Непроизвольное самопрограммирование будущего

 Непроизвольное самопрограммирование будущего
     Воистину, неисповедимы пути Твои, о, Господи! Короче, дала Татьяна Онегину от ворот поворот. Мол, я другому отдана, и буду век ему верна. И ведь были же ему знаки, но вот втемяшится в голову совершенно посторонняя, не соответствующая образу поэта, мысль, и, может быть, нет ничего страшнее этих неизвестно откуда взявшихся мыслей. Словом, захотелось поэту чего-то идеального, поскольку жизнь самого поэта вовсе идеальной не была, да и откуда может взяться поэт, если он следует идеальной жизни.
    Есть выражение: "Воровка не должна смотреть в сторону мужчины. " В общем плане: у таланта может быть только одна любовь - сам талант. Талант ревнив и отрицает материальную рассудочную жизнь, которая является для него средством, пищей и не более того. И когда человек идет наперекор своему таланту и пытается стать "таким, как все", тогда талант убивает человека. Есенин однажды посмотрел в сторону женщины  Айседоры Дункан - и талант убил Есенина. Гоголь посмотрел в сторону Бога, и талант убил Гоголя. Талант не терпит соперников. Талант требует, чтобы он был единственной любовью человека. Для таланта материальный мир с его рассудочной жизнью является предметом, пищей, которой он питается. Рассудочная жизнь - с её правилами и требованиями - вне таланта.

Пушкин
    И вот талант Пушкина пишет Евгения Онегина с его "И я другому отдана, и буду век ему верна". Но вот появляется красавец- Дантес. Что может противопоставить Пушкин красавцу - французу, кроме своего таланта? Ничего! И ничего он не может противопоставить французу потому, что не Наталья добивалась его, а он добивался красавицы Натальи, ибо, если он и решился стать "таким, как все", что означало, но чего он не осознавал, предательство своего таланта, но за это предательство таланта он хотел взять и соответствующую цену, и цена эта была - первая красавица. Но каково выглядел Пушкин рядом с ней?! Разумеется, то, как он выглядел рядом с ней, должно было льстить его самолюбию, но в этой победе самолюбия была и оценка самого себя, но самого себя как поэта. Гордыня победила Пушкина-человека, так как не на соответствующую ему вещь он позарился. А природа безразлична  и к гордыне, и к тщеславию, она просто делает своё дело. И вот в результате женитьбы на Натали  талант Пушкина превратился Пушкиным в разменную монету на наряды, на балы, на развлечения  красавицы Натали. И вот Пушкин видит на балах свою красавицу-жену в обществе Дантеса, и глаз поэта не может обмануться во взаимных чувствах Натали и Дантеса, чувствах, облагороженных и поэтому сделавшихся неподсудными благодаря его собственной программе, заложенной в жену "Евгением Онегиным" "И я другому отдана, и буду век ему верна". И эта неподсудность, эта защита, эта верность жены, которая остается физически верна ему, но любовные чувства, мысли, ощущения которой принадлежат другому, превращает жизнь Пушкина в ад, потому что он ничего не может сделать с чувствами жены, которые ему не принадлежат, и в раба которой он превратил свой талант. Он стоит в зале, видит довольных, улыбающихся Натали и Дантеса, и уменьшается в своих глазах, превращаясь в плевок на полу, на котором стоит. И он не видит другого выхода, кроме одного: забыть о том, что он - "как все", и дать выход своим чувствам. И когда он сбрасывает с себя путы человека, который "как все", он чувствует себя освободившимся от унижения, в которое поставила его Натали. И даже тогда, когда Дантес смертельно ранит его и Пушкин знает, что жизненный путь его завершен, он продолжает чувствовать себя освободившимся и вернувшимся к своему таланту, хотя и сделал это слишком поздно. И теперь, на своём смертном одре,  он  делает  своё завещание Натали, "которая была вполне благородна и непогрешима".  И как ложным было самолюбие Пушкина, избравшего Натали за красоту, как красивую вещь, точно также ложным было и завещание женщине, которая "ему  отдана и ему верна. "  Ну, что же, Натали как вещь принадлежала ему. Но Натали как человек была свободна в своих чувствах. Так что свой договор перед Пушкиным она выполнила. А что касается остального... за что Пушкин купил Натали, то и получил.

Лермонтов
    Лермонтов никогда не предавал своего таланта. Для Лермонтова его талант был превыше всего. Люди, общество были пищей его таланта, который не знал в себе удержу и был беспощаден. И Мартынов, портрет которого вполне представлен Лермонтовым в образе Грушницкого, стал пищей его таланта, который вполне понял и выразил Мартынова в крике Грушницкого  на дуэли: стреляйте, или я вас убью из-за угла. И, однако, талант Лермонтова непроизвольно поднимал внутренний мир  окружающих его людей до себя, предполагая в них чувства, подобные тем, которыми жил он сам,  чего маленький человек  понять был не в состоянии и что его    всего больше и раздражало в Лермонтове. А каково это маленькому человеку увидеть себя описанным. Ведь и маленький человек имеет свои чувства и своё самолюбие, и часто гораздо большие, чем у обычного человека,  и поэтому  он тем более не хочет предстать перед людьми голым, откуда и появляются все эти мартыновские черкески и кинжалы, все эти  потуги выглядеть не столь заурядно, потуги, превращающие жизнь в непреходящую  сцену.  Талант Лермонтова вполне описал характер его "приятеля" Мартынова, однако его талант совершил ошибку  по отношению к самому Лермонтову: в романе  Печорин-Лермонтов стреляет в Грушницкого-Мартынова, чего никогда бы не сделал сам Лермонтов, и именно из презрения к мелкости человека. И когда история, описанная Лермонтовым, повторилась в реальности, его лицо выразило презрение, и он под дулом пистолета выстрелил в воздух, зная, что за этим последует, тогда как Мартынов выполнил обещание убить из-за угла, потому что после выстрела в воздух выстрел Мартынова как раз и был убийством из-за угла.
      Талант Лермонтова ни на йоту не ошибся в Мартынове. Талант Лермонтова ошибся в самом Лермонтове, потому что мерил его мерками окружающих, которые не подходят великому человеку.  И было здесь и еще одно:   талант Лермонтова задыхался в этой окружающей его жизни. И   не сам ли Лермонтов убил себя руками Мартынова, потому что Лермонтов был человеком, принадлежавшим высшей реальности, которой он вокруг себя не находил.

    13.11.12 г.


Рецензии
Человеку свойственно мерить своими мерками окружающих, жить в мире своих представлений о жизни и страдать, если жизнь не соответствует представлениям о ней. С уважением.

Ирина Зефирова   16.11.2012 17:28     Заявить о нарушении