Вечная

Тихим поздним вечером на старенькой, обшарпанной и обесцвеченной временем скамеечке, сидели двое. Она, сухонькими, маленькими ручками держала слегка потрёпанный, кое-где подклеенный, но бережно обёрнутый газетой, томик Цветаевой. Женщина читала с упоением. Он, сидя вполоборота к ней, как бы участвуя в поэтической жизни её героев, кормил голубей. Отламывал длинными и худыми пальцами кусочки мякоти батона, перебирал их в дрожащих от старости ладонях, как - будто остужая или стряхивая невидимую пыль и, кидал хлебушек птицам.
Этот летний вечер выдался необыкновенно теплым,  и казалось, пара бы там просидела ещё очень долго, не замечая времени, но старушка вдруг оторвалась от чтения и строгим, глухим голосом произнесла:
- Пойдём домой, чай пить. Смеркается.
Он послушно встал. Отломил от батона добротный кусок и уже не крошив, положил его голубям. На щедрый ломоть слетелось несчётное количество птиц:
- Да, дорогая. Пора.
Она взяла своего пожилого супруга под руку, он чуть прижал её хрупкую фигурку к себе и в голос вздохнул. В этом вздохе слышалось столько спокойствия и умиротворения, что было понятно: они прожили вместе долгую и непростую жизнь и теперь, эти вечерние прогулки, совместное чаепитие, чтение книг – ни  что  иное,  как начало всех начал.
Виктор Михайлович и Татьяна Степановна познакомились в далёком 35-ом году, она трудилась в колхозе "Ленинские поля", он приехал туда по назначению - бригадиром. "Любовь с первого взгляда", - любил повторять Виктор Михайлович. А потом всегда прибавлял: "Вечная".
Потом война. Он воевал в специальном отряде, который занимался разминированием проходов для советских войск, она трудилась в тылу, на заводе, где изготавливали боеприпасы и оружие, работала на полях, чтобы накормить наших солдат и конечно своего Витюшу... Выжили, преодолели, смогли.
Она родила ему двоих сыновей, погодок. Но судьба сыграла с ними злую шутку: старший сын - Сергей, погиб в автокатастрофе в 87-ом.., какой-то пьяный за рулём вылетел на полосу встречного движения, столкновения избежать не удалось, а младший - Василий, летом 94-го, просто исчез. Утром вышел на работу, там так и не появился и домой не пришёл. Искали: в милицию заявления писали, собирали добровольцев для поиска - всё тщетно. Был  человек и нет человека. Вот так бывает. Говорят, Татьяна Степановна каждый вечер звала мужа в парк именно для того, что может "Василёк вернётся". Он той дорогой через парк с работы ходил.  Но, увы...
- Что-то мы с тобой так надолго тут задержались, Витюш? - иногда говорила материнская боль в Татьяне Степановне.
- Им там видней, - отвечал Виктор Михайлович.
Судьба их не баловала, но всегда было главное - их любовь. Она помогала, вдохновляла, спасала, дарила и оберегала. Как живительная влага в пелене пустыни, как глоток свежего воздуха среди духоты, как тепло ласкового солнышка, после бурана...
И вот, как-то одним из осенних хмурых вечеров, на старенькой,  обшарпанной и обесцвеченной временем скамеечке,я увидела пожелтевший, чуть помятый ветром листок от некогда бережно обёрнутого в газету томика Цветаевой...


20.06.2012


Рецензии