Глава сороковая лесные гномы из племени озерной же

ГЛАВА СОРОКОВАЯ
ЛЕСНЫЕ ГНОМЫ ИЗ ПЛЕМЕНИ ОЗЕРНОЙ ЖЕМЧУЖИНЫ
- Здравствуй, маленькая сестра, - ласково улыбнулась речная Русалка маленькой путешественнице, - Я рада, что мне удалось помочь тебе и твоим спутникам.
Русалка от растерянности и не знала, что отвечать, и только робко пробормотала слова благодарности, и тогда старшая подруга ласково положила ей руку на плечо.
- Я понимаю, вам всем надо отдохнуть и успокоиться, - покровительственно сказала она, - Гномам и лесным зверям нельзя под воду, но, думаю, вам придется по душе шалаш на моем острове. Конечно, это не подводный дворец, но рыбаки останавливаются там и бывают довольны. Скоро подадут чистейшую ключевую воду, прямо из родника, и бутерброды с икрой.
- Ущипните меня, я, похоже, сплю… - изумился капитан Дельфин, - Этого не может быть.
Тем не менее, бравый моряк с радостью воспользовался любезным предложением, и к вечеру отдохнувшие и сытые путники беседовали у костра. Речная Русалка была с ними и, казалось, не могла утолить любопытство.
- Мы, подводные жители, не так уж и часто поднимаемся на поверхность, - говорила она, - Разве что летом, в русалочью неделю, мы танцуем на полях и водим хороводы на лесных полянах, да еще батюшка водяной осенью съездит на ярмарку. Все новости предстоит узнавать от лягушек и рыб, но лягушки – хладнокровны и насмешливы, а рыбы… они хорошие, но очень уж ограниченные и предубежденные существа. Даже и не вспомню сразу, когда я в последний раз вот так беседовала с такими приятными собеседниками!
- Тогда почему ж вы… завлекали нас? – отважился спросить Голубой Мышонок, - Ведь мы едва не погибли, услышав ваш призыв!
Русалка смутилась, и щеки ее слегка засеребрились – так краснеют подводные жители.
- Скучно мне было, - призналась она, - Я и позвала вас. Но вы, гномы, как и люди, такие жадные! Услышав зов красоты и богатства, вы сами теряете голову и начинаете делать глупости. Но ведь мы, русалки, в этом не виноваты!
Моховые гномы, Молодой Мышь и даже капитан Дельфин вынуждены были признать ее правоту. Русалка смягчилась:
- А ведь существует простое заклинание для тех, кто просто хочет посмотреть на нас, русалок из реки, - тихо сказала она, - Его мало кто знает… в основном, те, кому достаточно любоваться на красоту, не пытаясь присвоить ее и заточить в банку. И петь его надо с чистым сердцем:

Русалки сладко пели,
Орешник им кивал
В зеленой колыбели
Я Деву обнимал
Расскажи мне, расскажи
Про русалочьи поляны
Покажи мне, покажи
Родниковые фонтаны...

Отдав заре принцессу,
Покинул утром плен
И вышел вон из леса,
Полураздет и нем
Расскажи мне, расскажи
Про русалочьи поляны
Покажи мне, покажи
Родниковые фонтаны...

Сыграет месяц в трубы,
К оврагу вновь приду
Ласкать хмельные губы,
Сжигать дотла звезду...

Расскажи мне, расскажи
Про русалочьи поляны
Покажи мне, покажи
Родниковые фонтаны...
Спокойная уверенность, звучащая в этом мотиве, и тихая радость любовной победы не завораживала, а успокаивала.
- Такое могут спеть лишь те, кто не причинит Русалкам зло, - объяснила Речная Русалка, - А ведь многие верят до сих пор, что речные или морские жемчужины – это наши слезы, и старается причинить нам боль…
- А разве это не так? – робко спросил капитан Дельфин, - Я никогда не добывал жемчуг, но слышал именно такое объяснение…
- Конечно, нет так! – слегка рассердилась Русалка, - Жемчуг – это маленькая песчинка, которая попала в тело моллюска. От предметов из внешнего мира защищается любое живое существо, вот и моллюски окружают их перламутром, чтобы острые края не причиняли боль.
А сейчас многие стараются испортить нам воду, чтобы выманить из наших дворцов и заставить плакать, и сбрасывают к нем на глубину нечистоты, и расставляют сети. Моллюски гибнут, их становится все меньше, и меньше жемчужин нам удается находить.
- Жаль… они очень красивые, - прошептала Березка.
- И полезные, они приносят счастье, здоровье и удачу, - улыбнулась в ответ Речная Русалка и достала несколько розоватых ожерелий, - Я дарю их вам.
Жемчуг мерцал и переливался, как живой, в руках у девочек…
***   ***   ***
Узнав, что путешественники ищут новую родину для Русалочки и моховых гномов, Речная Русалка вызвалась их проводить.
- Я знаю это племя гномов, очень достойное, - сказала она, - Мы, речные русалки, меняем у них мед, смолу, самоцветные камни  на жемчуг и янтарь. Я могу проводить вас.
Капитан Дельфин согласился с изысканной благодарностью.
Яхта «Юнга» точно следовала за указаниями Речной Русалки, проплывая тихими лесными речками, и моховые гномы с удивлением замечали, как менялся лес на берегу.
Когда-то давно, многие годы назад, тут высился хвойный бор из высоких столетних сосен, могучих елей и пихт. Внизу шелестели кусты, на опушках весной цвели лукавые белокурые молодые березки, под защитой и покровительством серьезных дубов.
И вдруг все изменилось.
Людям понадобились высокие сосны – для корабельных мачт, а березы и дубы – для стройки и продажу в страны, где лес не растет. Однажды утром в Дремучем Лесу раздался визг пилы, и старые, но мощные и живые деревья одно за другим падали на землю.
Лесорубы распилили стволы на части и вывезли на вездеходе, а бурелом и ветви так и остались лежать на месте. Они высыхали на солнце, под ними скапливалась сухая, прошлогодняя трава.
Когда же люди появились в этих местах снова, Дремучий Лес затаился, звери и птицы со страхом кинулись прочь. К счастью, люди не стали рубить деревья. Они развели костер, поставили палатку, долго пили и пели под гитару, а утром ушли.
Но рано радовался весь Дремучий Лес: люди плохо погасили костер, не захлестали пламя зелеными еловыми лапами или молодыми деревцами, не засыпали землей. Огонь тлел и тлен, расползался под буреломом, и в один из ветреных дней ветер бросил искру на сухие кусты.
С тревогой заметались, закричали звери и птицы, все, кто мог бегать или летать, спасались, бросив гнезда, дома и запасы. С треском продирались, обжигаясь, лоси, метались в панике зайцы, белки отчаянно старались опередить пламя. Ведь даже медведь, самый сильный зверь в Дремучем Лесу, бессилен перед пожаром.
Когда через несколько дней милосердный проливной дождь погасил пламя, на несколько километров в округ простиралось мертвое, черное пепелище. Здесь не выжила ни одна травинка , ни одно самое могучее дерево. Родные для кого-то места превратились в пропахшую гарью пустыню.
 Десятилетие спустя планета хранила память о гибели леса: зимой снег кружился от малейшего ветра, который на открытом месте не встречал препятствий, а весной и летом солнце обнажало голую, искалеченную, прочную, как камень, землю, засыпанную остатками углей.
 
Но Земля и Солнце умеют залечивать очень глубокие раны: на месте былого пожара появились первые ростки Иван-чая, зверобоя и земляники, которая на щедро удобренной золой почве дала отличный урожай. Ветер занес семена малины, лещины, осины и липы. Так на место былого бора вернулся подлесок.
Однажды ранней весной от корня старого и черного березового пня выбился молодой живой побег. Он осмотрелся, встряхнул листочками – и потянулся вверх, вверх, превращаясь в березу – первую из нового березняка.
А под тенью светолюбивых берез быстро прорасли семена из обгорелых еловых и сосновых шишек, появились на свет маленькие, пока еще росточком не выше лесных цветов, елки и сосенки. Березняк снова становился Дремучим Лесом, где листва перемежается хвоей.
Вернулись потомки зверей и птиц, чьи предки когда-то спаслись от огня в соседние леса. В Дремучем лесу снова раздался перестук дятлов и кукование кукушки, рычание медведя и стрекот белки. И, конечно же, одними из первых вернулись лесные гномы – еще когда только-только в этих местах выросла первая трава.
***   ***   ***
Однажды вечером капитана Дельфина встревожили знакомые, но необычные звуки: как будто бы кто-то греб по реке на лодке, но старался делать это тайком, незаметно подбираясь к кому-то или чему-то. Гребец явно старался лишний раз не плеснуть водой.
 
Опытный моряк, капитан Дельфин сразу же отвел яхту под сень спускавшихся прямо к воде ивовых ветвей, где небольшое, но маневренное судно было почти незаметно для постороннего глаза, но могло быстро развернуться и дать обратный ход. Было ясно, что на лодке плыли гномы. Вот только добрые ли это гномы?
Но на этот раз встреча так и не состоялась, и капитан Дельфин продолжил путь прямо по курсу. Вот только с этого времени он всегда брал Тима с собой ночевать в капитанскую каюту.
А через несколько дней Тим залился лаем на весь Лес: где-то вдалеке, на левом берегу, кто-то из гномов шел, почти не таясь и напевая песенку. Капитан Дельфин приветливо улыбнулся и собрался было причалить, чтобы расспросить незнакомца о его краях, но гном тут же повернулся и скрылся в чаще.
- Я смотрю, манеры местных со временем совсем не изменились, - с досадой сказал капитан Дельфин.
- Я ведь предупреждала, - ответила Речная Русалка и выплыла вперед, - То ли еще будет!
И точно! В Дремучем Лесу вдруг раздался жуткий треск, а за ним – леденящий душу вой! Словно одновременно завыли все волки в округе, заревели медведи и захрюкали кабаны, хотя едва ли на земле найдется живое существо, умеющее издавать такие жуткие звуки.
 
Вой стих, затем снова повторился, и в довершение всего в полутемном, сумеречном Лесу замелькали красные, синие, зеленые огни. Так светятся глаза хищника, когда в засаде он дождался добычи и уже готов броситься на нее. Всем стало не по себе, даже храброму капитану Дельфину.
Если бы такое зрелище предстало близнецам, Русалке или Молодому Мышу совсем недавно, еще нынешней весной, они бы зарыдали от ужаса и, наверное, спрятались под скамейки или спасательные круги. Но лесные обитатели стали уже опытными путешественниками, не раз справившимися с опасностями. И сейчас девочки только крепко зажмурились, а Боровик так вцепился руками в борт, что побелели костяшки пальцев. Молодой Мышь и вовсе делал вид, что ему все нипочем. Он только тихо шепнул на ухо капитану Дельфину:
- Даем деру!
Но капитан Дельфин только покачал головой:
- Спокойно! Надо потерпеть. Они нас пугают.
Неизвестно, сколько бы еще продолжался жуткий спектакль, но вой и рев перекрыла песня Речной Русалки. А затем от берега отделилось судно, на палубе которого путешественники увидели несколько гномов, вооруженных пиками и луками. Судно подходило все ближе и ближе, но гномы и не собирались нападать, напротив, их лица становились все менее напряженными.
- Привет, капитан Дельфин, привет, Русалка! – наконец, воскликнул один из них, - Давно вы не появлялись в наших краях. Мы вам рады.
 
- Да вот, все не было случая, - отозвался капитан Дельфин, - А тут… такая оказия…
- Кто это с вами? – неожиданно вмешался один из стражников, самый старый и подозрительный.
- Наши друзья, - поспешно объяснил капитан Дельфин, - Это добрые гномы, я за них ручаюсь. Понимаете, они попали в такую вот беду…
- В какую беду? – спросил тот же гном.
И Березка рассказала, стараясь не упустить ни одной подробности, как случилось, что они были вынуждены покинуть родной дом. Ее слушали, не перебивая.
Не зная, что и думать, Березка сняла с себя жемчужное ожерелье, подаренное Речной Русалкой, и протянула самому недоверчивому подарок в знак добрых намерений.
- Убери это, пожалуйста, - услышала она в ответ, - Тем, кто вынужден покинуть родной дом, мы поможем бескорыстно. Добро пожаловать в племя Озерной Жемчужины.
Только сейчас все поняли, что этот гном – девушка.


Рецензии