Мой друг Марк Азов

               
                МАРК АЗОВ (1925  -  2011)

КРОКОДИЛ ОТ ГОЛОВЫ ДО ХВОСТА ДЛИННЕЕ, ЧЕМ ОТ ХВОСТА ДО ГОЛОВЫ" - ВОТ ТАК И ЖИЗНЬ СНАЧАЛА КАЖЕТСЯ КУДА ДЛИННЕЕ, ЧЕМ КОГДА СМОТРИШЬ С КОНЦА
                Марк Азов .
+++

Подводя итоги своей жизни , перелопачивая собственные архивы , наткнулся на это стихотворение « ОТ МАРКА АЗОВА » , - это как привет с Того Света , на котором сейчас обитает душа моего друга .
История факта , заложенная в стихотворении , короткая : был объявлен международный конкурс под названием «ВИНОДЕЛ» и я , послав на него «пьяное произведение» , добился победы в виде 1-го места и , как награду , ящик отборного вина . . Конкурс был объявлен то ли в Украине , то ли в России , а награду надо было доставлять по месту проживания победителя . Возникла большая проМблема , - в Израиль везти целый ящик . вина . Да оно расплескается , пока довезут ! ..
Но есть такое великое слово КОМПРОМИСС , и я с устроителями конкурса договорился что будет « мягкая замена» . В результате я получил шикарную рубашку с логотипом «Винодел» и шикарный Альбом с красочными иллюстрациями наполненных бутылок всех винодельческих стран мира .Ну не всех стран , тут я малость загнул, но многих !
Но главная награда , - вот это стихотворение от моего друга Марка Азова , обнаруженное мною и о котором я забыл .
Прости меня , Марк , память уже не та !

Хоть лично я не пью вина,
Но это не моя вина.
Пить водку - тоже не заслуга.
Но выпить за победу друга
Под славной маркой "Винодел" -
Как говорят, сам Бог велел!
Лезинский подтвердил вполне
Тот факт, что истина в вине.
А в переводе на латинский :
In vino veritas, Лезинский!

 Его уже год , как нет на Свете Этом  , а он стоит перед моими глазами , как живой . Как о живом о нём и вспоминаю .
Начну с открытия в Москве  самой центральной , самой лучшей , самой-самой синагоги . Собственной персоной президент России  Владимир Путин пожаловал на её открытие. И с трибуны  -  весь мир слышал!  - после всяческих  там дежурных приветствий , улыбнулся  Владимир Владимирович  таинственной улыбкой Джоконды — она же Мона Лиза ! -  и рассказал еврейский  анекдот :

«Это было в одной еврейской семье . Муж и жена  решили в в своей квартире ходить голыми . Разделись . Но муж  оставил на шее галстук .
Для чего тебе галстук ? - спрашивает жена ..
А вдруг соседи войдут ! - отвечает муж .

Евреи и не евреи и не евреи  дружно рассмеялись .
Лично я , - смотря и слушая по телевизору этот сюжет ,  - смеялся , наверное , больше всех . А всё потому, что разом припомнил многое из наших разговоров  . Например , то , что этот анекдот сочинил для Аркадия Райкина мой друг Марк Азов , и этот же анекдот вошёл  в его новую повесть .  Но вошёл совершенно в другом виде . Отсюда я делаю вывод , Что Владимир Владимирович слушал пластинки ( а может видел-слушал вживую?) Аркадия  Райкина , а Мрка Азова не читал . А то бы и анекдот звучал бы так:
Рабинович , почему вы голый ?
А здесь никого нет !
А почему  -  в шляпе ?
А вдруг кто-нибудь войдёт ?!.
Так и хочется воскликнуть : «Неисповедимы пути твои , Господи !».
Воскликнул не подумав  , а  подумав , понял : ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ! Один (Азов ) - сочиняет , другой ( Райкин ) - озвучивает . И , когда анекдот переделывается под аудиторию ,под время ,  он становится НАРОДНЫМ .
Марк Азов  - автор многих стихов , к которым известные  советские композиторы приладили песенные крылья и их поют до сих пор , Марк и автор  многих книг «Визит Джалибы» , «Капитан — дочь капитана » , «Галактика в брикетах » - сатирическая  или фантастическая сатира , на ваше усмотрения . Марк Азов и автор  и книги « И СМЕХ, И ПРОЗА , И ЛЮБОВЬ»  и в этот толстый том «ИЗБРАННОГО»  , поместил документальный рассказ об Аркадии Райкине , «ЖИДОВСКИЙ ГЕНИЙ», последнюю прижизненную книгу «Сочинитель снов » , вышедшую в Харькове , городе , где он родился , успел подержать в слабеющих руках — весь тираж пришёл , когда его не было в живых , - его вдова Ирина прислала мне несколько экземпляров .

Много чего хорошего написал Марк  «за жизнь» , с точки  зрения большой литературы   -  это именно тот случай , когда «колиКчество» перерастает в «каКчество» Заковыченные слова  - тоже из бессмертных райкинских интермедий, автором  которых и был Мой друг , Марк Азов , он же ( фамилия отцовская ) Айзенштадт . Но он  же и … Амаров!
Почему — Амаров ? Однажды , - и не однажды! -   в центральной партийной газете  появилась «объективная « статья об эстрадном спектакле Аркадия Райкина , где были даны оценки не исполнителю , а  авторам интермедий … Вот и собрал по этому газетному поводу Мэтр  эстрады своих молодых пишущих архаровцев  и сказал :
-По-моему , у нас тут набирается полный миньян ( Миньян в иудаизме  - кворум из десяти взрослых  мужчин , необходимый для общественного богослужения  и для отпевания на кладбище ! ) А  тут ещё вы с не кошерной фамилией Айзенштадт , и всё пишите , и пишите ...Смотри  программку  , через строчку  - Ай-зен-штадт .
А вы его увольте , Аркадий Исаакович  ! -  заметил ему вчерашний фронтовик , дерзкий не по годам , мой друг .
Но Райкин на него ноль внимания , продолжает развивать свою мысль :
Как фамилиЁ нашего нашего режиссера ? - Аркадий Исакич поднял  указательный палец вверх  и сам себе ответил , - Бирман ! Хто художник ? Правильно  - Лидер !..Вы товарищ с нерусской фамилией , будете Азовым  . А если вам и Азова  мало , будет её и Амаровым ! - довольный собой , Аркадий Исакич улыбнулся , закончив «проработку» , как обычно , анекдотом:
Мне Лёня Утесов  рассказал такую побасенку :
В Одессе состоялся суд и на скамье подсудимых оказались стойкие революционеры  Рабинович , Нухимович , Лейзерзон , Зильберман …
А что , русских там не было совсем ?
Почему ? Были . Для конвоя .

В то время , выступление партийной газеты  воспринималось , как прямой приказ , это и заставило  Аркадия Райкина «перестроиться» . Вот по  «перестроечному » вновь выступила  партийная газета : юморески Жванецкого и Айзенштада  распушили в пух и прах , Азова — похвалили ,но   львиная доля похвал досталась Амарову ., - как же , « дети разных народов»!
Сам Аркадий Исаакович заметил по этому поводу :
Если на клетке льва написано — СОБАКА  , - это одно , а если ДОБЕРМАН , так это совсем другое дело .

Лично мне кажется  - пишу специально для тех , кто обладает чувством юмора ! - если б  на пути Аркадия Исакича не оказался мой друг Марк Азов  ( фамилия , доставшая ему от Райкина , стала его паспортной ! ) , то и  Аркадий Райкин бы не состоялся . Но это я так неудачно шучу …

С подачи Аркадия Райкина миниатюры , репризы , фразы и прочие «хохмы» Марка  вошли в историю и в нашу жизнь :
Марк Азов Автор  слова «СОВОК» , впервые озвученное в Кремлёвском Дворце съездов   задолго до горбачовской перестройки .
Кому неизвестны такие маркоазовские  строки :
  «... - Где работаешь ?
Стройка .
Что делаешь ?
Куру .
Как «куру»?
Как! Как! А вот прихожу на работу  - кирпич «бар» - кирпич есть , раствор «ёк» - раствор нету ...»
Или :
«... За колиКчество. А за каКчество  мне государство денег не платит . И будет это реКбус  , этот кроКсворд  , и пока эта проМблема решена не будет , за моё каКчество  будешь плотить ты , жилец . И я с тебя всегда буду иметь на свой кусок  хлеба твой кусок масла или , по-простому можно сказать , бутильброд!»

А вот ещё одна азовская побасенка , исполненая Аркадием Райкиным :

« Тигр , волк и лиса зарезали зайца.
Соболезнование в газете было подписано : «Группа товарищей»

«Знаем!Знаем!» - воскликнете вы , прочитав .
Конечно , знаете!.. Вот только кто первым сказал «А» , не знаете . Первым был Азов-Айзенштадт-Амаров .

А «Евангелие от Лукавого» , то бишь от Марка Азова :

« - Я вынул у Адама ребро и сотворил из него женщину  , - сказал Создатель .
Почему же у Адама осталось равное количество рёбер ? - спросил Лукавый .
Гм... Зачем вы ищите логику там , где речь идёт о женщине ? »
И ещё от Лукавого Марка:
А Дарвин утверждает  , - сказал Лукавый  , что человек произошёл от обезьяны !
Не вижу противоречия  , - ответил Творец , когда Адам и Ева согрешили , я превратил их в обезьян  и сказал:
Не хотели жить по-божески , развивайтесь по Дарвину !

Что мне хочется этим сказать : люди — человеки , берегите таланты , которые вокруг нас . Восьмидесятилетний  Азов  высказался по этому поводу :
«На что уж гвоздь железный — и того загнали в гроб!»
Однажды Марк Азов прислал мне письмо — мало того, что мы перезваниваемся на дню по нескольку раз , используем во всю электронную почту, но ещё и письмами обмениваемся  , как в прошлых веках и это тоже выдаёт наш возраст ! И подписался «Твой шлемАзов» .
Марк ! Спешу тебя успокоить — все мы , пишущие , немножко  ненормальные! Нормальный человек не изъясняется стихами , нормальный человек не говорит языком художественной прозы , нормальный человек не копается  в собственных печёнках-селезёнках , названным им душою …
 
 Марк Яковлевич Азов  умер  в восемьдесят шесть лет ...


Рецензии
Не буду говорить банальных слов утешения. Просто скажу - редкое явление - дружба ярких и талантливых писателей. Вы подтвердили, что есть исключения из мерзопакостных жизненных примеров.

тут недавно Любимцев (девичья фамилиё Либерман) разговоры говорил за свою жизнь: когда приступил к работе на ТВ: надо сменить фамилию - буду Любимов. Ха-ха, сказал оппонент - у нас все Либерманы Любимовы! Будешь Любимцевым...

И, снова, к Марку Яковлевичу. Я знаю этого автора, но не знала, что Вы друзья. Причисляю себя к счастливым людям - Вы не отказываете в общении, значит при встрече можем пожать друг дружке руку, а значит посредством этого я и Марку передавала тепло своей ладони...

Михаил, привет(ствую)! Рада была свидеться...с поклоном и улыбкой.

ПС: моя девичья фамалия - Фингерут-Гольберг - замшелые Одесситы. И на моём генеалогическом древе глубокие и незаживающие резаные раны...увы...

Здравия желаю, дорогой Михаил.

но это не повод

Эрна Неизвестная   24.02.2013 16:13     Заявить о нарушении
фразу "это не повод" зачеркнуть. Не стала развивать мысль-)

прошу извинить, Михаил, за небрежность.

Эрна Неизвестная   24.02.2013 16:24   Заявить о нарушении
От Марка Азова . ОДА .

ОДА ЗАВИСТИ ПО СЛУЧАЮ ОПУБЛИКОВАНИЯ
ОТРЫВКОВ ИЗ РОМАНА МИХАИЛА ЛЕЗИНСКОГО
"… СТАЛ БЫ УГОЛОВНИКОМ" В ЖУРНАЛЕ "КАРЕЛИЯ"

Сегодня на пределе я,
Весь день - деньской сижу,
Гляжу в журнал "Карелия"
И глаз не отвожу.
Хоть я карело-финского
Не знаю языка ,
Но Мишку-то Лезинского
Узнал я корешка !
Я родом из Хохляндии,
( Что зря переживать?)
Меня , небось , в Финляндии
Не станут издавать. .
Им всё равно , евреи ли
Родители иль нет ,
Но Мишка из Карелии,
А значит их сосед.
Родился бы в ГУЛАГе я ,
Как Мишка , мой дружбан ,
На финской на бумаге я
Читал бы свой роман.
Пусть по карело-финскому,
Проблемы в этом нет,
Нехай бы , как Лезинскому ,
Печатали портрет.
Но, будь я хоть полковником ,
Я ноль для той земли ,
А "был бы уголовником", -
Меня б перевели!

Марк Азов

Михаил Лезинский   24.02.2013 21:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.