Чем пахнет детство

               
       Не  знаю,  как  ваше,  а  моё  детство  пахнет   конским  потом   и  навозом.   И  лучше  этого  запаха  я  не  знаю. И нет таких  слов,  чтобы  высказать мою любовь к этому прекрасному животному. Просто посмотрите ему в глаза - и всё поймёте. 

Прошло  моё  детство  в   селе  с  удивительным  названием  Комаровка.  Это в  трёх  километрах  от  железнодорожного  разъезда  Краевский, что в Приморском крае.  Жила  там  с  двух  до  двенадцати  лет.   

В  село  это   мои  родители  получили  направление  на  работу  после  окончания  учительского  института.  Были  такие  двухгодичные   учебные  заведения,  когда  не хватало  учителей  по  всей  России  после войны.   

А  врезался  этот  запах    в  память  навсегда  оттого,  что  всё  детство  мы  играли в прятки  в  конюшне.   Прятались  в  яслях  с  сеном,   в   санях,  в  телегах.   В  нашей  семилетней  сельской  школе  была  конюшня с двумя  лошадьми,  дровник,   школьные  мастерские,  пришкольный  огород, уличный  туалет,  погреб, турники  и  ещё  многое  другое  совершенно  непонятное  для  нынешних  учеников.

Чтобы  школа  функционировала,  необходимо  было зимой её  топить.   Истопник (была  такая профессия когда-то) должен  был  прийти  в  школу  очень  рано  утром  и  протопить  все  печи.  А  они  были  почти  во  всех  классах,  учительской,  библиотеке. 

А  чтобы  топить  печи,  нужны  дрова.   Лес  для  дров   возили  издалека,  т.к.  местность  была  почти  степная.  Нанимали  людей,  которые  заготавливали  дрова  на  всю  зиму.  Иногда  учителя  это  делали  сами.  Чтобы  ездить  за  дровами,  школа  содержала  конюшню  и  конюха  дядю  Леонтия. 

Был  он  хром  на  одну  ногу.  Ноги  как  таковой  вообще-то  не  было.  Вместо  неё  у  Леонтия  был  деревянный  костыль. Ногу  он  потерял  на  фронте.   

Леонтий  был   человеком  добрым.  Но периодически  нам  от  него  перепадало,   когда  сильно  баловались,  мог  и  вожжами  оттянуть. 

Хорошо  помню,  как  зимой  Леонтий  возил  меня  и незабвенного друга моего детства Валерку Костюкевича,  с  которым  мы  регулярно  дрались, но жить друг  без  друга  долго  не  могли, на  санях  на  станцию.

Сидеть   на  сене  под   овечьим  тулупом   я  долго  не  могла.  Меня  мутило от  лёгкого  покачивания  саней. 

Но  надо  было  выдержать  три  километра  до  станции,  встретить   пассажиров  и  ехать  обратно  домой.  Для  меня  это  было  испытанием,  но  одновременно и приключением. 

Шутка  ли,  увидеть  вблизи  паровоз  и  пассажирские  вагоны.  Поезд  лишь  слегка   притормаживал  у  разъезда  и  пассажиры  почти  на ходу  выпрыгивали  из  вагонов.   

Всех, кто  приезжал,  Леонтий  усаживал в свои  сани и  вёз в село.  Моё  детство пахнет сеном, лошадью, тулупом…  А  чем  пахнет  ваше  детство?  И кто был  вашим  другом  детства? Помните?   


Рецензии
Интересные воспоминания о детстве, о запахах. Мое детство пахнет полевыми цветами и дымом костра. Такие родные запахи, оставшиеся рядом на всю жизнь.
С уважением,

Мария Нестеренко   23.01.2016 17:49     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.