоцитата с финальной части поста, не-помню-как-назывался.

**  **

Полслова комсомольцам-вожакам учителям-кирувникам. Сначала будет спрошено, не "сколько евреев ты вернул к Торе", а "сколько ты от Торы отпугнул". Вот в чем печаль.

Вы не будете против, если я дам совет вашим ученикам?

Ученики! Когда вам говорят про еврея/йку "он тебе не пара" или "она тебе не пара", а вы считаете, что очень даже пара, – бегите подальше от такого советчика.

Когда вам говорят "порви с мамой" – порвите с советчиком!

Когда вам говорят (по-русски!) "будьте строже с детьми" – не ходите на такой урок, забудьте и сотрите из телефонной книжки.

Ну и так далее с любовью.

**  **

Проверка на правильность тут самая простая: если в результате совета кто-то будет страдать – знайте, что, скорее всего, перед вами пагубный путь.

В обычной жизни мне известен только один расклад, когда можно дать отпор человеку, невзирая на его страдания: если этот человек палач – пусть даже невольный (нонбс).

Короче: надо не разводить людей, а искать ресурсы для того, чтобы их примирить. (И даже в случае отца, который ндБ тянется к ремню, чтобы наказать своего ребенка.)

;;;;; ;;;; ;;;; ;;; ;;;;;;;; ;;;;


Рецензии