Встреча с детством

               
На 11 лет мы с матерью осели в Сибири, в Омской области, после внезапной эвакуации из блокированного немцами Ленинграда.

В Омской области всё моё детство и школьные годы по 8-ой класс включительно. Там же остались мои детские и школьные друзья, там же осталась и моя первая любовь.

В 1953-ем году мы смогли зацепиться и вернуться на свою родину, в Ленинград.

До 2009-года, это 55 лет после выезда из Сибири, я не имел никакой связи ни с одноклассниками, ни с друзьями из далёкой теперь уже от меня Омской области.

Но я прекрасно помнил всех, помнил и все эпизоды детства, игры и шалости, рыбалку и ловлю зимой в силки белых куропаток.

 Эта память просто разъедала меня, очень хотелось там побывать, обойти все так знакомые места и посмотреть, воскресить всё, что было сидело в моей памяти.

И вот, 55 лет спустя, я, наконец-то, решил через интернет попытаться найти кого-либо из своих друзей.

Сначала попробовал через "Одноклассников". Какое там, я даже не смог найти в "Одноклассниках" своих одноклассников из 10-го класса уже Ленинградской школы, а про глубинку и говорить нечего.

Нет, я не прав, из 10-го класса 334-ой Ленинградской школы откликнулось приличное количество "одноклассников", и сейчас ещё продолжают откликаться, но почему-то только одни женщины, которым я вежливо отвечаю, что я закончил 10-ый класс мужской школы.

 Тогда я стал через поисковик искать Любинский Молочно-консервный завод. Этот завод выпускал сгущённое молоко, которое мы, дети военных и послевоенных лет, могли пробовать только на заводской свалке, вылизывая, освободив от пыли, сгущёнку из вскрытых консервных банок.

 Только один раз я и мои одноклассники наелись сгущёнки "от пуза", это когда дирекция завода устроила нашему классу экскурсию на завод.

Во время этой экскурсии нас там усадили за длинный дощатый стол, дали всем по банке сгущёнки и по стакану воды и сказали, кушайте сколько сможете. Мне хватило одной банки, а некоторые одноклассники и с двумя справились.

 Родители, работающие на заводе, конечно же, кушали там сгущёнку, но что бы пронести через охрану детишкам, никто не мог даже и подумать об этом. В те времена это каралось очень жестоко.

 Так вот, найдя в интернете информацию о Любинском молочно-консервном комбинате (ЛМК, так он сейчас называется) и увидев E-Mail некоторых руководителей его подразделений, я написал по электронной почте письмо одной незнакомой женщине, руководителю лаборатории.

 В письме сообщил всю ситуацию и назвал десяток имён и фамилий моих друзей и одноклассников, с которыми 55 лет назад учился и дружил. В письме указал все свои адреса и номера телефонов.

 Какое-то время спустя в моём мобильном телефоне раздался вызов и незнакомый мужской голос сказал: - Борька, привет. Это Борис ... (Фамилию я уж не буду называть).

 Это звонил мой одноклассник и друг из Омской области. Он, бывший пятёрочник, стал крутым пасечником и реализовывал свой мёд во все регионы страны. Сейчас он собирался ехать с этой целью в Москву, вот и позвонил, предлагая мне встретиться в Москве.

 Я тут же беру билет на поезд и мчусь в Москву. Связавшись, договорились  встретиться на малолюдном перекрёстке у одной из станций московского метро.

 Оказавшись на месте, мы сначала повертели головами, а нет ли ещё кого-то рядом, и только убедившись, что мы стоим одни, два старика, чего уж там, осторожно подошли друг к другу...

И обнялись, со слезами на глазах. Обнялись на улице два незнакомых человека, которых ни кто не представлял.

 А дальше всё проще. Через несколько месяцев, в начале мая, взяв краткосрочный отпуск на работе, я поехал поездом в Омскую область на 10 дней.

В Омске ночью с поезда меня встретили Борька и Генка (каждому было тогда по 72 года), мои друзья и одноклассники.

Из всех моих друзей-подруг в теперь уже в посёлке городского типа Красный Яр , а тогда это была деревня, их там осталось только трое. Остальных судьба разбросала по разным городам и весям, либо туда, откуда не возвращаются....

 Трудно было в этом посёлке городского типа узнать прежние деревни Красный Яр, Капай, Москали, Домики, Консервзавод.

Да и мы стали неузнаваемы, я никогда бы не узнал Борьку, а он и Генка не узнали бы меня. А вот Генка почти не изменился, встреть я его на улице и сразу же узнал бы.

 При встрече с бывшими двумя подружками, я то же перепутал, кто есть кто. Не узнал.

  Обойдя все округи, побывав на Старице (старое русло Иртыша) и на Иртыше, не забыв побывать на заводской свалке, которая уже покрылась дёрном, я стал собираться домой, в Питер. Прощаясь с ребятами, я разрыдался...

Под впечатлением этой поездки и встреч с такими родными местами и друзьями, я в поезде смотрел в окно и сочинял, со слезами на глазах, вот это:


      Встреча с детством.

Поезд мчал меня из Омска в Петербург,
Оставляя встречу с детством позади,
Покидал я снова Алечку Зенюк,
Лишь мгновениями стали эти дни.

Стук колёс мне всё с упрёком говорил:-
Красный Яр на мегаполис променял,
Ты же здесь дружил, учился и любил,
Почему же от друзей ты убежал.

Пеной волн плевался вслед хмурый Иртыш,
Лаской Старица пыталась удержать,
Всё равно, мол, ты от нас не убежишь,
Знали б вы, как мне не хочется бежать.

И вот снова еду я под стук колёс,
Лишь мелькают перелески за окном,
Пролетает белоснежный цвет берёз,
Да подснежники лежат жёлтым ковром.

Мне глаза озёр с укором смотрят вслед,
Как платками, деревца машут листвой,
Мы не виделись уже так много лет,
А сейчас опять прощаемся с тобой.

И прощаемся, быть может, навсегда,
Очень жаль, что так короток жизни срок,
Нас сегодня, поменять на Нас тогда,
Не сумеет ни кудесник и ни Бог.

Мои старые и юные друзья,
Из того, что было, много уж нет,
Изменились, постарели вы и я,
И, лишь, в памяти остался детства след.

Там, где было Замиралово - поля,
Нет Зелёновки, где в первый класс ходил,
Лишь тоскуют одиноко тополя,
Помня дом и сад, где я когда-то жил.

Домики, бараки, Красный Яр,
Что ни шаг, воспоминаний ураган,
Что ни шаг, по памяти удар,
В сердце боль от нанесённых ран.

Так прощайте ж, одноклассники мои,
Я желаю вам побольше светлых дней,
Что б душою не стареть, конечно, и
Постараться не терять в жизни друзей.


Поясняю: Алечка Зенюк, это моя безответная школьная любовь, которую я как раз и не узнал при встрече 55 лет спустя. Но зато сейчас я с ней переписываюсь и разговариваю по мобильному телефону регулярно, как и с друзьями.

На снимке Старица.

А знаете, какие сувениры я привёз из этой поездки в страну детства? Десять банок сгущённого молока разного вида, производства Любинского молочно-консервного комбината (Консервзавода).


Рецензии