Письменность VIP

Месопотамия, страна, занимаемая древними шумерами, притягивала умы западных исследователей очень давно. Города, стоящие на Тигре и Евфрате были описаны в Библии. Многих, путешествие в эти священные места, по которым ходил богоизбранный народ, привлекали именно с библейской точки зрения. Так раввин Вениамин, сын Ионы (из Туделы, Королевства Наварского), в 1178 г. впервые описал памятники древней Месопотамии. В 1190 г., его последователь, раввин Петахиаш из Регенсбурга (Ратизбоны), сделал описание руин Ниневии. В 1290 г., эти места посетил христианский миссионер Рикальдо де Монте ди Кроче. В 1575 г., древности Месопотамии описывал баварский лекарь и натуралист Леонгард Роволлф (из Аугсбурга). И это было только начало. Месопотамию посетили, и оставили о ней записи Энтони Шерли (1599 г.), Джон Картрайт (1601 г.), Петро делла Валле (1616-1625 гг.) начал раскопки шумерского Ура, Жанн Батист Тавернье (1644 г.), Карстен Нибур (1766 г.) начинает первые научные раскопки Ниневии. Все их действия подтолкнули дальнейших исследователей в плотную заняться тем, что было скрыто под толщей песка, погребено под столетиями истории. 
Карстан Набур, столкнувшись с клинописными табличками в Месопотамии, пришел к выводу о наличие в них трех систем письменности с разным количеством знаков и разной степени сложности. Фридрих Христиан Мюнтер в 1798 г., характеризировал как письмена алфавитные - I класса, слоговые – II класса, идеографические  знаки – III класса.  Одним из этих образцов письменности (III класс) был шумерский. Изначально шумерский язык  пытались отождествить с семитским языком. Более позднее раскопки и изучение истории Шумера показали заимствование пришедшими в Месопотамию семитских племен шумерских слов, значений и терминов. Юлис Опперта, анализируя структуру шумерского языка в 1869 г., пришел к выводу о его близком родстве с турецким, финским и венгерским языками. Именно он назвал изучаемый народ – шумерами. Согласно истории Шумера, это тоже было заимствованием через племена кутиев , во II тыс. до н. э., завоевавших Месопотамию, а в дальнейшем разошедшихся по миру, и имеющих родство с уже перечисленными народами.  Дешифровка шумерского языка начинается с XX века. Но даже сейчас, спустя столетие, каждый раз встречая новую клинописную табличку, шумерологи расшифровывают ее подобно ребусу.
Шумерская письменность относится к образцу идеографического письма. В IV тыс. до н.э., шумеры, уже со своей устоявшейся  культурой, письменностью, делопроизводством и былинами прибыли на территорию Междуречья. Существовавшая там до этого убаритская  и самаррийская   культуры привнесла в шумерский язык такие понятия как кузнец – “симу(г) “, земледелец – энгар “, пастух – “удул“, рыбак – “шухудук“, плуг – “апин “, борозда – “апсин“, пальма – “нимбар“, дата – “сулумб“, мастер по металлу – “тириба “, плотник – “нангар“, корзинщик? – “аддуб“, ткач – “ишбар “, кожевенник - “ашгаб “, гончар – “пахар“, каменщик – “шидим “, купец – “дамгар “. Мы видим, что основные представители профессий уже существовали до прихода шумер в Месопотамии, и были шумерами заимствованы. Кроме того, не шумерам принадлежат все древние географические названия, как городов, так и самих рек. Бурантум - Евфрат и Идиглат – Тигр, названия принадлежат убаритской культуре, считающейся прошумерской. Современные исследователи шумерского языка считают  письменность того времени примитивной. С их точки зрения, идея передачи мыслей с помощью рисунков и условных значков, говорит о низком развитии общества. Сейчас, в развитии общества, в XXI веке, мы опять возвращаемся к идеографическим знакам, будь то инструкции в технике, бирки на одежде или обозначения услуг в отелях. Является ли это примитивизмом общества? С точки зрения исследователей шумеров – несомненно. Начиная с 50 годов XX века, такие знаки используются в самых дорогих отелях мира, что бы минимально нагружать мозг постояльцев. Эти отели только для высшего класса, так называемого VAP. Для среднего класса, вместо знаков использовались таблички с названиями. Сейчас, везде, в большей степени преобладают значки.  Да, эти знаки трудно назвать, в нашем современном понимании письменностью. Они, скорее, ближе к инструкции, “рыбе“ для составления этих инструкций. Все, что нам известно со времени древнего шумера, все передано в этих идеографических знаках называемых пиктограммами . Этими пиктографическими знаками невозможно передавать каждое слово речи. Пиктограммы отражают общее, закрепленное за ними понятие, рассчитанное на понимание представителей разных языковых групп, но объединенных схожими социальными условиями. Каждый знак представлял собой изображение одного или более конкретных объектов, и означал слово. Значение таких слов было либо идентично, либо тесно связано с изображенным предметом. Это передалось в клинопись. При идеографическом письме нет, и не может быть, современного понятия грамматики: падежей, видов, лиц, склонений, временных форм и т.д. каждый пиктографический знак является скорее сигналом для понимания, запоминания и обобщения сообщения. Кроме того, отдельно существовали значки, связанные с делопроизводством и бухгалтерским учетом. Знаки представляли собой конкретные рисунки предметов и животных. Они выдавливались  на   плитке из чистой глины, так называемые таблички или таблетки. Писали тростниковыми палочками, но нельзя забывать, что еще в XIX веке писали пером. Кроме того, в шумерской идеографии были отдельные пиктограммы, обозначающие цифры, меры веса и длинны. Эти пиктограммы наносились на глиняные таблички обратной, закругленной стороной палочки, оставляя за собой след кружков и полукружий. Это сейчас, современные дешифровщики сталкиваются с трудностями в прочтении шумерских сообщений, во времена расцвета шумер этому обучали в школах. Возможно, шумеры тоже не смогли бы прочесть, а решали подобно ребусам принятое нами современное письмо. В то же время, идеография шумерского письма предполагала ознакомление с ним людей, не обязательно говорящих и знающих шумерский язык, главное было жить едиными понятиями. Для шумера это было актуально, так как на его территории оставались носители самаррийсой культуры, небольшое количество убаритов, постоянно в Шумер для меновой торговли приходили горцы-охотники с Загроса. Шумер относился к многоязыким государствам. Поэтому, этот древний идеографический язык был своего рода прообразом эсперанто. В шумерском и древне египетском есть масса общих корней, что может говорить либо о тесном общении и заимствовании, либо о родственности символов и терминов. Возможно, был создан единый язык для жреческого общения, часть которого, из-за плохих средств коммуникации, проходила письменно.  Возможно же, что, как и современное идеографическое письмо, пиктограммы шумер, были рассчитаны на понимание и удобства высшего общества, подобного современному VIP. К тому же, такое написание не загромождает мозг лишней информацией, позволяя человеку полностью отдаваться своим проблемам.
 Овладение идеографическим письмом (а, в последствии и клинописью) требовало определенного достатка, уровня жизни и имело профессиональную подготовку. При раскопках Урука , в слоях IV – III тыс. до н.э., были найдены глиняные таблички со списками слов для заучивания.  Их считают первыми учебными пособиями. В III тыс. до н.э., появляется вторая школа (Эдубба ) для обучения  в Шуруппаке. Позднее, при завоевании Шумера Аккадом,  школы появляются по всей стране. Были ли это действительно школы, в нашем понимании, или что-то иное, сейчас говорить трудно. Возможно, “эдуббы“ были учебными центрами для подготовки чиновничьего аппарата, или чем-то вроде существовавших в Советском Союзе, ВПШа . Исследователь Раульсон, еще 1853 году, относил аккадский язык к скифскому или тюркскому. Напрашивается вопрос, почему при завоевании аккадцами Шумера потребовалось массовое создание школ? Именно, при появлении в Месопотамии этих “вавилонских скифов“ – аккадцев, в Шумере происходит изменение письменности. В это время с идеографического письма переходят на клинопись. Именно в это время, в шумерский язык вливаются понятия привнесенные завоевателями. Если школа в Шуруппаке, скорее всего, была для иностранцев и племен, иммигрировавших в Шумер, то при владычестве Аккада массовое распространение школ было обусловлено, стремлением чужестранцев, не только получить знания, присущие шумерам, но и благодаря официальному получению образования вытеснить шумер с занимаемых ими должностей. Обучение было долгим. Ученики изучали шумерский и аккадский языки и письменность.  Учились копировать литературные произведения. Выпускники школ имели знания по богословию, математике, географии, природоведению, медицине, искусству и земледелию. Сейчас, с точки зрения пройденного XX века (в отличие от века XIX), нам гораздо легче понять и представить себе повседневную жизнь той, забытой эпохи. Ко многим знаниям, доступным в IV тыс. шумерам, мы приходим только сейчас. 
Шумер был аграрной страной. Хотя, шумеры предпочитали жить в городах. Многие научные разработки там были связанны с использованием земли. К ним относится составленный календарь сельскохозяйственных работ, выведение математических правил для обмена полей, ведение учета, строительства зданий, создание и фиксация норм права. Были разработаны технологии по орошению земель и земледелию. Проводилось строительство каналов и запруд, плотин и накопителей, и для всего этого требовались инженерные знания. До сих пор переводы табличек, посвященных каким либо наукам очень трудны и рискованны, особенно в части своих технических терминологией. Нельзя считать дешифровки абсолютно верными и непогрешимыми, у разных ученых при переводе одной и той же таблички получаются разные тексты. Работая с дешифрованными текстами, постоянно делают комментарии, на чьем варианте дешифровки делаются последующие умозаключения, будь то крамеравская трактовка текста, или дешифровка Якобсена. Все эти тексты имеют различия.
Правовой базе в Шумере уделяли большое внимание. Были дешифрованы судебные документы. Судебная запись называлась “детилла“, что значило завершенный судебный процесс. К таким судебным процессам относились и бракоразводные. 13 из найденных “детилл“ были нотариальные записи соглашений и контрактов о браке, разводе, поддержке жены, дарения, и т.д. Вообще, к “детиллам“ относились документы о продажах (в поздний период) и назначениях на должность храмовых чиновников,  брачные контракты и разводы, наследование, как имущества, так и рабов (в поздний период), найм кораблей, претензии всякого рода, закладов. Были дешифрованы таблички с делами по кражам, о нанесении ущерба имуществу и о противоправных действиях на службе. И все это было передано либо идеографическим письмом, либо, в более позднее время, клинописью. Если для современных исследователей найденные документы каждый раз представляют собой новый ребус, решаемый разными учеными мужами по-разному, то для шумер это были понятные и современные им документы, часто первоочередных задач.  Видимо, до сих пор не найден правильный код для чтения этих посланий из древности. Если бы шумеры переводили ребусно правовые документы, они бы не вылезали из судов. Им не надо было бы, личными печатями опечатывать финансовые документы на глиняных табличках, боясь подделок. Все бы было условно и, как считают современные ученые, примитивно, основываясь на доверии, а не правовых актах.
В математике, согласно данным дешифровке, шумеры использовали шестидесятеричную систему счета, в основе которой лежали числа 0, 6 , 60, 600, 3600.  позднее к ней добавилась десятичная система 1, 10, 100 и т.д. В итоге, шумеры пользовались этими системами, совместив их в одну, удобную для себя. С точки зрения записи существовали две системы нумерации. Одна была рассчитана для каждого порядка единиц. Другая, “ученая“, использовалась только в математике оставалась шестидесятеричной. С точки зрения современного человека их математика не только непривычна, но и очень запутана.
“IIII ‹‹III‹‹‹iiiiii  Т.е. последовательно 4, 23, 36, могли читаться несколькими способами: (4•60?) + (23•60) + 36 = 15816, или (4•60?) + (23•60) + (36•60) = 948960 и т.д. Поэтому шестеричная система, как и наша десятеричная, допускает гибкость при записи чисел, что чрезвычайно благоприятно для развития математики“, – пишет исследователь Шумера С.Крамер. Шумеры пользовались дробями. Знали обратные величины, умножение, квадраты и квадратные корни, перемножали кубы и кубические корни, вычисляли суммы квадратов и кубов, при решении уравнений. Для них не были чужды показательные функции, коэффициенты величин для практических расчетов  и многочисленные метрологические расчеты площадей разных фигур. К расчетам по земледелию относились и нахождение чисел Пифагора, извлечение кубических корней, решение уравнений  по вопросам рытья и расширения каналов, подсчета кирпичей. Все эти тексты и знания, практиковавшие в шумере, до нас дошли через аккадских переписчиков. Именно по этому, он более- менее дешифрован. Все они имеют шумерскую терминологию.
Особую сложность для исторической интерпретации представляют теологические и художественные тексты. Материалы по шумерскому богословию послужили основой для священной и сейчас книги – Библии. С этой точки зрения теология древнего Шумера всегда интересовала как христиан, так и иудеев. Идеографическую письменность неоднократно пытались дешифровать и раньше. Тексты шумерских былин имеют не одну трактовку, по которой, даже, не всегда можно понять порядок престолонаследия в Шумере. Историческая действительность отражается в них по установленным тогда законам (рыбе), не понятным сейчас из-за отсутствия единой системы для понимания этих текстов. До сих пор мы не можем до конца понять древних шумер потому, что у нас разные системы социального устройства. Только в XX веке мы стали приближаться к единой с шумерами социальной системе, и благодаря этому стала возможна, хотя бы, приблизительная дешифровка шумерских текстов. С развитием общества мы постепенно приходим к тем же социальным условиям и ценностям, которые были свойственны древним цивилизациям перед их падением. Подобно тому, как в современном мире переписывалась история, переписывалась она и в Шумере с приходом завоевателей. В XXVI веке до н.э., были заново составлены списки основных богов. Это произошло при приходе в Шумер семитских племен, у самих шумер, да и убаритов таких списков никогда не было. Если раньше вопрос о богах решался согласно этим спискам, какой бог правит в какой области, в каком храме прописан, то теперь и сюда закрадываются сомнения.  К тому же, сейчас мы находимся на близкой с шумерами политической формации, сочетания дикого капитализма, привнесенного аккадцами и социальных гарантий, свойственных шумерскому обществу. Мы здесь говорим не о параллели материальных благ, а о состоянии развития общества, его социальном устройстве. До аккадского нашествия, Шумер был близок к нашему пониманию федерации, к тому, что сейчас создается Евросоюзом. Кастовое разделение в шумерском обществе напоминало современное разделение VIP, бизнес класс, клерков и т.д., общение между которыми, как и в современном мире, было минимально и регламентировано. Все это составляли замкнутые сообщества, не разделяемые языковым барьером, а только социальным обеспечением. Именно с этим связано наличие в Шумере двух языков. Так называемого “женского“ языка  – эме-саль, большая часть текстов до нас дошла именно на этом языке. Был отдельно мужской язык, на который накладывалось “табу“ для представителей правящего класса. Весь идеографический язык относится к эме-саль. Смещение в социальном плане, верховенства женщин в Месопотамии, наступает с приходом аккадцев, не только не признающих женского главенства, но и всячески их уничижающих. С этого периода тексты легче дешифровывать. Мы понимаем эту психологию, и можем найти общие точки для дешифровки. Хотя и сейчас многие шумерские понятия, и термины поняты приблизительно, и об этом надо помнить.
Так возникшая в Месопотамии, в IV тыс. до н.э. , культура шумеров только в XX веке стала открываться перед нами. Культура более ранняя чес цивилизации Египта и Китая, чем культуры Ближнего Востока и Средиземноморья, в III тысячелетии до н.э., подвергшаяся нападению аккадских и семитских племен, и благодаря ним, дошедшая до нас не только в археологических находках, но и устных сказаниях этих племен. Шумерское мировоззрение вошло в основу Талмуда, Библии и Корана.  В более раннее время, она не могла быть дешифрована, потому, что человеческое общество еще не набрало того количества знаний, позволяющее понять данные тексты. Математические понятия, известные шумерам, сейчас могут быть дешифрованы современными историками, эти понятия стали доступны и общеприняты, как это было в те времена. Не имей такого образования современный историк, просто бы не смог идентифицировать таблицу с математическим текстом. Принял бы он ее за какой нибудь рецепт по медицине или священный текст, и стал бы прикладывать к больному месту. Такие случаи были в истории человечества. Дешифровать и понять можно только то, что ты понимаешь, сходные знания с теми, которыми ты обладаешь. Невозможно из древних текстов понять технологии будущего, потому, что, во-первых, будет несогласование в терминах, во-вторых, не будет понимания предмета разговора. Пока общество не достигает определенного уровня в знаниях и социальном устройстве история не отдает человеку утерянные его странички. Только поднимаясь в своем развитии, мы открываем для себя страницы своей истории, скрытых от нас периодом мрака и невежества.
  Согласно исследованиям В.И.Кузишина, шумерский язык, как вариант жреческого , просуществовал до 324 г. н.э., и был отменен на первом христианском соборе. Многие народы, не участвовавшие в этом соборе, до сих пор используют в своей речи шумерские корни. Это же касается и России, которая в момент отмены языка находилась в процессе переселения на новые территории. Такие слова как защита, народ, рука, ратник, закон, Киев, и т.д. - имеют шумерские корни. Выражение, свойственное нашим предкам: “ратуй народ“, полностью шумерское, значащее восстаньте (встаньте) те, кто носит оружие. Многие обычаи России, Украины, Молдавии, Испании, Кавказа (хевсуров), Италии имеют свое происхождение от шумер и прослеживаются в этой цивилизации.


Рецензии
Потрясающе интересно:-)) Спасибо, с большим удовольствием читаю Ваши познавательные тексты. Рад, что нашел такого увлеченного древней историей автора:-)) спасибо!

Сергей Изуграфов   15.10.2015 17:10     Заявить о нарушении
Пожалуйста))) Давно меня не хвалили, приятно, однако)))

Ирина Кашкадамова   15.10.2015 21:01   Заявить о нарушении
еще почитаю и похвалю....судя по списку произведений - не раз:-))) удачи Вам!:-)))

Сергей Изуграфов   15.10.2015 22:34   Заявить о нарушении