Помню тебя живой. Памяти Натальи Ткаченко

                К  55-летию со Дня рождения.



                Наш мир в доверчивых по-детски
                Сердцах, постигших благодать
                Общения глаголов веских:
                Отдать! И ничего… отнять.

                Е.Грислис "Университеты любви".


                Наташа… Сегодня, 11 декабря 2012 года у тебя юбилей. Тебе должно было бы исполниться 55 лет. Страшная и ослепительная, как молния, смерть оборвала в ночь на 23 декабря 2008 года в нелепой автокатастрофе твою жизнь. Окончился твой земной путь, свидетелем и очевидцем которого я была в лучшие годы нашей молодости. О трагедии я случайно узнала в интернете ночью 26 октября 2012 года и как могла выразила свои поздние соболезнования.
                Что осталось от тебя у меня?.. Воспоминания. И еще… десятки писем, которые шли потоком. Это были письма-разговоры, письма-исповеди. Именно они позволили более целостно и явственно ощутить тот мир, который по чьей-то невидимой  Воле  мы когда-то обретали друг в друге, находясь на перепутьях главных жизненных дорог.


                ВСТРЕЧА.

               
                А как все начиналось?  И когда?..  Память  возвращает меня в застойные восьмидесятые. Я напряженно вспоминаю историю нашего удивительного знакомства.
…Осень 1980 года. Я, будучи соискателем, приезжаю  в МГУ им. М.В. Ломоносова для сдачи своего первого кандидатского экзамена. Меня селят по направлению  от кафедры в общежитии Ясенево по адресу Литовский бульвар 6/1. Там квартирная система и в самой большой комнате типовой трехкомнатной квартиры мне предстоит прожить ровно месяц.  Я с облегчением занимаю одно из трех свободных койко-мест и с оптимизмом распределяю предметы скудного гардероба, главными элементами которого являлись коричневый свитер с темной вязанной шерстяной юбкой и неизменный халат с тапками.  Въезжала  же я в нарядном костюме, который дала напрокат мне сестра, и в тогда ещё модном сером коротком пальто типа джерси.
Ой, ля-ля!.. Хорошо в Москве, когда остановиться есть где! Да еще всего за несколько рублей. В этом, казалось, и заключалась наша социалистическая «манна».

                В  интеллектуальной среде Московского университета варилась самая разнопёрая  публика,  к которой и  принадлежала ещё вчерашняя студентка-философ  Наташа Сиромаха. Вначале я поверхностно смотрела на свою новоявленную соседку, даже мысленно не предполагая долгое человеческое общение. Это была, на первый взгляд, типичная «джинсОвая» девочка, отшлифованная этикетом МГУ и  насыщенной интересами и информацией, столичной жизнью.
 
               У меня вначале не было возможности даже хорошо всмотреться в «неё». С утра она надевала спортивный костюм и бегала в Ясеневском лесу, затем  съедая, по причине низкой кислотности, диетический творог с чаем, обычно шла в «Ленинку», т.е. в самую главную государственную библиотеку страны, а уже оттуда к друзьям или в театр. Как потом выяснилось, она   посещала все театральные премьеры сезона.

               И все же мы подружились. Не помню, кто и о чем что-то попросил, помню только её неожиданно до детскости изумленную реакцию: «Так ты мне, действительно, доверяешь?» Она на минуту сняла свои модные очки и тут я  увидела на её бледном матовом лице два больших светлых глаза-солярия, а также  трогательную улыбку, открывающую неповторимость какого-то особого видения. В этой улыбке сквозили  и открытость, и теплота, и какая-то нерешительная любознательность. Как это не покажется странным, от этой девочки веяло почти бабушкиным «тепличным» детством и наивностью.  И меня уже не смущал её большой римский с горбинкой нос, который резко выделялся на  худощавом лице. Что-то  естественное и почти родственное было в её доверительной манере.

               Наступало время общения. «Моя фамилия Сиромаха, что означает малый, бедный человек. Вообще, украинцы душевная, но достаточно мелкобуржуазная нация  и я, в основном, украинка, хотя мы с братом сами записались, как русские. А вот моя бабушка по отцу, из древнего польского дворянского рода. На неё  я, кстати, похожа, и внешне и манерами».
 
               «Я тоже по метрикам русская», - продолжаю я разговор. «Хотя мой дед-киевлянин родом из малороссийской черниговской глубинки, недалеко от Носовки, откуда, видимо, и наша фамилия - Носовы, а моя бабушка немка из Риги, и… я тоже на неё похожа!» Мы весело и звонко смеёмся.
 «А в какой области ты специализируешься, ведь философия многогранна», - спрашиваю я с любопытством.

              «Научного философского атеизма, думаю, именно это направление является перспективным в плане дальнейшей диссертации, а если говорить честно на других  всё настолько переговорено и «забито», что мне даже не пробиться», - отвечает она.

              «Ну, что ж, я тоже занимаюсь научной марксистско-ленинской исторической казуистикой. И меня тоже больше никуда не берут!..»,- парирую я с юмором. И мы опять весело смеёмся.

              «Сейчас, после окончания философского факультета, готовлюсь в аспирантуру» -продолжает она. - Пока не спешу возвращаться в Кировоград, скоро устраиваюсь временно на работу, чтобы облегчить расходы своих родителей».

              Но все эти прожекты были практически не выполнимы, ибо Москва требовала прописки, а «просто так» оформиться было практически невозможно. Только весной следующего года Наташа устроилась временно почтовым курьером, а затем воспитателем ПТУ и работала очень напряженно несколько месяцев.

              …А тогда, осенью восьмидисятого мы  вместе не только чаёвничали, но и ходили в театры и даже ездили ко мне в Тулу, где посетили концерт знаменитой Беллы Давидович, которая имела славу непревзойденной шопенистки.  Наташу удивило, что был занят только партер, в то время, как в Москве, билеты распродавались за месяц и собирались полные залы. Она любила Шопена, его музыка была соприродна ей.
             Сейчас, когда со дня нашего знакомства прошло более тридцати лет, во мне до сих пор явственно звучит вальс Шопена №14 ми минор, который играла Белла, а  мое воображение рисует Наташу. Вот она… тоненькая, как стебелек, со светлыми небесными глазами. Она вся, как музыка этого вальса, непрерывно ищущая идеал и истину в мире, похожем на мечту… В сущности, она  сама и была их олицетворением и данностью. И, конечно же, не представляла тогда ни переживаний, ни душевных мук, которые выпадут и на её человеческую долю. А впрочем, они уже давно настигали её, что я затем поняла по письмам.

             Мы также были завсегдатаями «Иллюзиона», махом пересмотрев всю ретроспективу фильмов с участием Жерара Филипа. Вспоминаю: сижу в партере и жду Наташу, которая должна была вскоре подъехать. И вот вижу её – спешащую ко мне между рядами в шубе и в модной  светлой ондатровой шапке-ушанке со своей фирменной интеллектуально-детской улыбкой глаз из-под модных очков и слегка раздвинутых губ. В этот момент мое сердце впервые возликовало от прихлынувшего тепла: мы вместе!

               
             1981 год стал пиком нашего дружеского общения. Я отмечала его в кругу московской супружеской пары - друзей моей  тульской приятельницы-тезки. Землячка по великому блату сумела достать  двухдневную путевку в гостиницу «Россия» и мы с ней остановились именно там, а сам Новый Год праздновали в гостях у  её друзей. Причем, праздник был на удивление галантным и насыщенным. Помню десятки коктелей, бутерброды с икрой и разными сортами рыб.

            А первого января к нам заглянула Наташа. Она обрадовалась новым знакомым, в частности, и тому, что моя приятельница и её подруга являлись выпускницами ленинградского университета. Наташа буквально сказала: «Мой брат Толя оканчивал философский факультет этого университета и проживает сейчас в Ленинграде. Именно  брату я обязана и своему формированию, и своему духовному росту. Хотя я и имею золотую медаль, любовь к философским размышлениям  мне привил именно брат, который, кстати, ко всему  настроен очень критически».
Были и другие разные и умные разговоры… Наташа казалась неотразимой: её суждения отличались и вкусом, и изыском. Было обращено внимание на неординарность, а также безапелляционность её выссказываний: сразу видно, птица отнюдь не провинциального полета!

               «Она станет, кем желает, но только для себя или в глазах своего ближнего окружения, а добиться слишком большОго, чего она, возможно, хочет – не получится. Москва всегда жила и будет жить кастами и связями, преимущественно родственными. А просто с завышенными амбициями в нашем мире не далеко уедешь». Такой «диагноз» и «прогноз» дал после её ухода единственный мужчина-москвич в нашей кампании.

               Не скрою, и такая особенность имела место быть в моей невероятной подруге. В ней была кротость «золушки» и напор подрастающей светской львицы. Я уверена, что она, имевшая столь высокую личностную планку, шла далеко впереди своего времени и её максимализм казался многим не совсем обычным. Одно знаю твердо: не её было тогда время, как, впрочем, и не  наше современное. Как истинная аристократка духа, она  чуралась всякого обнародования  каких-то личных тайн и взаимоотношений, не говоря уже о дешёвом и безудержном пиаре, который захлестнул и давно обесценил современное общество. Могу с уверенностью сказать, что в ближайшие три-четыре года только я была её единственной «душеприказчицей», или точнее сказать,  душевной отдушиной.

                1981 год.


                Однако, наступал «пик» нашего общения. С февраля 1981 года практически до лета я стажируюсь в Москве, где посещаю все лекции и сдаю два кандидатских экзамена – по философии и английскому языку. Съездив на экскурсии в Таллин, я приоделась. Купила себе качественное и  элегантное  черное платье, которое носила с большим янтарём на груди и удобную современную обувь.  А  жила всЁ в том же общежитии.  Наташа же снимала комнату «напополам» с бывшей однокурсницей по имени Мила, которая готовилась к перезащите диплома, а меня величала не иначе, как «гретхен». Наверно, за светлые волосы ниже плеч  и  мечтательно-задумчивый вид. Мы рядом, всего за два квартала друг от друга!

               Наши почти ежедневные встречи с Наташей были похожи на улыбки счастья, это поистине был сад радостей земных. Помню нас на вечеринке в МГИМО, откуда уже ночью мы едва «уносили ноги». Помню, неоднократные вояжи в Большой театр. Как на одну из премьер туда приехал президент Франции Миттеран и я была поражена  взглядом его синих глаз, которыми он озирал окружающих из своей центральной ложи. Это был не взгляд, а голубой луч, пронизывающий всё вокруг.
Наблюдали мы и стремительный взлет Ирека Мухамедова, который завоевал Гран при и Золотую медаль на Международном конкурсе артистов балета в Москве, и выступал затем на заключительном концерте, где был собран, казалось,  весь «свет» Москвы: что не лицо, то знаменитость.

               Были мы и в театре «Сатиры», где после просмотра спектакля «Чудак», брали автограф у Александра Ширвиндта за кулисами. Нас поразил  страстный накал его игры,  её диалектика и яркая филигранность. 
Ну и конечно же МГУ, где находился великолепный Дом Культуры, вмещающий огромный театрально-концертный зал и кинотеатр. Сколько премьер мы посетили, сколько открыли для себя нового в этом чудесном уникальном и легендарном дворце, непрерывно радуясь молодой своей вольности!

                А  в июле  того же года мы решили посетить места  яснополянские, где я провела свое детство,  и, будучи студенткой,   даже работала  несколько месяцев экскурсоводом в знаменитом на весь мир музее-заповеднике Л.Н.Толстого. Я сама была  гидом для  своей подруги и познакомила её со всеми  уголками бывшей усадьбы великого гения земли русской. 
Мы  посетили также мой отчий косогорский дом на на Нижней Стрекаловке, так подробно описанный мной после в  прозаических произведениях.  Наташу увидели и мои родственники –  ныне уже покойные тетя Аня и дядя Женя и их старший сын Михаил,  а также  второй, Александр, только вернувшийся с семьёй с Дальнего Востока, где он работал после окончания института по распределению. Присматриваясь к  его маленькой  дочке Аллочке, Наташа неожиданно сказала: «Так это же я в детстве, такая же была  ласковая и спокойная девочка».  Моя сестра Ольга тоже была рада такой интеллектуальной собеседнице.
А моя мама   всё  удивлялась: «какая  рассудительная и светлая девушка эта Наташа, даже одно её присутствие действует успокаивающе и как-то облагораживающе».

                Именно после этой второй поездки, я   и  мама  решили оставить  «моцартовское» создание у нас в Туле. Но мои прожекты рухнули в одночасье. Наташа заспешила домой… на Украину! Ведь это была её родина, точно также ей близкая, как и для меня, моя Ясная Поляна. И как это мне сейчас понятно!
                27 сентября она напишет мне: «Это моё последнее письмо из Москвы. Завтра я уезжаю домой. У меня ещё правда, нет на руках билета, но я уже всё решила, все продумала много раз, так что в крайнем случае послезавтра отбуду в родные места. Сегодня я целый день собирала вещи, перебирала свои бумаги, вновь перечитывала твои хорошие дружеские письма и думаю, это ты поймешь правильно: я очень благодарна тебе и твоей маме за искреннее желание помочь мне, но взглянув на вещи реально, я поняла, что Тула не даст мне реальных перспектив».  И , конечно же,  она была права : ведь дома и стены помогают!

                Меня поразило и то,  что  Наташа  в этой ситуации показала себя не только психологом с хорошей внутренней интуицией, но и просто деликатным человеком, умеющим поставить себя на место другого. Так,  через полтора месяца  уже из Кировограда она пишет строки, в которых раскаивается, что лично не простилась со мной перед отъездом. «Здравствуй дорогая Леночка, мой нежный и добрый друг! Я с большим нетерпением ждала от тебя вестей, а когда получила твое большое и взволнованное  письмо, то сама ужасно разволновалась и почувствовала себя бесконечно виноватой перед тобой. Без всяких но, я должна была приехать к тебе, хотя бы на день, просто увидеться, пообщаться. И я очень сожалею, что так не сделала, ведь главное, чтобы там ни было, это человеческие отношения, взаимопонимание, а я, если откровенно, испугалась новой безрезультатной "тянучки" с работой, теперь уже не в Москве, а в Туле, моих наивных надежд на "авось повезёт".  И всё же, пожалуйста, не сердись на меня, это Москва огрубила меня в чувствах и душевно измучила, я перестала думать о других. Это я поняла, когда приехала домой. Но я не оправдываюсь оттого, что сама знаю, как болезненно ожидание друга и сознание бесполезности этого ожидания».
И уже из следующего письма я выясняю, что она оформилась в высшее летно-штурманское училище на должность ассистента, чему я была искренно рада.


                ПЕРЕКРЕСТКИ СУДЕБ.               


                Да, видно, судьбу не переспоришь.  1982 год станет для неё в Кировограде, а для меня в Москве годом наших скоропалительных замужеств. С этого времени Наташа будет носить фамилию мужа – Ткаченко, а 24 декабря у неё родится дочь Машенька, которой она посвятит всю свою оставшуюся жизнь. Только из прессы недавно я узнала, что она воспитывала дочь одна… Я не удивилась. Двумя годами позже Наташа напишет мне: «Я неискоренимая максималистка, и потому найти для меня настоящего спутника жизни это равносильно чуду. Мне нужен Человек, а таких людей, я имею ввиду мужчин, очень мало. Поэтому я считаю, что самый разумный для меня вариант, но не самый лёгкий - быть одной».

              Настоящим подарком судьбы, как бы завершающим наш «девический» период  стала   встреча у одной из московских знакомых по случаю праздника Нового 1982 года.   Наташа провожала меня на электричку с Курского вокзала. Я  села в вагон… и вдруг почувствовала огромную пустоту и ощущение иллюзорности всего происходившего. Поразительно, что одновременно и Наташа напишет  мне в ответ об этом же.  «Вот уже второй день я дома, и у меня такое ощущение, будто я никуда не уезжала, а Москва, наша встреча - всё это было во сне. Когда ты села в поезд, у меня возникло чувство, что в Москве мне больше делать нечего, и я могла только сожалеть, что не могу сесть сейчас же в поезд и уехать отсюда, как и ты».



                «Как и ты…» - повторяла я недавно, со слезами перебирая десятки  писем, которые  если позволит время, станут  большой повестью о нашей космической  дружбе. Впереди на горизонте будет еще Кировоград, куда я приеду следующим летом, а еще через год Москва,  куда  она,  став уже аспиранткой Киевской академии наук, приедет ко мне в Высотку  МГУ в рамках научной командировки… хотя это  несколько  другие и  уже не детские истории. Наконец, мы повзрослеем настолько, что начнем жить и мыслить самостоятельно…

                Ничего не зная о  страшной гибели подруги в Египте, еще два  года назад  в своей последней книге прозы «Биография творчества» я написала  о своем раннем московском периоде, в котором главным персонажем  была именно Наташа. Подобно проводнику,  она вводила меня в мир столичный, бескорыстно открывая при этом  свой внутренний.    Именно с ней  я познавала Москву концертную и театральную, мир дискотек  и дружеских посиделок.   Я отмечала:  «Все наши беседы, выходы в «свет», а также десятки последующих писем стали для  провинциалки вершиной человеческого общения.  Личный опыт Сиромахи-философа явился книгой женщины, открытой для меня. Сбрасывались «шоры», отметались комплексы. Она подготовила  меня к приходу «его».

                Мне  особенно дорог и памятен именно этот период , когда мы обретали гармонию вместе. Много воды утекло с тех пор, а голос моей обожаемой подруги, его мелодичные малороссийские  интонации стоят у меня в ушах  Она для меня навсегда живая, светлая и благостная,  сколько бы лет я сама не прожила ещё на этом свете.  И еще…  я  недавно узнала, что последние полтора года до своей трагической гибели Наташа стала писать стихи, она утверждала, что у неё открылась связь с Космосом.  Это означало, что мы обе родились и были поэтессами. А, возможно,  заслужили чем-то это высшее право. Господь не ошибается.

                Несколько лет назад мне приснился сон, что нам  дали большую светлую комнату на двоих под самым шпилем Московского университета. Я не удивилась, а приняла это совершенно естественно….
   
                Реки наших судеб протекают под невидимым нам Божественным оком между землей и  небесными сферами.   Истоки  и течения  хранят множество незримых тайн: и радости, и печали, и  боли.  А  человеческие души, созданные из самОй ткани Вселенной, и после смерти содержат   квантовую информацию, которая не уничтожается.   Да, мы действительно физически уходим в данных материальных воплощениях, но наши мысли и дела остаются в вечности  не только как память,  запечатленная  на бумаге, или на экране, а  в том неосязаемом пространстве бесконечного Космоса, который  и  управляет нами.


                *        *       *

                ИЕРУСАЛИМСКОЕ ПРИЧАСТИЕ

                Памяти незабвенной подруги молодости  Натальи Ткаченко.
               

Храм осеяный.  Колокол.  Крыльцо.
Убранство царской древностию дышит.
И ты стоишь с молитвенным лицом…
Оно внимает, и речёт, и слышит.

Походкой легкою выходишь из дверей,
Ко мне навстречу руки простирая…
Мерцая в бликах призрачных лучей
Гласишь: «Не верь! Ведь я ещё живая!

Поторопились меня в мёртвые списать.
Я здесь живу, творю… детей рожаю.
И жду друзей любимейших опять,
На именины оных приглашаю".

Я стала у колонны вместе с ней…
Нас разделяла вертикали строгость.
А прошлое – из сумрака теней –
Назад толкало в рознь и одинокость.

Но тут зажегся свет немых очей.
Я поняла, что говорю... с богиней.
Она в раю, от атеизма – тень.
Ведь храм  Ерусалимский с ней отныне!

Вошли в алтарь. Так своды высоки!
Все лики обратились на мадонну,
Которая движением руки
Меня вела  к невидимому трону.

В видении, как будто бы во сне,
Две жизни совместились на мгновенье –
Хоть я одна молилась в тишине
Всей сутью постигая откровенье.

Своё причастье к Вечности открыв,
Ты вознеслась из мук… к вершинам Рая!
Флюидной связи неземной порыв
Напомнил мне, что я – любовь  земная. 

               

                18.09.13. Елена Грислис


____________________________



Это эссе посвящено светлой памяти Натальи Всеволодовны Ткаченко (в девичестве Сиромахи), с которой в молодости меня связывала самая искренняя и замечательная дружба. Моя подруга  погибла в Египте. Об этой страшной катастрофе, произошедшей поздно вечером 23 декабря 2008 года на юге Синайского полуострова, в трех километрах от курортного города Дахаб, что на Красном море, рассказали практически все центральные СМИ. По их информации, группа туристов возвращалась в Шарм аль-Шейх (Египет) с экскурсии в Иерусалим. Автобус, перевозивший туристов, вылетел за пределы трассы и, сломав ограждение, рухнул в пропасть, по предварительной версии – вследствие плохих погодных условий и низкой видимости дороги.

*    *

Чтобы понять, что же на самом деле произошло, я предлагаю ознакомиться с материалами о её трагической гибели и отзывами сотрудников по лётной академии.  Там есть и моё запоздалое  послание.

1.  Жертвы пути паломников. uc.kr.ua/fresh4125/

2.  Подарила дочери на день рождения отдых в Египте и сама погибла.
      kp.ua/daily/271208/67713/
На  представленном во втором документе фото Натальи Ткаченко, на котором запечатлена её неповторимая обаятельная улыбка, совершенно не изменившаяся с годами.  Светлая память! – прим. автора Е.Г.


Рецензии
Привожу для читателе полный текст статьи, которая недавно заблокирована.
ЖЕРТВЫ ПУТИ ПАЛОМНИКОВ
29.12.2008
Об этой страшной катастрофе, произошедшей поздно вечером 23 декабря на юге Синайского полуострова, в трех километрах от курортного города Дахаб, что на Красном море, рассказали практически все центральные СМИ. По их информации, группа туристов возвращалась в Шарм аль-Шейх (Египет) с экскурсии в Иерусалим. Автобус, перевозивший туристов, вылетел за пределы трассы и, сломав ограждение, рухнул в пропасть, по предварительной версии – вследствие плохих погодных условий и низкой видимости дороги.
Не секрет, что Египет является мировым рекордсменом по части дорожно-транспортных происшествий, жертвами которых становятся сотни иностранных туристов. В Египте практически отсутствуют правила дорожного движения, а многие местные водители водят автомобили на высоких скоростях, что и приводит к плачевным последствиям. Согласно информации консульства РФ в Каире, тур в Иерусалим был организован одной из небольших «уличных» фирм, которые нередко работают без лицензий. Билеты на такие экскурсии покупаются прямо возле отелей, при этом продавцы туров часто используют транспорт, давно выработавший свой ресурс. Туристов это не останавливает – их традиционно привлекают низкие цены подобных экскурсий.
Страшная беда, случившаяся с туристами, произошла в самом мрачном и мистическом месте. Трасса № 12 проходит по дороге, которую местные жители называют «путем паломников». Здесь проходил маршрут, по которому мусульмане из Северной Африки совершали хадж в Мекку, а христиане из Ближней Азии пробирались к Храму Гроба Господня в Иерусалим.
Местные жители без крайней нужды стараются не ездить в Эйлат по этому шоссе, проложенному по старой дороге паломников. И не любят вспоминать ее кровавое прошлое, чтобы не накликать беду. Ведь историки нашли множество описаний злодейств, которые творились на этой мрачной, окруженной скалами дороге. Экскурсовод Гиора Яхиэль, который был в роковом автобусе, пренебрег этим…
В автобусе, свалившемся в пропасть, находилось 26 человек, 7 из которых погибли, 15 получили ранения. В сообщениях центрального телевидения поначалу речь шла о россиянах и гражданах Латвии, отправившихся в предновогодний период на курорт. Чуть позже стало известно, что в числе пострадавших оказались две наши соотечественницы из Кировограда – Наталья Ткаченко и ее дочь Маша. Мать скончалась в больнице, Мария, слава Богу, жива и сейчас приходит в себя в столичной клинике.
Наталья Всеволодовна всю жизнь после окончания МГУ проработала в Государственной летной академии, она была доцентом кафедры социально-гуманитарных наук ГЛАУ. Мария пошла по стопам матери – с медалью окончила школу, с красным дипломом – летную академию и сейчас работает в Киеве, в «Украерорухе», параллельно преподает в вузе.
Весь ужас ситуации в том, что Наталья Ткаченко решила сделать подарок ко дню рождения Маши, которой 24 декабря исполнилось 26 лет, – поездку в Египет. До праздника своего ребенка мама не дожила сутки, а дочь день рождения провела в реанимации.
Все хлопоты по доставке тела Натальи Ткаченко в Украину взяла на себя российская туристическая компания, а организационные вопросы по похоронам легли на плечи летной академии. Ведь у погибшей, кроме дочери, которая все еще находится в больнице, других близких родственников нет. Она растила дочь одна…
Редакция «Украины-Центр» выражает соболезнования друзьям и близким пострадавших и надеется на скорейшее выздоровление Марии.
uc.kr.ua/fresh4125/

Ел Грислис   13.10.2017 18:10     Заявить о нарушении
И свой единственный комментарий к ней.
1. grislis71 говорит:
26.10.2012 в 03:13
Я хорошо знала погибшую Наталью Всеволодовну Ткаченко. Наша дружба началась в МГУ им. Ломоносова, где я была
тогда на стажировке. Она была удивительно
светлым и благостным человеком с богатой и утонченной натурой. Я полюбила её всем сердцем и признаюсь, что более
доброго человека и друга я никогда не встречала в своей жизни. Я писала о ней и в своих стихах и в книге прозы «Биография творчества». Весть о её смерти переворачивает мою душу. Была бы
признательна, если её дочь Мария смогла бы связаться со мной по электронной почте.
Прошу прощения, что только сейчас, когда я случайно узнала об этом, я могу выразить свои самые искренние соболезнования.
Светлая и вечная память замечательному
человеку и другу.
Поэтесса Елена Грислис
Тула.

Елена Грислис   13.10.2017 18:14   Заявить о нарушении
И сразу же текст второй публикации, пока она доступна в интернете для читателя.
kp.ua/daily/271208/67713/

Подарила дочери на день рождения отдых в Египте и сама погибла

51-летняя Наталья Ткаченко незадолго до смерти начала писать стихи.
26-летняя Мария Ткаченко из Кировограда сейчас находится в реанимации. Женщина еще не знает, что ее мамы больше нет в живых.
Яна ВИЧИРКО. Фото предоставила «Вечірня газета» (Кировоград). — 27.12.2008
Случившаяся 22 декабря автокатастрофа в Египте забрала жизни семерых человек, еще двадцать были ранены (см. «КП» за 23 декабря). Среди потерпевших оказались туристы из Кировограда, Наталья и Мария Ткаченко. Это путешествие предназначалось Маше в качестве подарка ко дню рождения (24 декабря). Но встречать свое 26-летие ей пришлось в реанимации. А ее мама погибла.
Напомним, что трагедия произошла вечером. Автобус, перевозивший туристов из Иерусалима в Шарм-эль-Шейх, минуя опасный участок горной трассы на огромной скорости (намного больше дозволенной), вылетел с дороги и перевернулся.
Наталья Ткаченко была кандидатом философских наук, доцентом кафедры социально-гуманитарных наук Государственной летной академии Украины (ГЛАУ). В свое время окончила МГУ и по направлению попала в ГЛАУ, которой посвятила около 25 лет.
- Таких специалистов по философским дисциплинам в Кировограде больше нет, - говорят коллеги Натальи по работе. - Все курсанты ее очень любили. Компетентная, доброжелательная. С ней можно было поговорить на любую тему.
- Никогда не отказывала нам в помощи: всегда разъяснит, где отыскать тот или иной научный материал. Частенько даже давала свои неопубликованные работы, - вспоминает курсантка Светлана Яковенко.
Дочку Наталья Ткаченко растила одна. Мария с медалью окончила школу, с красным дипломом - летную академию. После аспирантуры начала преподавать в Киеве.
Близких родственников у Ткаченко в Кировограде не осталось. Бывший муж Натальи, отец Маши, которому позвонили из вуза, чтобы сообщить о трагедии, холодно ответил:
- Я с ними не общаюсь.
Все организационные вопросы по похоронам пришлось взять на себя академии.
И последнее. 11 декабря, на 51-й день рождения, Наталья Ткаченко призналась коллегам, что полгода назад стала писать стихи. Женщина назвала это открывшейся «связью с космосом». Стихотворений с тех пор накопилось немало, преподаватели кафедры собираются издать их отдельной книгой.

Елена Грислис   13.10.2017 18:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.