Бутеноп и Глазенап

БУТЕНОП И ГЛАЗЕНАП                Из досье коллекционера
********************
   Одно время в связи с реконструкцией кремлёвских курантов в газетах иногда упоминалась странная фамилия: Бутеноп. А нет ли думаю тут какой-то связи с героем мемуаров незабвенного Козьмы Пруткова? Один его достаточно пространный "военный афоризм" начинался так:
   Марш вперёд! Ура...Россия!
   Лишь амбиция была б!
   Брали форты не такие
   Бутеноп и Глазенап!
Продолжай атаку смело,
Хоть тебе и пуля в лоб,-
Посмотри, как лезут в дело
Глазенап и Буденоп!
   Что может быть общего у лихого батальонного удальца и мирного часовых дел мастера? Да тут ещё какой-то Глазенап в компанию встрял...
   Припоминаю,что в моих архивах имеются упоминания об этих персонажах. Их я посчитал за вымышленных героев одного из авторов "военных афоризмов" - А.К.Толстого, который в 1854-1855 годах участвовал в военной кампании на бастионах Севастополя. И я начал "копать"...
   В старых публикациях, выуженных из библиотечных архивов, обнаружил, что Бутенопов было двое: Иоганн и Николай. В 1832 году предприимчивые братья перебрались из родной Голштинии в Москву и основали завод, на котором стали изготвлять земледельческие машины и сельскохозяйственные орудия. Потоками выпускались сеялки, веялки, сенокосилки, лемешные плуги... Остаётся загадкой: почему российский крестьянин упорно продолжал пахать деревянной сохой?
   Но вот самое любопытное. Бутенопы имели в Москве собственный дом с замечательными английскими часами на фронтоне неподалёку от дома другого "крёстного отца" Козьмы Пруткова - Л.М.Жемчужникова. Часы были музыкальными: играли мелодию "Коль славен наш Господь в Сионе". Вот будто бы по их образцу и подобию в 1851-1852 братья перестороили кремлёвские куранты, научив их еще и второй мелодии- "Преображенского марша". О чём и оставлена надпись на станине часового механизма.
   Часы за свою историю претерпели несколько реконструкций. С 7 ноября 1919 года куранты исполняли "Интернационал". В последние годы довольствуемся их мелодичным перезвоном. А к 850-летию Москвы часы настроили на музыку М.Глинки из оперы "Жизнь за царя".
   Однако вернёмся к "военному афоризму".Очевидно, что опекунам философствовавшего "директора Пробирной палатки и поэта" просто приглянулась хорошо рифмующаяся фамилия Бутеноп. Особенно в сочетании с Глазенапом, каковой в дествительности был кадровым военным. Уроженец Лифляндии (1751 г.) Григорий Иванович Глазенап - полиглот и кавалер орденов - из гренадёров шел по служебной лестнице медленно. Однако выбрался-таки в офицеры. А при Павле1 неожиданно произведён в полковники, через три месяца - в генерал-майоры от кавалерии. Едва приступил к исполнению, полк расфомировали, генерала отправили в отставку. Только Глазенап обосновался в деревне, раздумывая, то ли заняться рыбалкой, то ли специализироваться на разведении цветов... Бах! Вызвали в столицы, произвели в генерал-лейтенанты и...тут же уволили в отставку.
   На этом странности военной карьеры не кончились. Высочайшим указом Александра1  Глазенап вскоре назначен шефом Нижегородского драгунского полка и направлен на Кавказ усмирять горцев, которые почему-то ни за что не хотели любить Россию. С небольшим отрядом Глазенап одолел бунтарей и взял в плен мятежного князя Росламбека. Однако, зная местные многовековые обычаи, великодушно освободил знатного пленника, сумел ублаготворить кабардинцев, наити достойные для обеих сторон пути согласия и примирения. Уже будучи начальником Кавказской линии он стал пописывать в московские журналы заметки, эпистолярные качества которых
и вызвали у братьев Жемчужниковых сатирический образ.
   Вот кортко и всё о мистификации с двумя героями дурашных афоризмов Козьмы Пруткова.
               888888888888888888888888888888


Рецензии