О тевтонских рыцарях в галантный век

          Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

          После религиозных войн, вызванных Реформацией, нашествий турок-османов н Центральную Европу и Тридцатилетней войны XVI и XVII вв., к 1600 г. из более чем двадцати баллеев (провинций) Тевтонского ордена на территории «Священной Римской империи германской нации» верность римско-католической вере сохранили только семь: Бизен, Кобленц, Лотарингия, Эльзас, Франкония, Австрия и Ан-дер-Этч (Альдо-Адидже в Южном Тироле).

          Энергичному Верховному магистру «тевтонов» эрцгерцогу Максимилиану Австрийскому удалось полностью реорганизовать эти семь баллеев крайне ослабленного Тевтонского ордена. Был переработан устав, отныне гораздо большее внимание, чем прежде стало уделяться духовному окормлению паствы в орденских церковных приходах и всесторонней подготовке и обучению членов ордена. «Братья-рыцари» решали разнообразные задачи в ходе религиозных войн, а позднее - в ходе войн с турками. Правда, они все реже надевали орденское облачение, отличаясь от своих сослуживцев чаще всего лишь единственным знаком своей принадлежности к ордену – «тевтонским» лапчатым крестом на шее или крестообразной орденской звездой на груди. Комменды были реконструированы и превращены в мощные оборонительные комплексы, защищавшиеся рыцарями ордена Пресвятой Девы Марии.

          В соответствии с переработанным уставом Тевтонского ордена 1606 г., каждому «брату-рыцарю» ордена Девы Марии вменялось в обязанность не менее трех лет нести пограничную службу в орденских замках.

          Охрану замка Тевтонского ордена в городе Мергентгейме (резиденции Дейчмейстера) традиционно охраняла так называемая «Орденская рота» (старонем.: Ordens Compagnie). Иногда дополнительные воинские контингенты Тевтонского ордена, по воле Магистра Германии, выделялись и для охраны двадцати одной башни и четырех главных ворот крепостных стен самого города Мергентгейма.

          В 1695-1696 гг. в Мергентгейме был сформирован орденский полк «Тейчмейстер» («Тойчмайстер», старонем.: Teutschmeister), командиром и шефом которого стал лично мергентгеймский Дейчмейстер (Тейчмейстер) Тевтонского ордена. Но охрану Мертентгеймского замка «тевтонов» продолжала нести «Орденская рота». Согласно сохранившимся инструкциям, в ежедневном вахтпараде на главной рыночной площади Мергентгейма участвовало сорок восемь человек, пять унтер-офицеров, четыре ефрейтора, один барабанщик, тридцать восемь рядовых, один капрал и шесть человек драгун. Чины полка и роты тевтонского Магистра Германии носили бело-черную форму орденских цветов (замененную впоследствии на бело-синюю). Мергентгеймский полк «Тейчмейстер» не следует путать или смешивать с другим, австрийским Императорским и Королевским полком, имевшим похожее название, о котором пойдет речь ниже.

          На протяжении всего XVII и XVIII вв. значительная часть сил и средств Тевтонского ордена уходила на борьбу с турками, в составе войск Империи Габсбургов. Основные сражения с турками разворачивались на территории Венгрии, а впоследствии - Балканского полуострова. Тевтонский орден ежегодно выставлял против турок военные контингенты, численность которых колебалась от пятисот до тысячи конных и пеших бойцов.

          В составе современной австрийской армии (Федеральных вооруженных сил, или Бундесгеер, нем.: Bundesheer) поныне существует 1-й Венский егерский батальон «Гох-унд-Дейчмейстер» (нем.: Jaegerbataillon Wien 1 Hoch-und-Deutschmeister), бывший 1-й Венский батальон милиции (Milizbataillon Wien) - воинская часть, являющаяся прямой преемницей основанного в 1696 г. венского пехотного полка «Гох-унд-Дейчмейстер» (нем.: Regiment Hoch-und-Deutschmeister), или просто «Дейчмейстер» (Regiment Deutschmeister), до самого падения монархии Габсбургов в 1918 г. возглавлявшегося австрийскими принцами, носившими титул «Верховного и Германского магистра» Тевтонского ордена. Офицерский состав этого полка столетиями комплектовался почти исключительно из тевтонских рыцарей. Даже полковая форма «дейчмейстеров» долгое время была традиционных цветов Тевтонского ордена - белого с черным (пока не стала белой с синим, подобно форме упомянутых выше мергентгеймских «тейчмейстеров», и не была, наконец, заменена во второй половине XIX в. небесно-голубыми с желтым мундирами и темно-серыми брюками-«панталонами»).

        С окончанием войн Габсбургов и их союзников против турок-османов во второй половине XVIII в. все большее значение в деятельности сохранившихся к тому времени рыцарских орденов стало играть решение чисто мирских задач. В Тевтонском ордене главный акцент также был перенесен на рачительное управление орденскими владениями, строительство новых замков, а по сути дела - пышных дворцов в стиле «барокко», отвечавших вкусам той блестящей эпохи сравнительно недолгого затишья перед новой бурей.

        Комтурии превратились в находившиеся под образцовым управлениям имения или, если позволено будет употребить выражение более поздней эпохи – «культурные хозяйства». «Братья-священники» духовно окормляли свою паству и рачительно управляли орденскими храмами и приходами. А вот с когда-то образцовой орденской дисциплиной дело обстояло все хуже - начиная с середины XVIII в. участились случаи немыслимого прежде одновременного членства в Тевтонском ордене Пресвятой Девы Марии и Мальтийском ордене госпитальеров святого Иоанна Иерусалимского (и даже в масонских ложах, хотя членство в последних многократно запрещалось папским престолам правоверным католикам под угрозой отлучения от Церкви).

      С конца XVI столетия и до 1804 г. австрийские Габсбурги являлись суверенами и наследственными владетелями многочисленных территорий и одновременно выборными императорами «Священной Римской империи германской нации». 14 августа 1804 г. император «Священной римской империи германской нации» Франц II Габсбург-Лотарингский (фон Габсбург-Лотринген) объединил большую часть своих наследственных владений («коронных земель») в Австрийскую империю и короновался императором Австрии под именем Франца I (cохранив за собой, в то же время, корону и титул императора «Священной Римской империи германской нации»). В результате поражения армий коалиции Австрийской и Российской империй в 1805 г. в войне с императором французов Наполеоном I Бонапартом, Франц II был вынужден 6 августа 1806 г. сложить с себя корону императора «Священной Римской империи германской нации». Эта «тысячелетняя империя» прекратила свое существование. Встречая в исторической и популярной литературе термины «Первая империя» («Первый рейх»), «Вторая империя» («Второй рейх») и «Третья империя» («Третий рейх»), нам следует иметь в виду, что они относятся, соответственно, к «Священной Римской империи германской нации», основанной королем германского племени франков Карлом Великим в 800 г. п. Р.Х. и обновленной германским (а точнее – восточно-франкским) королем Оттоном I Великим в 962 г., к Германской империи под скипетром прусских королей из династии Гогенцоллернов  - потомков последнего Верховного магистра Тевтонского ордена в Пруссии Альбрехта фон Бранденбург-Ансбаха (1871-1918 гг.) и к гитлеровской Германии (1935-1945 гг.).

      Начиная с 1806 г. Франц  II Габсбург и его наследники правили только Австрийской империей. Правда, с 1815 по 1866 г. Австрийская империя входила в Германский (Немецкий союз» (нем.: Дейчер Бунд, Deutscher Bund) – весьма рыхлую конфедерацию государств, входивших до 1806 г. в состав «Священной Римской империи германской нации». Долгое время Австрия пыталась играть роль гегемона в рамках Германского союза, однако постоянно сталкивалась с сопротивлением Пруссии, мешавшей Австрии выполнять эту роль. При этом ряд германских государств (преимущественно протестантских и расположенных в северной части Союза) поддерживала Пруссию, а другая группа германских государств (преимущественно католических и расположенных на юге Союза) – Австрию. Постоянные противоречия между этими двумя группировками привели, наконец, к так называемой Австро-прусской войне (которую в немецкой историографии принято называть Германо-германской, что, в-общем-то правильно, поскольку речь шла не о поединке Австрии с Пруссией). Австрию в войне поддерживали германские государства Саксония, Баден, Ганновер, Бавария, а Пруссию – богатые северогерманские ганзейские города Гамбург, Бремен и Любек, откуда происходили, как мы знаем, отцы-основатели Тевтонского ордена Пресвятой Девы Марии). Потерпев в 1866 г. поражение в войне с возглавляемой Прусским королевством северогерманской коалицией, Австрийская империя была изгнана из Германского союза (превратившегося в 1871 г., после победы над французской Второй империей Наполеона III Бонапарта, в Германскую империю Гогенцоллернов, или, говоря иначе, «Второй рейх»). Австрия более не могла претендовать на роль гегемона германских государств. Чтобы унять недовольство внутри Австрийской империи и не дать повториться революционным событиям 1848-1849 гг., австрийский император Франц-Иосиф I пошел на переустройство своего государства. 20 марта 1867 г. Австрийская империя Габсбургов была разделена на два формально независимых государства, превратившись в союз двух монархий – Австрийской империи и Венгерского королевства (объединенных под властью одного суверена, являвшегося императором Австрии и королем Венгрии в одном лице). Впрочем, довольно об этом.

      Эпоха наполеоновских войн привела к почти полному уничтожению Тевтонского ордена. Завоевав пол-Европы и ликвидировав, после победы над объединенной австро-русской армией при Аустерлице в 1805 г., «Священную Римскую империю германской нации», император французов Наполеон I Бонапарт повсюду запретил духовно-рыцарские ордены, в том числе и Тевтонский орден, и передал конфискованные орденские владения под управление своих марионеток. С одной стороны это было концом существования Тевтонского ордена в его прежней форме. Эпоха его государственного суверенитета завершилась раз и навсегда.

      Тевтонский орден сохранился, в виде мелких раздробленных владений, лишь на территории сильно урезанной монархии Габсбургов - Австрийской империи. Но в то же время французский завоеватель положил конец «эпохе троеверия» в истории Тевтонского ордена, силою вещей снова превратившегося в чисто католическую организацию. Единственным исключением оказался маленький кальвинистский Утрехтский бальяж (нем.: Balley Utrecht) на территории Голландии, но и он не подчинялся уже не магистру-католику, а голландскому королю-протестанту.

      Здесь конец и Господу нашему слава!

      ПРИМЕЧАНИЕ

      На иллюстрации, помещенной нами в заголовке к настоящей военно-исторической миниатюре, изображен рыцарь (кавалер) Тевтонского ордена в облачении середины «галантного» XVIII века (во второй четверти «галантного» века орденское одеяние, которые рыцари носили под плащом, стало коричневым, а во второй половине - синим; тогда же и мундир чинов орденского полка «Гох-унд Дейчмейстер» стал из бело-черного бело-синим). 


Рецензии