Китеж горит

Из старых тетрадей. ВРАССЫПНУЮ
 
Cogitationis poenam nemo patitur. ( Никто не несёт наказания за мысли).

***
1980-е

• Спокойствие – вот счастие души.

• Учителей много. Мало педагогов.


• Самый трудный экзамен тот, который сдавать завтра (школьно-студенческий фольклор).

• Упрямство есть душевная неповоротливость.


• Жить без идеалов недостойно человеческой природы.

• У таланта много сестер (Чехову).


• Ребенок, не умеющий играть, это маленький моральный уродец ( а как вырастет?!.)

• Появление всего имеет свою причину, но многое существует без всякой цели.


• В связывающих человека путах немало религиозного «сырья»
• Комсомол жив лишь своим (мифологизированным) славным прошлым, да членскими взносами.

• До коммунизма как до звезды. Недостижим.


• У Гамлета было «быть или не быть», а у меня: «быть или надеяться».

• Умственное бессилие хуже полового.


• Необходимость решения нравственной проблемы невозможно отменить – это можно только отодвинуть.

• В поисках полной рациональности можно дойти до иррационализма.


• Для того, чтобы полюбить Свет, надо увидеть Тьму.

• Стремление к иным мирам вызвано не тем, что этот мир так уж плох вообще, а тем, что он нехорош для тебя.


• Пошлость, как известная болезнь. Заразившись, уже затруднительно помышлять о «высоком чувстве».

• Ленинград – это не Невский, но Невский – это Ленинград.


• Один питерский июнь: белые ночи – чёрные дни.

• Что привык приговаривать: «Боже, упаси» или «чёрт возьми»?


• Грязный лёд ледохода. Ты казался таким красивым и нужным. Но ты сковывал свободу. Уплывай скорее и тай. (Политическое).

• Вместо решительного преодоления в «перестройку» нарастали традиции пустопорожней советской говорильни. Отсюда и плачевный результат реформаторских попыток.


• «Шпиль МГУ теряется в тумане».

• Невозможность самореализации ведёт к существенному уродованию личности. Но что делать, если планов много, а сил мало?..


• Согласившись с распространением «квазипотребностей», вредных привычек и всяческих безобразий, ОБЩЕСТВО определяет порочность своей  ПРИРОДЫ.

• Если уж нам выпала «заброшенность в мир», то станем в нём резидентами Иного.
• Философский конспект советских времен: вначале заметки о работе «классика» (Ленина), а на последней странице запись о «Пещере нимф» Порфирия.

• «Общественная работа» - исполняется бесплатно, но с отвращением.


• Ребенок, непохожий на других, старается приспособиться к жизни, но из-за неудачного опыта уходит в книги… Кто больше теряет при этом?


• Слишком много возятся с «трудными» подростками. В итоге нормальным детям становится у нас жить по-настоящему ТРУДНО.

• «Борьба с пьянством», приведшая к многим дефицитам, стали ходами в какой-то политической игре. Но в недемократическом обществе население в политику играть не может…


• Ради обретения спокойствия можно и побеспокоиться.

• Если гипотетические инопланетяне когда-нибудь доберутся до нас, то, что они скажут, ознакомившись с фантастикой «про инопланетян»?


• Все же основная духовная пища людей должна принадлежать времени его жизни. Если наблюдается резкий уход в сторону «классики», то это свидетельство неблагополучия. Культурного, и, следовательно, всякого иного.

• Почему бы не говорить об Этическом Просвещении?


• Хобби как суррогат творческой потенции?

• Литература и искусство – спасательные жилеты в море обыденности.
• Хочешь ли ты уже заживо похоронить свою Вселенную?

• Можно было бы восхититься немецким глубокомыслием, если бы оно не растворялось в немецкой скуке (Читая «Доктора Фаустоса»)


• Отдаваясь полностью даже любимой работе, можно потерять целостность бытия.

• Если не умеешь работать, то не умеешь и отдыхать, а значит, жить не умеешь.


• Терминология  в (социальных) науках – это ограда от профанов. Но в последенее время «птичий язык» профессионалов стал отпугивать тех, кто хочет знать и понимать наши проблемы.

• В сундуке памяти всё свалено в полнейшем беспорядке.


• Мы опять хотим не того, что Хотим (того, что нужно нам на самом деле).

• «В Х веке жили феи» («Паломничество» Гессе).


• «Застойный футуризм» - роман Г.Маркова «Грядущему веку». Он устарел еще до того, как был задуман.

• «Чёрные камни» Жигулина – это большая антиутопия, чем «Мы» Замятина. Воплощена, а не нафантазирована.


• Эти газеты оскорбляют мой ум.

• Необъективность советских СМИ общеизвестна. Из их материалов никак нельзя было предположить резкого обострения межнациональных отношений в условиях тотального «интернационализма». И вот – история повторяется.


• Национализм не должен разрушать социальности. Он должен быть силой творческой, созидательной, а не деструктивной. Пока же его сравнивают с «Шариковым» и кричат «бей его!» - такого быть не может. Оскорбленый дух нации превращается в разрушительную силу.

• Академик Сахаров – блаженненький. Давал студентам почитать его «Размышления о прогрессе…». Все почему-то обращали внимание на проект «тележки на шагающих ногах». А проект сахаровской «конституции соединенных штатов Европы и Азии», будь он реализован, привел бы к таким морям крови, что нынешние «межнациональные столкновения» показались бы детскими игрушками. Как ловко манипулировали академиком (слухи о «черном ангеле»).


• Необходимость «политической алгебры». Если политическая арифметика есть действия с тактическими выигрышами/проигрышами, то алгебра позволяет находить формулы, объясняющие многие пирровы победы.

• Стереотипы конца десятилетия: если мужчина несет в сумке дефицитные продукты, значит, номенклатурщик; если женщина хорошо одета – значит, валютная проститутка.


• Господи! Как можно жить в стране, где был Архипелаг ГУЛАГ? Даже – после.

• Желаемое приходит, когда его уже не желаешь.



1990-е. Начало

• Начало. В последний день ноября отоварил талон на сахар. Испытал нечто, похожее на счастье.

• Говорят, что в людях, как и в обществах того или иного исторического периода есть «плохое» и «хорошее». Надо, мол, различать и то, и другое. Но когда весы качнутся, человек или эпоха, лежат на них во всей полноте, со всем плохим или хорошим ПЕРЕВЕШИВАЮТ полностью. (Любителям говорить о «сохе и атомной бомбе»).


• Состояние душевного  покоя – вот лучший отдых.

• Наша судьба: до сорока борешься с нищетой, а потом с болезнями.


• Способности к стихосложению еще не повод для имморализма.

• До боли знакомая картина: толпы людей, выгрузившись из московских поездов, электричек или экскурсионных автобусов, идут, сгибаясь под тяжестью рюкзаков и продуктовых сумок. Позади у них утомительная дорога, нервотрёпка в столичных гастрономах, косые взгляды столичных жителей и их шипение «мешочники». Впереди – пара недель относительной свободы от вопроса: «Чем накормить семью?» и ещё: «когда закончится это безобразие – чем москвичи-ленинградцы достойнее нас!?» (Ностальгирующим по «совку»).


• На Западе разнообразные идеи уравновешивают, сдерживают друг друга. У нас, уж если за ЧТО ухватились!... (Либерализм как новый коммунизм).

• Отличие российского зла – это его БЕЗМЕРНОСТЬ.


• СССР предали те, кто жил в нём лучше всех.

• Есть ли что «консервировать» советскому «консерватизму». Если исходить из последних десятилетий, то это отличие бедности от нищеты, некоторая возможность воспроизводить себе подобных с гарантией от нищеты, личную безопасность, если не высовываешься. Так мало, а показалось, что так много.


• У Леонида Бородина прочитал интересное слово «ретруха».

• «Товарищ» Нина Андреева – это явление того же порядка, что и «госпожа» Елена Боннэр. Знаки разные, модуль один – антирусский.


• Свобода совести для многих составляет ИХ веру.

• Советский интернационализм питался русским национальным достоинством, пока не пожрал его. Тогда «дружба народов» издохла от голода.


• Авантюризм как разновидность мазохизма?

• От «катастройки» выиграли рэкетиры, попы, демагоги, мошенники и сексуальные извращенцы. Приобретения остальных – не очевидны.


• Велик разрыв между ОБРАЗОМ жизни и «образом жизни».

• Человек – существо принципиально не самодостаточное.


• «Гиперборейство» духа от «испанки» пошлости.

• Развалины воздушных замков могут пребольно придавить. Так, что не выберешься.


• Подумал, что счастливы были русские люди, не дожившие до 1914 года, а тем более, до следующих «узлов».

• «Мировая революция» споткнулась на национализме. Человеческая цивилизация была спасена.


• Так называемые «шестидесятники» называли себя с гордостью «детьми ХХ съезда». Интересно, какая честь быть не ребенком своих родных отца-матери, а некоего «коллективного органа партии» - политического «свального греха»?

• В словосочетании «дети ХХ съезда» - главным является слово «дети»: инфантильные, капризные, безответственные, так и не поумневшие и не повзрослевшие.


• Ты мысленно разговариваешь сам с собой? Нет – с Тишиной.

• «Красный мрак» коммунизма. «Красный смех» террора.


• Если советская эпоха вы-(раз-)водила мечтателей, то постсоветская их вы-(из-) водит.

• Моральный коллапс нашего общества.  Для одних, «если бога нет, то всё позволено», для других – полная растерянность: «если бога нет. То какой же я штабс-капитан?» Понятно, что вторые легко становятся жертвами первых.


• Во время всемирного потопа индивидуальное умение хорошо плавать не поможет, а вода все прибывает и прибывает…

• Советская интеллигенция – пример тупика социальной эволюции.


• «Интеллигенция» - пример неверной классификации?

• «Поэтический» период в жизни. Переписывал стихи (в основном Серебряного векам и Русского Зарубежья) в блокноты. А ведь вроде не барышня провинциальная с альбомом.


• Морально-волевой спазм. Видим, что тонем, но сделать ничего не можем.

• Несколько российских военнослужащих убито   грузинскими фашистами в Эшерах. Неужели эта новость менее важна, чем толпа на Васильевском спуске? Государство, не защищающее своих – есть НЕИСТИННОЕ государство, в гегелевском или в любых других смыслах. А Грузия сейчас – это взбесившийся зверь, кусающий руку человека, который ее защищал и спасал.


• Конечно, не надо выдавать нужду за добродетель. Но как быть с идеалами?...

• Вместо очистительного половодья случился прорыв канализации («Перестройка»)

• На смену бандитам пришли воры («демократизация» после «тоталитаризма»).

• Мы догубим себя, если духовно не обновимся.

• Что это за метод исторического лечения: «подмороживать» заживо?  А когда «оттает»!..

• Когда приходит мысль, то этому радуешься порой больше, чем приходу женщины.


• Природа человека греховна, но сущность его духовна (цитата?)

• И «верхи», и «низы» в истории России вели себя по-ребячески. Потом, в 20 столетии стране дважды ломали хребет и мы «повзрослели». Но много ли проку инвалиду от того, что он «понимает»?


• Если запрещать писания Гитлера, то тогда и Маркса с Лениным.

 


• «Демокрады» боятся ответственности за содеянное.  Они  готовы не всё, чтобы её избежать.


• Марксизм как соблазн:  массам – грабь награбленное!»; образованщине – простое решение сложных проблем; интеллектуалам – философские выверты гегельянства и радения над «теорией отчуждения».

• Спираль кризиса, духовная озлобленность, «партийная» нетерпимость – никто не хочет думать на перспективу (обстановка в 1993 году).

• «Обозленная бестолочь» - герой социологических романов А. Зиновьева.

• Лишнее время, когда не знаешь, куда его деть – это обкрадывание своего будущего.

• Не отдыхаешь, потому что давно не устаешь. А НАСТОЯЩУЮ, творческую усталость может подарить только любимая работа

• «Инопланетяне» не в другой галактике, а в прошедшей истории.


• Для того, чтобы убрать «ворюг», могут опять позвать «кровопийц».

• Русский человек хорошо работать может только «от души»…

• Разве бесконечность бытия не предполагает вопроса о том, почему оно есть.

• Сделал нам Горби «козью морду» со своей «катастройкой»…

• В тяжелые времена мы особенно надеемся на любовь. Но завышенные ожидания бывают, как правило, несбыточными.

• И.А.Ильин мыслил локально в рамках русской и западной (христианской) цивилизации. Остальное было для него малосущественным. Мир для него был почти равен христианскому миру.  (Наследие «европоцентризма» 19 столетия). А чтение какой-нибудь «Бхагавад-Гиты» было экзотикой.



• Иван Ильин стоял на пороге величайших озарений философии ХХ века, её многих важных открытий. Но политические обстоятельства выбросили его на обочину академического мира; после потери родины заниматься собственно философией было затруднительно. Маргинализация не позволяла овладеть вполне новым философским языком, дабы выразить то, что Ильин понимал со всей ОЧЕВИДНОСТЬЮ.

• Ничто затягивает в себя всё. Небытие восстало против бытия («Прорва» Дыховичного).



• Проявления безволия у русских от греков (веры «ромеев»).

• Всех стараюсь понять. Кто бы меня понял!

• Опираться на «опыт»?  Он слишком разный и подсказывает разное. По сути, опыт не может перенести за рамки субъективных «мнений».



• Солженицын как «русский Гавел» очевидно не состоялся. Время безвозвратно упущено, да и обстоятельства не благоприятствовали. Эмигрант слишком задержался в Вермонте (дезориентировало окружение или оторвался от «почвы»?), и вернулся, когда «окно возможностей» уже закрылось. Реально «Исаевич» был самой мощной фигурой «Русской Партии», но большинство советских «патриотов» его в этом качестве не принимали; «совок» был им несравненно ближе. Эта шушера продолжала лизать сапоги рябого сухорукого инородца, погубившего тьму русского народу (и эти поклонники диктатора еще смеют называть себя «русскими патриотами»!) Смелым антикоммунизмом АИ многих отталкивал от себя. Кроме того, антикоммунистами были и «либералы». После смерти Сахарова и отхода от политики наиболее приличных из них (пример Ю. Буртина: «разочарование, горечь и выбор»), стало очевидно, что «либеральные» идеи и «обличение тоталитаризма» служат прикрытием для осуществления большого хапка «прихватизации». В этой ситуации необоснованные обвинения посыпались уже в адрес Солженицына: в нем видели союзника «демокраДов», чтобы он не писал после того, как ЕБН и его окружение «развернулись» и показали себя во всей «красе». Но почему после ужасного коммунистического эксперимента у власти оказались опять коммуняки и гэбисты? Парадокс «загадочной русской души» или просчет «солженицынцев»?
Один «соильинник» попытался проанализировать те же проблемы, используя методологию П.Бурдье. В его диссертации содержится утверждение, что будто писатель перешел в 1960-70-е годы из «поля литературы» в «поле политики» и не дал себя «заткнуть». Не дал то не дал, но продолжал действовать в политике, как литератор. Кроме того, помимо этих «полей» было еще «поле религии». Наш пророк пытался играть и на нем, явно переоценивая духовное влияние и культурный  потенциал «православия». (Скорее всего, такой потенциал для политического освобождения вообще отсутствует, РПЦ стояло и стоит на антидемократических позициях).  Позиция «пророка» и «властителя дум» оказалась непродуктивной для демократической политики, которую пытались воплотить в стране и которая без национальной основы быстро деградировала до манипуляций. «Религиозное» у АИС мешало «Национальному», но и здесь объективным был недостаток «русскости» у Человека Советского («совка»), который стал господствующим типом именно в РСФСР. В итоге победы добиться не удалось, в отличие от восточноевропейцев, где национализм был решительно противопоставлен коммунистической оккупации, а такая позиция нашла понимание и поддержку у большинства населения. «Советским патриотам» остались бессильные проклятья «временному оккупационному режиму», периодически сменяющимися попытками лизнуть сапог какому-нибудь «оккупанту», в котором они различают «державника», «имперца-патриота» или «нового Сталина».
Но, по большому счету, населению РФ тоже должно винить, прежде всего, самого себя, за то, что в то время, когда эстонцы заявили о себе как прежде всего об  эстонцах, поляки были поляками, армяне – армянами и так далее, «советские человеки» стали «дорогими россиянами». И – хотят ими оставаться в массе своей. Распространившаяся ненависть к Солженицыну – это чувство денационализированных (пост)совков, которым русскими уже никогда не стать. Прорыв к свободе не удался именно из-за нераспространенности русского национализма. А для него нужна обновленная нация. С «россиянами» возможны лишь бесконечные пародии «старых песен о главном».  Хватит ли времени?


• «Китеж горит!» - услышал я перед тем, как проснуться и очнулся в страшной тревоге. Как может гореть потаенный город, ушедший от врагов под воду? Видимо, враг угрожает уже и Глубине, опасностью затронута сердцевина, душа, последний русский резерв. Горит то, что раньше спасало нас в лихую годину, что давало силы выживать и бороться. В опасности сам наш  духовный корень, наше главное сокровище. КИТЕЖ ГОРИТ!..


Рецензии