Волшебный камень, настоящий

140 лет прошло со дня рождения Великого композитора Александра Николаевича Скрябина. Эльфом среди людей называл композитора поэт  Константин Дмитриевич Бальмонт.   Александр Николаевич видел звуки в цвете.  Его музыкальные образы, как   жемчужные ожерелья возникали в  сочетании  причудливой игры звуков и красок.


Волшебный камень - настоящий





Радость может ждать на каждом повороте.
Не грусти. Не надо. Посмотри в окно.

К.Д.Бальмонт.

Этот школьный день начался с того, что вокруг  Дениса,  собралась шумная  толпа первоклассников. Они с интересом рассматривали необычный камень.
- Волшебный камень, волшебный камень! - с удивлением и восторгом повторяли дети.
Денис, худенький, подвижный мальчик с умными глазами с первых дней учебы, прославился  разными  находками.
Когда прозвенел звонок, разгоряченные ученики с шумом заняли свои  парты.
  Все попытки  направить внимание детей  на  тему  запланированного урока были напрасны.
 Ученики шептались, переглядывались, вытягивали шеи, чтобы посмотреть на камень, который  блестел  у Дениса на парте.
 - Волшебный камень, волшебный камень, - раздавалось со всех сторон.
- Проверить надо! - выкрикивал  кто-то с последней парты.
- Проверил. Он в темноте светится, - отвечал Денис.
В разгар спора дверь класса неожиданно приоткрылась, кто-то заглянул.
- Шумите! Понятно! До сих пор пыль не протерли!  Все фантазируете! Ох, уж этот урок музыки!
  С грохотом дверь захлопнулась, в коридоре  послышались недовольные голоса.   Речь шла о нерадивой учительнице, о шумных уроках музыки, о пыли, которую так и не протерли.   А дети, несмотря ни на что, продолжали удивляться Денисовой находке.
Наша  школа  считалась образцовой.  Поэтому часто приезжали   гости и даже  центральное телевидение.  В такие дни в школе царила торжественная обстановка. Учителя, воспитатели   улыбались, даже   самых непослушных ребят могли погладить по головке или вместо замечания игриво назвать «сорванцами».    Да и ходили   они по школьным коридорам, словно по  сцене и вежливо здоровались: «Здравствуйте», «Здравствуйте», вместо короткого: «Здрасьте, здрасьте». Бывало, конечно, что незаметно для других могли   протянуть: « Т-а-а-а-к! Ну, фантазер! Ты у меня дождешься!».
Вот и в этот день в школе все светилось от белых накрахмаленных рубашек учеников, от натертых до зеркального блеска полов.
Но, никто не мог предвидеть ситуации с камнем.
 Между тем голоса за дверью звучали все громче и напряженнее.
- Что делать? Пыль, сквозняк, телевидение,  - подумала я в отчаянии.
 Решила рискнуть.  Громко кашлянула,  высоко подняла  руку, подражая  нетерпеливым ученикам. Руслан, сосед Дениса заметил, что я пытаюсь привлечь внимание учеников. Он слегка подтолкнул Дениса, тот  сразу насторожился,   прикрыл  камень ладошкой,  потом с удивлением посмотрел в мою сторону.
 Чтобы совсем не спугнуть фантазёра,  я осторожно спросила:
- Можно  взглянуть?
- Конечно, - ответил дружный хор.
- Можно, - кивнул головой  сияющий  Денис.
- Это вам! Он  волшебный! Возьмите!
Руслан же, как всегда, поспешил достать из своего портфеля, хорошо подточенные карандаши. Я заметила, что с карандашом он  не расставался, ему нравилось зарисовывать  необычные явления.   
Волшебный камень я поднесла  к  окну.
   В лучах ярко-оранжевого осеннего солнца камень  засверкал  изумрудными  лучиками, а тонкие золотые ниточки  заиграли   веселыми зайчиками на  крышке рояля, на лицах детей.
У Руслана заработали карандаши, в его блокноте для эскизов быстрыми штрихами оживало  таинственное сияние волшебного камня на фоне серовато-белого школьного подоконника.
 Какая удача!
 Какие слова? ? ?
 Здесь они не нужны.
Я вспомнила о музыке    Александра Скрябина.
 Цвет и звук!
 Скрябин! - Ликовало у меня в душе!               
 - Смотрите! -  не скрывая радости, обратилась я к детям! -  Я раскрашу эти лучики  музыкой, а вы  своими карандашами.
Наступила тишина, дети затаили дыхание.
 «Скрябин, Александр Николаевич», - повторяла я про себя, словно молитву.
- Скрябин!!!
Через секунду обычный класс наполнился  неземной музыкой. Акварельное звучание прелюдии Ля мажор слилось с  лучиками волшебного камня. 
Кто-то из детей, едва дыша, прошептал:
- Настоящее волшебство, - старательно вырисовывая хрустально-изысканные полоски.   
Музыка земного Эльфа  - Александра Скрябина  сливалась с трепетным солнечным  светом, оживала в незатейливых рисунках маленьких творцов, светилась  счастьем в детских  глазах.
Растворяясь вместе с детьми в  музыке, я вспомнила  стихи любимого композитором поэта  К.Бальмонта:

Подняв лицо, я Солнцу шлю моленье.
Склонив лицо, молюсь душой земле.
Весь звездный мир – со мной, как в хрустале.
Миры поют, я голос в этом пенье….

Урок незаметно закончился и мы дружно  всем классом поднялись в школьный музей, чтобы подарить волшебный камень всем ученикам школы.
 Но, к сожалению,  в этот музей чудо-камень не приняли.  Так как ничего уникального  в нем не нашли.  Мы не поверили этому.
Прошло много времени.  Ученики давно  повзрослели.  А  «волшебный» камень до сих пор хранится у меня дома в красивой шкатулке.       
В начале каждого учебного года, я открываю  крышку  своей   шкатулки,  и снова растворяюсь   в  фантастическом звучании  музыки великого композитора  Александра Николаевича Скрябина.
  Однажды разноцветные лучики донесли до меня  радостную весть о том, что Денис стал известным литератором,  а Руслан художником. 
Интересно, а кому-нибудь из Вас  удалось найти «волшебный камень» - настоящий?
 

Рассказ «Волшебный камень - настоящий», является небольшой иллюстрацией к непростой работе учителя музыки. Следуя опыту выдающихся мастеров педагогического искусства, таких как А.Д.Артоболевская, Е.Ф.Гнесина, Н.А.Ветлугина, Л.А.Баренбойм, Г.Г.Нейгауз мне хотелось показать, что     буквально к каждому ребенку, независимо от степени его одаренности, можно найти соответствующий подход.    По словам А.Д.Артоболевской, секрет того, что принято называть умением заниматься с маленькими детьми, заключается в способности педагога, нисколько не отрывая детей от естественной для их возраста «игровой» фазы, незаметно ввести в мир звуков, пробудить  в них любовь к музыке.   
Рассказ «Волшебный камень» является отзвуком многолетнего поиска того солнечного лучика, который способен осветить и зажечь в детских сердцах  любовь к высокому искусству.

  Лариса Кравчук


Рецензии