Укоренившиеся ереси Александрийской богословской ш

Раннее христианство вызывает массу споров и дискуссий на всей территории занимаемой этой религией. Есть основные догмы принятые церковью, когда где и как она появилась и завоевала умы. И все официальные источники следуют этому направлению. В то же время, по косвенным источникам, можно увидеть другую картину.
Принятое на Руси христианство в 988 году, при крещёнии Владимиром Руси, официально было взято из Византия. Но уже в 824 году в буллах папы римского есть упоминание об наличии на Руси таких церквей как Руской, Славянской и Болгарской. Именно они ставились под запрет папой. К тому же есть упоминание об официальном крещении Руси при патриархе Фотии в 867 г . Что же это за церкви? И чем они отличались от официальной поздней Русской Православной церкви?
Что мы вообще знаем о ранних верованиях Руси? Кроме ссылок по языческой религии написанной католическими монахами – источников нет. В то же время есть писания ранних иерархов церкви где они говорят о своих религиозных взглядах. Так митрополит Ларион (Иларион) придерживался взглядов пресвитера Ария, на христианства. Именно его перу принадлежат “Слово о законе и благодати”, где он рассматривает церковь как один из столпов для единодержавия и возвышения великокняжей власти. Им же рассматривается и разрабатывается арианское учение для Руси, где признаётся, что каждый христьянин за свою праведную жизнь может стать сыном и причастником Бога. И сам Иисус стал сыном бога за свои деяния, чего не смогли добиться ни Пётр ни Павел, будучи менее праведными. Кроме того именно Илариону принадлежала мысль, что Господь за праведность усыновляет, и тем самым делает своими детьми, равными Иисусу всех достойных христиан: и если Господь среди такого ничтожного народа (иудеев) нашёл одного достойного, то мы (русские) все дети божьи. Любой христьянин может стать сыном и причастником бога, т.е. сравниться с Иисусом. Учение заключало в себе освобождение от всякого гнёта, в том числе и религиозного. Это учение было о справедливости истины, а не закона, под которым были порабощены иудеи. И о торжестве благодати нисходящей на христиан-ариан. Именно данная теология господствовала на Руси во времена Ярослава Мудрого.
В книжной среде пользовалось популярностью учение Оригена. Борьба Света с Тьмой в период раннего христианства завладевала умами. Стать воинством Божьим, идти по Логосу (Слову Божьему) хотели не только церковные иерархи но и многие дружинники. Это послужило основой для мистичности русской православной церкви. Именно к данной тенденции относится почитание Софии и строительство храмов Софии.
О вероучении, данном Македонием, на Руси известном под названием духоборцев, можно говорить много. Но достаточно сказать что весь север Руси был им одержим, и само учение просуществовало вплоть до никоновских церковных реформ и перешло в разряд старообрядчества.
Кроме ранних христианских тенденций на Руси долгое время существовали волхвы, уживавшиеся с ранними христианами александрийского толка. Оставалось почитание Богини Сва с которыми ранние христиане нашли общий язык. Понятие двуеверия на Руси было вплоть до Ивана Грозного, и вытеснено было только Никоном. Вместе уживались раннее христианство славянство, русская – спасительная тенденция и варяжская вальгала. Законы славы, основной принцип славянства совместились с арианским понятием христианской доблести. Ирий монолитно соединился с Раем. Жертвенность известная ещё со времён царя Руса, нашла подтверждение в раннем христианстве.
В то же время приход византийского христианства на Русь не мог столь же монолитно вписаться в культуру Руси. Это была более агрессивная и нетерпимая христианская тенденция.
И так, что же за ранне-христьянские учения впитала в себя Русь?
Впервые, понятие омоусисос — единосущный, и понятие  един в трёх лицах, появляется в македонский период в теологии нового божества Сараписа. Триединство Сераписа включало в себя три сущности полководцев своего периода, обоженые и почитаемые, считавшиеся храмами древних богов. Тем самым, эти полководцы признавались бого-людьми. Это Запирион, Парменион и Гефестион. Само понятие ион отражало, что данные люди переставали в полной мере быть людьми и приравнивались к богам (пусть даже, как пишут римляне, к низшим), тем самым они становились живым храмом через который проявлялись т говорили боги. Тем самым эти люди считались богопроявлёнными.  Так Парменион, отец царя Александра Иллирийского стал храмом славянского бога Пармения, Александр Македонский – храмом бога Гефеста.
В храме посвящённом македонским и иллирийским полководцам, в Сирапионе, размещалась одна из первых христианских богословских школ, она и впитала в себя теологию разработанную ещё македонскими иерами (жрецами). И нет ничего удивительного, что находясь в Серапионе, епископ Александрии, Александр, выдвинул тезис что бог един в трёх лицах.
Вторым аспектом, повлиявшим на теологию ранне-христианской церкви в Александрии было разработанное теми же македонцами учение о вселенском разуме – Промандрос. Прмандрос считалась Умом Вселенной, Творческим Разумом, Абсолютной Повелительницей Всего. Это творец Святого Слова. Прослеживается связь между пульсирующим светом, исходящим от Промандрос с божественным состоянием саха, используемого ещё в египетской теологии по отношению к высшим богам. Это божество тоже считалось триедино. В тройку кроме самой Промандрос входил Огненый работник, ассоциировавшийся у гностиков с деятельным разумом и материей, и слово – логос. Впервые именно при почитении Промандрос, в Драконьем Дворе, появляется это понятие ;;;;;, так много значащее для раннего христианства и ассоциирующееся с Сыном Бога, со Словом Бога, с  Иисусом Христом. В Драконьем Дворе оно предстваляло собой учение племени драконов и самого носителя и распространителя этого учения. Для иудеев это был Моисей, для христиан – Иисус, для герменевтиков – Гермес.
Промандрос - это Абсолютная Истина ставшая чистым Духом. Это суть взаимных отражений, порождающих друг друга: если Бытие есть Истина Конечная, то Истина – Предельное Бытие. Человеческому разуму понять Помандрес, как Область Безначального Света – почти невозможно. Это понятие хотя и транцендентное, но имеющее астральный образ Бесконечного Светового Потока или Вихря, отображённого в Драконе. Считали что, в этом Царстве Света может черпать лишь сам дух, всё остальное замирает. В лицезрении Бытия и Истины – бездонный океан красоты, но её можно только петь, ибо никаких слов не дерзает изъяснить язык.
Основным соперником раннего христианства на всей территории было другое религиозное учение – зороастризм – дуалистическое учение. Во многом борьба христианства и зороастризма и дала нынешние религиозные тенденции. И та и другая религия впитали старые теологические взгляды, но под влиянием христианства или зороастризма они изменились и стали враждебны. Так теология Промандрос попав на почву христианства разрабатывалась Оригеном. Здесь во главу угла ставилась праведная жизнь, стремление к Абсолюту. Оригеном сохранялись тенденции иер (жрецов) к астральным поединкам и бескровным войнам ведущимся разумом. Человек рассматривался не только как таковой, но и допускалось наличие среди простых людей, людей более одарённых, наделённых хоризмой,  тем, что они получали от Огненого работника через ;;;;;. Здесь рассматривалась война между Светом и Тьмой (где Тьма представлялась зороастризмом, войском как Ахуры Майны, так и Ахуры Мазды). Согласно Оригену, падшие крылатые воины воплощаются в людях, что б исправить свои ошибки или набраться мудрости. Данная тенденция привилась на Руси, где считали себя детьми Божьими. Многие школы основывались на этой тенденции и готовили единоборцев – инаков. К таким относился Свято-Троицкий монастырь, построенный Сергием Радонежским для подготовки иноков-иер, после смерти Сергия преобразованный в Лавру.
В то же время пройдя через зороастризм, теология Драконьего Двора на западе приняла совсем другую окраску, и получила название герменевтика. Сюда входили и астрология и нумералогия, и магия, все науки тождественные с зороастризмом и входящие в него. В зороастризме женщина считается “нечистой”, и Помандрес  становится воплощением Зла и Хаоса, присущего женщине, данная тенденция, получила развитие на западе. Если при влиянии местного населения, Помандрес ассоциировалась с Исидой и была Девой Мира, и считалась ученицей Гермеса Трижды-Величественного, то с влиянием зороастризма, она является божеством разрушителем. В новой тенденции большое влияние имеет магия, именно ритуалы зороастризма становятся основой литургии при богослужениях. Маг – жрец зороастризма, всё то, что мы в современном мир относим к понятию магии: ворожба, спиритизм, некромантия, астрология, демонология, колдовство на травах - всё это входило в обучение жрецов зороастризма (магов). Весь подлунный мир кишит демонами. Герметизм, замешенный на зороастризме, с влиянием иудаизма стал основой для еврейской кабалистики, возникшей в XV в.
Так под влиянием разных религиозных воззрений изменялись религии. Верования Оригена распространившиеся на Руси радикально отличались от кабалистики пошедшей на западе, а исток у них был один. Так одно учение дало разные направления религии. Но оби тенденции были наполнены мистицизмом и стремлением к премудрости. Только на востоке предпочтение было отдано премудрости Божьей – Софии, на западе – премудрости князей мира.
Что же касается арианства получившего название от пресвитора Ария , то оно наиболее сильно укоренилось на Руси. Его учение имеет скорее политическое влияние для Руси, и теологические воззрения были приемлимы для всех народов севера. Так не признание христиан рабами Божьими, а детьми Божьими имеет корни в арианстве. Не признание северными народами бога из иудейской среды, дало арианству большие возможности для распространения именно среди воинствующих и гордых народов.
Теологические воззрения учения заключались в том, что Арий что учил о вневременности и предвечности ;;;;;;, но он отрицал что Логос вечный и совечный Богу. Признавая предвечность и довременность Логоса, он отрицал, что они присущи Логосу в том же смысле, что и Богу, отрицая совечность Логоса Богу. ;;;;; уже напрямую ассоциировался с Сыном Божьим Иисусом. Арий говорит, что Сын Он по благодати: "в отношении благодати", а не "по природе". Арианское учение о Христе представляло Его первым из святых, но не Богом. Что крайне устраивало народы принявшие арианство. Так среди них быстро происходило обожествление – перевод в ранг святых своих доблестных предков, тем самым приравнивая их к усыновленному ранее (по арианству) лучшего иудея – Иисуса. Отталкивающая от христианства византийская тенденция, заключающая в себе, что предки не христиане не имеют права на почитание и гореть им “в гиене огненной”, в арианстве не присутствовала. Доблестные предки оставались столь же почитаемы. На этой основе строилась единовластная великокняжеская власть.
Будучи другом императора Констанция, Арий рассматривал своё учение с точки зрения политики и управления обществом. Где основная власть находиться в руках Бога Творца – на небе и великого князя (императора) на земле. Остальные подчинены ему подобно сыновьям. Правитель является отцом для своего народа – своих детей. На ранний период христианства арианство становится господствующей религией. С приходов вандалов арианство распространяется в Европу.
Нельзя забывать, что так ненавистные римлянам вандалы были арианами, т.е. христианами, а Рим на тот момент христианским не был. Большая часть ругани относительно арианства относится именно к отношению римлян, а потом римской церкви к данному походу. Вандалы изначально славянские народы из Македонии, Иллирии и Явана (ванны) принявшие христианства (арианство) прошли через Испанию до Карфагена (Южная Африка, Тунис). С арианством связан и легендарный король Артур. На юге Франции до сих пор сохранились древние православные (арианские) церкви, и данная религия распространялась на запад Римской империи. Правящий в это время во Франции род Меровингов тоже был арианским. Основная борьба арианством  прошла при Гильдебранте (папа Григорий VII), именно при нём в западной церкви вводится целибат .
Именно наличие на Западе единоверцев позволила Ярославу мудрому выдать туда свою дочь, Анну Ярославну, а уже создании там православных церквей ею, и т. д. являются поздними придумками, что бы скрыть свою изначальную христианскую веру, в угоду победившему на западе католицизму. Но всё же арианские церкви сохранились на юге Франции. В церкви Раймонда Рыжего с купала на нас взирает столь родной Спас, который есть во всех русских церквях. И руки его подняты в арианском крестном знамении – двумя пальцами. Данное крестное знамение было принято во всей Александрийской церкви. Это позднее всё было принято ересью. На начало христианства арианство было господствующей тенденцией, и базировалось оно на книжном учении Оригена. Хотя в теологии они имели различие.
В последующее время арианство в России развилось в нестежательство.
Третьим учением прижившимся на Руси было учение Македония . Тоже происходившего из Александрийской богословской школы. Македоний отрицал божественность Духа Святого. Став патриархом Константинопольским, македоний распространил своё учение на славянские земли начиная с Пафлагонии (Македоно-иллирийские земли) и дальше на север. Он признавал нетварность ;;;;;;, но отрицал нетварность Духа Святого. Если Дух нетварен, считал Македоний, - то тогда Он либо был бы вторым сыном, что невозможно, либо был вообще каким-нибудь внуком Отца. Поскольку сего этого нельзя принять, то значит надо полагать, что Дух тварный. Приверженцев данной тенденции называли македонцами или духоборцами.
Данная тенденция была столь же благожелательна воспринята на Руси. С реформами Никона, эта религиозная тенденция перешла в разряд старообрядства, так же как и арианство. Впоследствии, духоборцами стали называть одну из сект, вышедших из старообрядства. Окончательно она сформировалась во второй половине XVIII в. Первым распространителем духоборчества был Силуан Колесников из Екатеринославской губернии, а его продолжателями — уроженцы Тамбовской губернии Илларион Побирохин и Савелий Капустин. Название духоборцы, употреблённое впервые екатеринославским православным епископом Амвросием, стало использоваться с 1785, до этого времени разные духоборческие группы имели свои собственные наименования. Первоначально слово духоборцы означало «борцы с Духом» и имело осуждающий оттенок. Однако позже сами духоборцы приняли это наименование и стали трактовать его как «борцы за Дух», «борцы за одухотворение омертвевшей веры».
Пока ариане господствовали в Константинополе, пока Александрийское учение было основным, на Русь присылались Византийские митрополиты. С объявления арианства ересью, Русь отделилась и начала самостоятельное духовное развитие. Интересно сравнить Никео-константинопольский символ веры с тем, что согласно повести временных лет принимает князь Владимир, якобы крестивший Русь в византийское православие . И был ли в самом византийском православии уже принят никео константинопольский символ веры?
 На период внедрения на Русь византийской церкви и её борьбы с арианством Русь захватывает междоусобица. Одни князья отстаивают арианство, другие уже приверженцы византийской церкви. Первой падает Суриковская Русь под Византией. Одновременно происходит нашествие татар, которые на этот момент идут вместе с католической церковью, не так давно образовавшейся и, от того, крайне агрессивной.
Византийская церковь не теряла надежды вернуть Русь под своё покровительство и влияние. Сначала на Русь пришло манихейство, за ним византийская церковь держала победу над ранне-христьянскими церквями бытовавшими на Руси. Полная победа византийской церкви приходится на время Софьи Палеолог. При Иване IV происходит борьбы с ересью жидовствующих, процветавшей в церкви. Но византийская церковь набирает на Руси вес. Происходит перепись истории, в угоду церкви. Всеобщая грамотность и библиотеки в каждой деревне с новыми книгами, написанными уже новой церковью.
PS. Не смотря на победу византийской церкви, до сих пор арианство и македонство сильно в России. Вера в истину и славу доминирует среди народа . Так же как и понятие “детей божьих”, которым больше дано, но и с которых спрос больше. Если, за столько веков, представители византийской церкви, не смогли из сознания народа вытравить данные идеалы, то уместно говорить об изначальности данной религиозной тенденции у народа заселяющего Россию.
Тогда напрашивается вопрос, как быть с теми славянскими богами, о которых нам пишут католические и византийские монахи? Да и были ли они? Если в сознании народа они не укрепились, и их так быстро забыли? Или надо говорить что и изначально “языческая” вера наших предков мало чем отличалась от арианства, которое на неё так хорошо легло и соединилось. Тогда это разговор об трансцендентных понятиях Истине и Славе, Добре, Разуме (Примудрости) и Знаниях.


Рецензии
Плохо, что здесь нельзя вносить исправления, приходится заново набирать текст.

И.К.: ну я особо не считаю, что знаю много по христианству, каждый раз с чем-то новым для себя сталкиваюсь, но в 1996 г. получила степень бакалавра католической теологии и историка религии. Хотя по натуре я древник и интересуют меня скорее древние верования. Тема диплома была "Истоки Александрийской богословской школы". Так что утверждать что я очень много знаю по христианству к сожалению не могу....
Не обращайте внимания, немного съязвила))
А.Л.: Я сам люблю поязвить…
Вы, значит в 1996 году колледж закончили... Тогда все понятно. Я сам знал одну преподавательницу «истории КПСС», которая в 90-е на «историю мировой культуры» переподготовилась… Понятное дело, какие с такими преподавателями знания…

И.К.: …о влиянии и засилье зороастризма, а так же его жрецов пишет блаженный Августин, к сожалению сейчас ссылку в Августине найти не могу.
А.Л.: Ирина, не нужно ссылок. Я понял, что «зороастризмом» Вы называете манихейство. Раньше манихейство считалось чем-то вроде обновленного зороастризма, но уже В.С. Сольвьев в «Энциклопедии Брокгауза-Эфрона» пишет о манихействе, как о самостоятельной религии. Блаженный Августин сам некоторое время исповедовал манихейство.

И.К.: может вы не в курсе, но вандалы, покорившие Рим, прошедшие через Испанию в Карфаген были ариане.
А.Л.: Что вандалы были арианами – я знаю. Тоже и готы… И город Рим готы-ариане грабили… Но что «вандалы покорили Рим» - про такое не знаю.

И.К.: [О расколе 1054 года] интересно заметить, что данная дата почитается только в Православной церкви. В католичестве раскол иной. В своё время по истории религии я за эту дату на экзамене пару схлопотала...
А.Л.: Ирина, Вы слишком доверчивы. Захотелось почему-то преподу Вам «пару влепить», он и поставил… Эта дата никем не почитается, но «западные» предпочитают именно её вспоминать в первую очередь. А для «восточных» гораздо важнее дата 1204 год – варварское разграбление католиками Константинополя… Я старый филокатолик, у меня есть друзья-католики, на это тему иногда беседуем…

И.К.: В данной работе меня интересует скорее религиозные взгляды военного сословия Руси, а не официальная позиция Руси по религиозному вопросу.
А.Л.: Уважаемая Ирина, к сожалению религиозные взгляды военного сословия Руси в эпоху раннего средневековья научной реконструкции не поддаются. Слишком мало информации. (Конечно, кандидатскую диссертацию и на такую тему можно сбацать…)

И.К.: Андрей, вы как человек начитанный по Руси, может на несколько вопросов ответите? ))
Меня сейчас другая проблема занимает, когда и где Русь пересекалась с государством Сила (Силла)? Может вам попадалось.
А.Л.: Ирина, я не только по истории Руси немножко знаю… Вы подразумеваете государство Сила на территории Кореи, как я понял? История государства Сила пересекалось с историей государства Бохай. А часть земель государства Бохай находилась на территории современной России, на Дальнем Востоке… Но с Русью ни Силла ни Бохай не пересекались. (Даже о связях с Китаем в домонгольский период мало что можно сказать.)

И.К.: Почему у нас на ранний период общие титулования "ван", "конунг", их ранняя корона напоминает византийский венец или венец княгини Ольги? Одно из обращений к Государыне "явван" - а Яван государство Селевка. Имя правителя Каи - Воля... Может вам что попадалось?
А.Л.: Ирина, да мало ли кто кому чего напоминает? Об Ольге вообще очень мало известно… Откуда Вы знаете, какой у неё венец был? У нас древнейшие сохранившиеся фрески относятся к XI веку, когда киевсим князем был Ярослав Владимирович, правнук Ольги. Уже и Ярослав не знал, какой у его прабабки венец был… Опосля, вестимо, по византийским образцам рисовали, и что?

И.К.: Андрей, если вас ещё какие мои работы заинтересуют, не стесняйтесь спрашивать ссылки))).
А.Л.: Спасибо, Ирина, мне вполне достаточно информации, полученной от Вас.

Андрей Иванович Ляпчев   22.02.2013 13:54     Заявить о нарушении
формат данного сервера не предусматривает ссылки ни в конце страницы ни в конце самой работы((. специально для вас.
К тому же есть упоминание об официальном крещении Руси при патриархе Фотии в 867 г - в лице князей Аскольда и Дира с боярами. После чего появился русский епископат под номером 60 или 61 в списке Константинопольской Патриархии
Что же касается арианства получившего название от пресвитора Ария , то оно наиболее сильно укоренилось на Руси. - начале IV века в Александрии возникла ересь Ария (256-336), пресвитера, утверждавшего, что только Бог Отец вечен и безначален, а Сын родился во времени и не совечен Отцу. «Было (время), когда не было Сына», — подчеркивал Арий, доказывая, что Сын является одним из творений Божиих, всецело отличным от Отца и не подобным Ему по сущности. Учение Ария было осуждено на церковном Соборе в Александрии около 320 года, однако ересь начала распространяться за пределы Александрии и вскоре достигла Константинополя. В 325 году император Константин созвал в Никее I Вселенский Собор, в котором приняло участие 318 епископов. Значение этого Собора заключается не только в том, что это было первое после окончания эпохи гонений столь представительное собрание епископов, но прежде всего в том, что на этом Соборе вера в Святую Троицу была сформулирована в тех терминах, в которых она сохранилась в христианской Церкви на все последующие века. Символ веры Никейского Собора, начинающийся словами «Верую во единого Бога» и содержащий изложение православной триадологии, стал классическим выражением веры Церкви.
Третьим учением прижившимся на Руси было учение Македония . - Осуждены были также «духоборцы», или македониане (по имени епископа Константинопольского Македония), учившие, что Святой Дух не равен Отцу и Сыну и не является Богом. В период, предшествовавший Собору, учение о Святом Духе было предметом разногласия не только между арианами и защитниками Ни-кейской веры, но и в среде последних. Василий Великий, например, из осторожности избегал называть Святого Духа Богом, за что его упрекал Григорий Богослов. Сам Григорий с ревностью защищал учение о Божестве Святого Духа на II Вселенском Соборе и после его окончания. Отцы II Собора существенно расширили Никейский Символ веры, заменив лаконичное «И в Духа Святого» на: «И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном поклоняемого и славимого, вещавшего через пророков». Отвергнув ересь духоборцев, участники Собора признали Духа равным Отцу и Сыну.
. С объявления арианства ересью, Русь отделилась и начала самостоятельное духовное развитие. Интересно сравнить Никео-константинопольский символ веры с тем, что согласно повести временных лет принимает князь Владимир, якобы крестивший Русь в византийское православие . - Цитата, Повесть Временных Лет 6496 (988 год):

«Верую во единого Бога Отца нерожденного и во единого Сына рожденного, в единый Дух Святой, исходящий: три совершенных естества, мысленных, разделяемых по числу и естеством, но не в божественной сущности: ибо разделяется Бог нераздельно и соединяется без смешения, Отец, Бог Отец, вечно существующий, пребывает в отцовстве, нерожденный, безначальный, начало и первопричина всему, только нерождением своим старший, чем Сын и Дух; от него же рождается Сын прежде всех времен. Дух же Святой исходит вне времени и вне тела; вместе есть Отец, вместе Сын, вместе и Дух Святой. Сын же подобосущен Отцу, только рождением отличаясь от Отца и Духа. Дух же пресвятой подобосущен Отцу и Сыну и вечно сосуществует с ними. Ибо Отцу отцовство, Сыну сыновство, Святому же Духу исхождение. Ни Отец переходит в Сына или Духа, ни Сын в Отца или Духа, ни Дух в Сына или в Отца: ибо неизменны их свойства… Не три Бога, но один Бог, так как божество едино в трех лицах. Желанием же Отца и Духа спасти свое творение, не изменяя людского семени, сошло и вошло, как божественное семя, в девичье ложе пречистое и приняло плоть одушевленную, словесную и умную, прежде не бывшую, и явился Бог воплощенный, родился неизреченным путем, сохранив нерушимым девство матери, не претерпев ни смятения, ни смешения, ни изменения, а оставшись как был, и став каким не был, приняв вид рабский – на самом деле, а не в воображении, всем, кроме греха, явившись подобен нам (людям)… По своей воле родился, по своей воле почувствовал голод, по своей воле почувствовал жажду, по своей воле печалился, по своей воле устрашился, по своей воле умер – умер на самом деле, а не в воображении; все свойственные человеческой природе, неподдельные мучения пережил. Когда же был распят и вкусил смерти безгрешный, – воскрес в собственном теле, не зная тления, взошел на небеса, и сел справа от Отца, и придет вновь со славою судить живых и мертвых; как вознесся со своей плотью, так и сойдет… Исповедую же и едино крещение водою и духом, приступаю к пречистым тайнам, верую воистину в тело и кровь… принимаю церковные предания и поклоняюсь пречестным иконам, поклоняюсь пречестному древу и всякому кресту, святым мощам и священным сосудам. Верую и в семь соборов святых отцов, из которых первый был в Никеи 318 отцов, проклявших Ария и проповедовавших непорочную и правую веру. Второй собор в Константинополе 150 святых отцов, проклявших духоборца Македония, проповедовавшего единосущную Троицу. Третий же собор в Эфесе, 200 святых отцов против Нестория, прокляв которого, проповедали святую Богородицу. Четвертый собор в Халкидоне 630 святых отцов против Евтуха и Диоскора, которых и прокляли святые отцы, провозгласив Господа нашего Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным человеком, Пятый собор в Царьграде 165 святых отцов против учения Оригена и против Евагрия, которых и прокляли святые отцы. Шестой собор в Царьграде 170 святых отцов против Сергия и Кура, проклятых святыми отцами. Седьмой собор в Никее 350 святых отцов, проклявших тех, кто не поклоняется святым иконам».

Использованная литература:
Вселенские соборы. Архиепископ Аверский (Таушев). Дорога домой. № ДД-13.6 17.11.2006.
М. Simonetti. La crisis ariana nel IV secolo. Roma, 1975 (Studia ephemeridis "Augustinianum", 11).
С.В.Булгаков, Краткие сведения о существовавших и существующих расколах, ересях, сектах, новейших рационалистических учений и пр.
Вл. Соловьев. Монофизитство, монофизиты.
Бутми Н. Каббала, ереси и тайные общества
А.Ф.Замалеев, Философская мысль в Средневековой Руси, 1987
Ю.А.Лимонов, Владимиро-Суздальская Русь, 1987
Ориген, О началах, СПб, 2000
“Иллюстрированная История Религии” в двух томах, под ред. Проф. Д.П.Шантепи де ля Соссей, М.. 1899 г.
Б.А.Рыбаков, “Язычество Древней Руси”, М., 1988 г.
БИБЛЕЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, труд и издание Архимадрита Никифора, М. 1891г.

вообще вы первый кто заинтересовался ссылками))) спасибо за это.

Ирина Кашкадамова   21.02.2013 05:31   Заявить о нарушении
религиозное учение – зороастризм – дуалистическое учение».
А я Вам так скажу: Зороастризм был государственной религией в империи Саманидов (Иран), постоянно воевавшей с Римской империей, а позднее с Византией. Поэтому в Риме и Византии он никак не мог быть соперником христианства.

Вы пишете: «В начале IV века в Александрии возникла ересь Ария (256-336), пресвитера, утверждавшего, что только Бог Отец вечен и безначален, а Сын родился во времени и не совечен Отцу». (…) С объявления арианства ересью, Русь отделилась и начала самостоятельное духовное развитие.
А я Вам так скажу: Арианство окончательно осуждено на II Вселенском Соборе в Константинополе в 381 году при императоре Феодосии Великом. Он правил единой Римской империей и запретил языческие культы. Никакой «Руси» тогда ещё не было.

Вы пишете: «В 325 году император Константин созвал в Никее I Вселенский Собор, в котором приняло участие 318 епископов. Значение этого Собора заключается не только в том, что это было первое после окончания эпохи гонений столь представительное собрание епископов, но прежде всего в том, что на этом Соборе вера в Святую Троицу была сформулирована в тех терминах, в которых она сохранилась в христианской Церкви на все последующие века. Символ веры Никейского Собора, начинающийся словами «Верую во единого Бога» и содержащий изложение православной триадологии, стал классическим выражением веры Церкви».
А я Вам так скажу: В 325 году было впервые осуждено арианство. Догмата о Троице тогда ещё не было. Догмат о Троице «разрабатывался» во время господства ариан «Великими Каппадокийцами»: Василием Великим, Григорием Богословом и Григорием Нисским. Принят в 381 году, когда арианство было осуждено вторично и (для Константинополя и Рима) окончательно.

Вы пишете: «К тому же есть упоминание об официальном крещении Руси при патриархе Фотии в 867 г - в лице князей Аскольда и Дира с боярами».
А я Вам так скажу: Примерно в это время, при патриархе Фотии, крестился болгарский царь Борис с боярами. Аскольд и Дир правили тогда в Киеве, но Киев ещё не был «столичным городом».

Вы пишете: «Именно наличие на Западе единоверцев позволила Ярославу мудрому выдать туда свою дочь, Анну Ярославну…»
А я Вам так скажу: Раскол Церкви на «католиков» и «православных» датируется 1054 годом. Ярослав Мудрый умер тоже в 1054 году. Дочерей замуж он повыдавал не в последний год жизни, так что все его западные зятья были единоверцами Ярослава Мудрого – были христианами.
Вы пишете: «…митрополит Ларион (Иларион) придерживался взглядов пресвитера Ария, на христианства. Именно его перу принадлежат “Слово о законе и благодати”…»
А я Вам так скажу: В списке использованной литературе у Вас этой книжечки нет и скорее всего Вы её не читали. У меня издание московское 1994 года (М: Столица, Скрипторий) с древнерусским текстом и переводом. Там нет намеков на арианскую ересь.
Среди использованной литературы Вами названа книга: «Ю.А.Лимонов, Владимиро-Суздальская Русь, 1987»
А я Вам так скажу: Владимиро-Суздальская Русь «начинается» в середине ХII века, со времени отъезда из Киева Андрея Боголюбского. В Вашей статье это время не затрагивается и в 1987 году не могли издать книгу с теми данными, которые Вы приводите.

Постскриптум: Уважаемая Ирина, я очень давно интересуюсь историей Древней Руси и историей Церкви. Много раз бывал в Киеве, Великом Новгороде, Владимире, Суздале…
По истории христианства тоже немного знаю: http://proza.ru/2012/12/08/1155
Боюсь, что Вас кто-то обманул…

Андрей Иванович Ляпчев   21.02.2013 17:14   Заявить о нарушении
Приношу свои извинения: не скопировал первую строку.
Текст в начале такой:
Вы пишете: «Основным соперником раннего христианства на всей территории было другое религиозное учение – зороастризм – дуалистическое учение».
А я Вам так скажу: Зороастризм был государственной религией в империи Саманидов (Иран), постоянно воевавшей с Римской империей, а позднее с Византией. Поэтому в Риме и Византии он никак не мог быть соперником христианства.

Андрей Иванович Ляпчев   21.02.2013 20:04   Заявить о нарушении
нда... написала, и сама нечаянно удалила, теперь писать заново ((((
Приятно получить ваши комментарии. Хочу сразу заметить, что данная работа ещё сырая.
А я Вам так скажу: Зороастризм был государственной религией в империи Саманидов (Иран), постоянно воевавшей с Римской империей, а позднее с Византией. Поэтому в Риме и Византии он никак не мог быть соперником христианства. - Я прекрасно знаю что зороастризм был государственной религией начиная ещё с ахеменидов. Но о влиянии и засилье зороастризма, а так же его жрецов пишет блаженный Августин, к сожалению сейчас ссылку в Августине найти не могу.
Арианство окончательно осуждено на II Вселенском Соборе в Константинополе в 381 году при императоре Феодосии Великом. Он правил единой Римской империей и запретил языческие культы. Никакой «Руси» тогда ещё не было. - а причём к арианству языческие культы? арианство христианская ересь. и если данная религиозная тенденция была осуждена на II вселенском Соборе, то это не значит искоренена. В данной работе меня интересует скорее религиозные взгляды военного сословия Руси, а не официальная позиция Руси по религиозному вопросу.
в 381 году, когда арианство было осуждено вторично и (для Константинополя и Рима) окончательно. - может вы не в курсе, но вандалы, покорившие Рим, прошедшие через Испанию в Карфаген были ариане.
Так что не смотря на осуждение арианства искоренение данной религиозной тенденции не было. Это относилось и к другим ересям. Так ересь Македония Осужденная на II Вселенском Соборе в 381 г. до сих пор здравствует как Духоборчество. А ещё в 1726 г., монах Маркелла Родышевский обвинял в арианской ереси Филарета (Журнал Верховного Тайного Совета.Толстой, “Католицизм в России”, Филорет, “История Русской церкви”, Долгоруков “Мимуары.”).
Вы пишете: «К тому же есть упоминание об официальном крещении Руси при патриархе Фотии в 867 г - в лице князей Аскольда и Дира с боярами».
А я Вам так скажу: Примерно в это время, при патриархе Фотии, крестился болгарский царь Борис с боярами. Аскольд и Дир правили тогда в Киеве, но Киев ещё не был «столичным городом». - данная информация идёт по ссылке на папскую унию о запрете булгарской, славянской и русской церквей. Тем самым мы говорим уже о принятом папой разделении между этими церквями, т.е. наличие всех трёх церквей.
А я Вам так скажу: Раскол Церкви на «католиков» и «православных» датируется 1054 годом. Ярослав Мудрый умер тоже в 1054 году. Дочерей замуж он повыдавал не в последний год жизни, так что все его западные зятья были единоверцами Ярослава Мудрого – были христианами. - интересно заметить, что данная дата почитается только в Православной церкви. В католичестве раскол иной. В своё время по истории религии я за эту дату на экзамене пару схлопотала...
Среди использованной литературы Вами названа книга: «Ю.А.Лимонов, Владимиро-Суздальская Русь, 1987»
А я Вам так скажу: Владимиро-Суздальская Русь «начинается» в середине ХII века, со времени отъезда из Киева Андрея Боголюбского. В Вашей статье это время не затрагивается и в 1987 году не могли издать книгу с теми данными, которые Вы приводите. - ну наверное, и стоящая на полке книжка фантом. Спасибо учту.
Постскриптум: Уважаемая Ирина, я очень давно интересуюсь историей Древней Руси и историей Церкви. Много раз бывал в Киеве, Великом Новгороде, Владимире, Суздале…
По истории христианства тоже немного знаю - ну я особо не считаю, что знаю много по христианству, каждый раз с чем-то новым для себя сталкиваюсь, но в 1996 г. получила степень бакалавра католической теологии и историка религии. Хотя по натуре я древник и интересуют меня скорее древние верования. Тема диплома была "Истоки Александрийской богословской школы". Так что утверждать что я очень много знаю по христианству к сожалению не могу....
Не обращайте внимания, немного съязвила))
Андрей, вы как человек начитанный по Руси, может на несколько вопросов ответите? ))
Меня сейчас другая проблема занимает, когда и где Русь пересекалась с государством Сила (Силла)? Может вам попадалось.
Почему у нас на ранний период общие титулования "ван", "конунг", их ранняя корона напоминает византийский венец или венец княгини Ольги? Одно из обращений к Государыне "явван" - а Яван государство Селевка. Имя правителя Каи - Воля... Может вам что попадалось?
Андрей, если вас ещё какие мои работы заинтересуют, не стесняйтесь спрашивать ссылки))).

Ирина Кашкадамова   21.02.2013 21:17   Заявить о нарушении
Здесь, оказывается, небольшие проблемы с исправлениями.
Поэтому мой ответ оказался на месте первоначальной рецензии.
Приношу свои извинения.
Всего Вам доброго.

Андрей Иванович Ляпчев   22.02.2013 14:00   Заявить о нарушении
И вам всего доброго...
Я сам знал одну преподавательницу «истории КПСС», которая в 90-е на «историю мировой культуры» переподготовилась - только прошу заметить, что образование у меня Ватиканское))). А так как вы православную семинарию не кончали, то багаж знаний у нас несколько разный.
Что такое манихейство я прекрасно знаю, даже хозяйственные документы, не говоря о теологических концепциях, по нему у меня имеются. Забавно, что вы считаете, что В.С. Сольвьев знает о VI в больше чем современник того периода. Августин какое-то время исповедовал манихейство, но не зороастризм, ахриманство он отличает от верования пророка Маны.
А относительно венца меня именно это интересует, почему он анологичен с фресками, и коронационная одежда правительницы Силы соответствует Византийскому костюму. Это не общепринятая мода на это время.
А насчёт кандидатской, так она у меня на другую тему))).
Я, конечно, понимаю, баба дура деревяшка - знаний нет....
Так что всего вам доброго.

Ирина Кашкадамова   22.02.2013 15:07   Заявить о нарушении
ой.. опечатка IV в.

Ирина Кашкадамова   22.02.2013 15:34   Заявить о нарушении
Ирина, не будем обращать внимание на опечатки. Их легче не заметить,чем исправить. (Я же не заметил, что вы вместо "булла" употребили слово "уния".
Приношу свои извинения за некорректную формулировку: "Раньше манихейство считалось чем-то вроде обновленного зороастризма, но уже В.С. Сольвьев в «Энциклопедии Брокгауза-Эфрона» пишет о манихействе, как о самостоятельной религии". Здесь невозможно понять, что подразумевается под словом "раньше". В результате я говорил об историках и богословах нового времени, а вы подумали, что это я о временах Августина. (Зато развеселил вас.)

Ирина, не нужно ложного самоуничижения. Вы пишете: "Я, конечно, понимаю, баба дура деревяшка - знаний нет...." (При этом, возможно, подразумевая: "Мужики козлы половые шовинисты и т.д.")
Не нужно так понимать мои слова! Я считаю: ЖЕНЩИНЫ УМНИЦЫ КРАСАВИЦЫ И ПАРА КРИТИЧЕСКИХ ЗАМЕЧАНИЙ ИХ НЕ ИСПОРТИТ.

Андрей Иванович Ляпчев   23.02.2013 05:38   Заявить о нарушении
Какое это ложное самоуничижение, если вы всё правильно поняли....)))
Ладно, без обид, проехали)))

Ирина Кашкадамова   23.02.2013 15:05   Заявить о нарушении
Ну вы же не знали, что я правильно пойму...

Андрей Иванович Ляпчев   23.02.2013 15:08   Заявить о нарушении
Ну.. если б вы поняли неправильно, вы бы не были мужчиной)), и тогда смысла разговаривать не было бы)))

Ирина Кашкадамова   23.02.2013 19:56   Заявить о нарушении
Поздравляю с наступающим праздником.
Постскриптум: На мое приглашениеи к обсуждению вы не откликнулись - воля ваша.
Всего вам доброго.

Андрей Иванович Ляпчев   07.03.2013 15:20   Заявить о нарушении
спасибо... А приглашение к обсуждению... где-то я что-то проворонила.

Ирина Кашкадамова   09.03.2013 01:20   Заявить о нарушении
а.. Мастер и Маргарита.. я ждала - ждала, что сообщите) сейчас только увидела что опубликовано)))
это я растяпа))))

Ирина Кашкадамова   09.03.2013 02:11   Заявить о нарушении
Возможно, кроме проблем с исправлениями есть и проблемы со связью.

Андрей Иванович Ляпчев   09.03.2013 03:59   Заявить о нарушении