Незнакомка. Эссе
На взлёте и падении духа, мятежности и страсти творческой родилась эта драма, драма человеческой жизни. В первой её части - реальная картина, банальная до пошлости: ресторан, пьяные окрики, детский плач, женский визг…
Но слова-символы, превращаясь в образы, придают этой картине более глубокий смысл, мы видим, как //тлетворный// – злой дух, сжигающий всё святое, //правит// безумными.
В драме явно просматриваются движущиеся кадры: « /Вдали/, /за переулками/, за дачами/ за шлагбаумами/, над озёрами/ и совсем близко / у соседних столиков/» Над всем /чуть золотится крендель…/ как символ стремления к мирскому удовлетворению инстинктивных потребностей – к чревоугодию. И с /детских / лет их /детский плач/ - стремление ко всему запретному - /за шлагбаумы/. Образ луны, перекликаясь с кренделем, как на картине художника, подчеркивает бессмысленность и извечность этой человеческой драмы.
Блок исходил вдоль и поперёк Петроградскую сторону, острова, пригороды. Блуждая по вечернему, ночному, предутреннему городу, он стремился постичь народную жизнь. Он /льнёт туда, где униженье, //Где грязь, и мрак, и нищета//. – Пишет он в других стихах, как бы отвечая на упрёки друзей и близких. - //Оттуда зримей мир иной//, - объясняет поэт своё поведение. // Храню я к людям на безлюдье// Неразделённую любовь//, // Но за любовью зреет гнев//, // растёт презренье…//. Поэт испытывает холод одиночества среди этого уродливого мира: его /друг единственный/ - он сам - /на дне стакана отражён/…
Первая часть драмы по-гоголевски иронична, по - чеховски философична. В ней Блок талантливо набросал картину трущоб Достоевского, где звучит печальные /ветровые песни/, //Горячий воздух дик и глух// к красоте и поэзии. Но эта часть «Незнакомки» плохо запоминается читателям: она не красива, как сама жизнь, здесь царство лжи, обмана, муза /исхлёстана плетьми/…Как у Некрасова.
Все помнят и знают вторую часть «Незнакомки», где всё прекрасно, /как во сне/. А между тем здесь ставятся и решаются вопросы сугубо профессиональные вопросы – вопросы поэтического мастерства. Что такое поэт? – Это особый дар! Однако – сколь проблематичен этот дар? Если вы встретите поэта, отмеченного и проклятого своим даром – избранника и жертву, вас поразит в нём отчужденность, неприкаянность и – царственность его…
«Незнакомка» - / Прекрасная Дама/ - Муза, равной которой в поэзии нет.
« /И каждый вечер, в час назначенный
(Иль только это снится мне?)
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне/»…
«/ И веют древними поверьями
Её упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука/»…
В каждом слове, в каждой строке торжествует художественное чувство. Поэт уводит нас от суетного мира в мир настоящего искусства, где душа порывается, /как волна, отделённая от моря/ к жизни, /похожей на сон/, как в юношеских стихах. Блок не забыл /берег/, от которого отплыл. Фет, Тютчев, В. Соловьёв - в скрытом диалоге «Незнакомки»
- Соловьёв: « /Вверх погляди на недвижно могучий/
/С небом сходящийся брег любви/»…
- А. Блок: «/ И вижу берег очарованный/
/И очарованную даль/»…
- В. Соловьёв: «/Всё, кружась, исчезает во мгле/
/Неподвижно лишь солнце любви/»…
- А. Блок: «/Глухие тайны мне поручены/.
/Мне чьё-то Солнце вручено/»…
- Фет: «/ И прославлять мы будем век любовь/»…
Известно, что сближение Блока с реализмом, как в первой части «Незнакомки» и других стихах вызывало возмущение в рядах его друзей-символистов. Они говорили, как Фет: «/Можно ли трезвой то высказать силой ума, / Что опьянённому муза прошепчет сама?/». В /мгновенья прозрения/ мир открывается иным, без рассудочной правильности, постигается по иным законам, которые мыслящему кажутся беззаконием. Фет называл эти мгновения безумием или /опьянением/. И только теперь становится ясно, почему Блок писал в «Незнакомке»: «/ И всей души моей излучины/ Пронзило терпкое вино!/» Фет утверждал: /зеркальное/ - реалистическое отображение неприемлемо для настоящего искусства.
- Фет: «/Кому венец – богине красоты/ Иль в зеркале её изображенью?/»
- Блок: (Прекрасной Даме – идеалу юности) – «/И перья страуса склоненные /
/В моём качаются мозгу/, И очи синие бездонные цветут на дальнем берегу/»
Спустя четыре года Блок вновь подтверждает свою верность идеалам юности. Стихотворение «В ресторане» - «Никогда не забуду (он был или не был тот вечер?) … «/Но была ты со мной всем презрением юным/…» Это та же «Незнакомка», но в реальном, зеркальном отображении. – «/Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала/». Блок не отказался от концепций своей юношеской поэзии, как утверждали современники, он соединил в своём творчестве две противоположности: символизм и реализм. Он создаёт великолепные образы близкие к реальным, с глубоким личным настроением, с явно философским смыслом. Хотя стихи 1912 – 1915 годов свидетельствуют об этом трагическом столкновении прошлого с настоящим. Но Блок до конца защищает своё право свободы художника, о котором заявил в «Незнакомке» -
«/В моей душе лежит сокровище/. И ключ поручен только мне/»
Однако – образ ключа взят из «Нового завета» : Христос говорил Петру: «И дам тебе ключи царства и, что свяжешь на земле, то связано будет на небесах» - От /Матфея. 16. 19/ Тайна творчества, тайна вдохновения принадлежит только поэту.
В этом смысле «Незнакомка» перекликается со стихотворением Лермонтова «Кинжал» - «/Да я не изменюсь, я буду твёрд душою,/Как ты, как ты мой друг железный/»…
Так причудливо в драму «Незнакомка» вплетается судьба поэта, отголоски литературной борьбы начала 20 века. Тогда всё заметнее проявлялось стремление к материальному успеху, конкуренция, ориентация на запросы отнюдь не возвышенного плана. Отстаивание гуманистических ценностей искусства принимает драматический характер. И Блок пишет:
«И замыкаю я в клетку холодную/ Легкую добрую птицу свободную,
/Птицу, хотевшую смерть унести/ Птицу летевшую душу спасти/»…
В сложной обстановке противоборствующих литературных течений, в стеснённых обстоятельствах личной жизни поэта - создавались им многие произведения.
Итак, в «Незнакомке» Блок отстаивает право художника отдавать свой талант настоящему искусству. Однако, читая «Незнакомку», восторгаясь красотой стихов, ритмом, удивительной музыкальностью, мы не чувствуем этой борьбы. И это замечательно. Так бывает только при соприкосновении с настоящей поэзией, с настоящим искусством.
Свидетельство о публикации №212111301070
С большим интересом ознакомился с некоторыми вашими произведениями. Особенно благодарен за Александра Блока. Это удивительное явление русской литературы. Его правдивость и творческая чистота просто поразительны. Он не хотел в угоду мафии врать своим читателям и писал то, что чувствоаало его прекрасное сердце.
Его сознание захватывала стихия событий и он внимательно слушал музыку тайных вибраций бытия. Оттого и его произведения не отличает однозначность и примитивизм, который мы наблюдаем повсеместно.
Александр Блок - это чудо из чудес!
С уважением Зуев Михаил
город Красногорск.
Михаил Зуев 3 22.07.2016 10:47 Заявить о нарушении
сегодня он забыт.А ведь его стихи полны любви к человеку,
полны отваги. Спасибо, успехов
Екатерина Лукиан 23.07.2016 23:16 Заявить о нарушении