Советская граница и жизнь под замком - 6

ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ - БЕГСТВО МОРЯКОВ

Документы говорят:сбегали даже комсомольцы с позитивными характеристиками
Энно Таммер:
В моё распоряжение попала справка секретаря комисии моряков загранплавания при ЦК ЭССР товарища Савенкова от 15 августа 1967 года, в которой указываются данные о моряках, сбежавших за границу в период с июля 1961-1967 годов.
Я попробую преподнести весь этот материал так, чтобы сохранить своеобразный исторический ход того периода.

Обвинение в измене родине предьявлено не было.

8 августа 1962 года во время стоянки в английском порту Бристоль на корабль не вернулся, получивший разрешение на выход в город, работник камбуза корабля "Яренск" Еллам Фридо Алексеевич, 1941 года рождения, житель города Пярну.
Кадровая комиссия моряков дальнего плавания при ЦК КПСС ЭССР выдало разрешение Елламу Ф.А, как курсанту Пярнусской морской школы , на дальнее плавание (Работа на внешних морях с возможными заходами в иностранные порты).
В морской школе его характеризовали как хорошего учащегося, молодого комсомольца. Во время проверки никаких компрометирующих материалов обнаружено не было.
После окончания Пярнусской мореходной школы его направили в морское пароходство ЭССР. По работе его характеризовали положительно , за успехи он был помещён на комсомольскую доску почёта.
В ходе расследования мотивы, побудившие его не возвращаться обратно в ЭССР, выяснены не были. Также не было выяснено, совершал ли он вражеские действия по отношению к СССР. По этой причине ему не было предьявлено обвинение в измене родине.
( Конец, заслуживающий внимания!! Ведь каждого перебежчика КГБ продолжало держать под своим наблюдением!!)

Бегство в контейнере с "москвичом"

2 октября 1962 года Еллам Лермонт Алексеевич, 1940 года рождения, житель города Пярну, бывший моряк (разрешение на загранплавание у него забрали в марте 1961 года)пробрался на территорию порта и залез на судно, уходящее за границу. У ного была с собой еда и его целью было бегство из СССР. В этом ему помогал Юри Риск, бывший матрос параходства ЭССР. Еллам Лермонт Алексеевич бежал за границу в контейнере с автомобилем "москвич",отправленным на экспорт.
5 октября 1962 года Еллам Лермонт Алексеевич вместе с другими товарами пробыл в Данию, где обратился к датским властям с просьбой о предоставлении политического убежища.
В мае 1966 года Еллам Л.А умер.
( Можно предположить, что Еллам Фридо Алексеевич и Еллам Лермонт Алексеевич были братьями..)

Не верю в коммунистическое будущее

27 августа 1963 года матрос корабля "Хаапсалу" морского параходства ЭССР Силков Константин Яковлевич, 1942 года рождения, не вернулся в английском порту (название порта на копии документа прочитать невозможно) обратно на корабль и попросил у английских властей политического убежища.
Силков получил разрешение на загранплавания 28 июля 1961 года как курсант Пярнусской морской школы. В Пярну он приехал из Могилёвской области. Его семья состояла из семи человек. Мать, брат и четыре сестры. Отец умер в 1960 году.
Как удалось установить, Силков сбежал за границу в поисках лучшей жизни.Он не верил в коммунистическое будущее и в какие либо перемены.

Попросил политического убежища - предатель родины

14 октября 1963 года в порту Гамбурга не вернулась на корабль получившая разрешение на выход в город, корабля "Кейла" Эстонского морского параходства, буфетчица Меркушева Евдокия Фёдоровна, 1920 года рождения, жительница Новгородской области. Она попросила у немецких властей политического убежища.
Во время пребывания в ФРГ Меркушева клеветала на Советский Союз. Своё бегство она обосновывала желанием найти своего брата, увезённого в Германию во время войны.
Во время Второй Мировой Войны Меркушева находилас на оккупированных территориях и работала поваром в военной части. Потом она была вывезена в Германию, откуда вернулась домой в 1945 году.
18 февраля 1964 года в отношении Меркушевой заочно был вынесен приговор за измену родине и назначено наказание в виде десяти лет лишения свободы с полной конфискацией имущества.
Сбежал с больницы и клеветал

Матрос Йыги Херман Петрович, 1942 года рождения, житель деревни Торду Кингисеппского района, находился на лечении в больнице Галифакса (Канада). 12 октября 1963 года он самовольно покинул больницу и попросил убежища у канадских властей.
Как было установлено, к предательству родины его подтолкнуло желание жить в "свободном мире".
Находясь в Канаде он не раз выступал в прессе с заявлениями в которых содержались клеветнические выдумки, порочащие советскую действительность.
Во время работы на корабле Йыги характеризовался с положительной стороны, был молодым коммунистом. Компрометирующих данных на него не было.

Характеризуется с положительной стороны, но сбежал.

4 июля 1965 года в канале Киля (Западная Германия) сбежал моторист корабля "Гулбене", Эстонского морского параходства,Винди Яак Каурович, 1938 года рождения, житель города Тарту, эстонец, молодой коммунист.
Разрешение на загранплавание он получил 23 января 1965 года.
Во время проверки было выяснено, что его отец воевал в 1943-1944 годах в немецкой армии. В 1961 году его отца исключили из рядов КПСС, поскольку при вступлении в партию он утаил факт о своей службе в немецкой армии. Отец с семьёй не проживал.
Винди Я.К характеризовался во время учёбы в Пярнусской мореходной школе с положительной стороны.
Уплыл на западногерманский корабль

23 марта 1966 года курснат Таллинской морской рыболовецкой школы Наабер Тайво Йохансович, 1946 года рождения, житель Тарту,эстонец, уплыл ночью в порту Ломес (Того) со своего корабля "Буревестник" на находящийся в 250 метрах западногерманский корабль. Разрешение на загранплавание он получил 25 июля 1965 года.
Во время проверки компрометирующих данных на него найдено не было. Родственники: отец, мать и брат. Отец не живёт с семьёй с 1957 года.
Во время учёбы Наабер характеризовался в полоzhительной стороны.

Причина ухода выясняется.

25 июля 1967 года во французском порту Дюнкерек ушел с корабля помошник капитана корабля "Ковель" Эстонского морского параходства Рыжков Юрий Андреевич, 1936 года рождения, уроженец города Куйбышев. У французских властей он попросил временного убежища.
Разрешение на загранплавание Рыжков получил 27 июля 1956 года от областного комитета КПСС Ленинградской области. При проверке компрометирующих данных на него и на него родственников обнаружено не было.
В Эстонском морском параходстве он работал с 1960 -го года.
Причина бегства Рыжкова выясняется.

ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ - ПО СУШЕ

Пешком через границу СССР - Финляндия

Для тех, кто шёл сушей, надежда пересечь границу СССР-Финляндия были в Карелии и на Кольском полуострове.
К примеру одну из попыток перехода границы предпринял ассистент Эстонской селскохозяйственной академии Аксель Йыги. Во время расследования в КГБ выяснилось, что в октябре 1956 года во время визита студенческой делегации Финляндии в Тарту он завязал дружеские отношения с финном Лаури Кярявягом.
В августе 1957 года Йыги поехал в Москву, где в то время проходил всемирный молодёжный фестиваль. Во время фестиваля в Москве он встретился с знакомым финном и, как написано в отчёте КГБ, " он купил у финна портфель и импортные часы и влился в финскую делегацию, выдавая себя за финна. В составе финской делегации он принимал участие в мероприятиях молодёжного фестиваля."
Позже Йыги вместе с финнами поехал в Ленинград. Он вошел в вагон финской делегации и в этом вагоне поехал в сторону Финляндии. Но его план не удался. На станции Гаврилово советские пограничники потребовали у него необходимые документы. Йыги им тогда сказал, что хотел навестить родственников, живущих в Выборге.
Пограничники сделали свою работу, установив, что у мужчины отсутствует необходимое разрешение для вьезда в пограничную зону, не говоря уже о поездке через границу. Йыги арестовали и передали сотрудникам 2-го управления КГБ ЭССР. 25 октября 1957 года верховный суд ЭССР приговорил его к семи годам лишения свободы.
В 1957 году за попытку нарушения советско-финской границы было задержано десять человек. Большинство из них пытались перейти границу в районе Выборга. Например, из уголовного дела Нины Холоповой (1938 года рождения) выясняется, что она выехала 17 марта 1957 года из Таллинна и приехала в столицу Карельской АССР Петрозаводск. Четыре дня спустя , 21 марта, пограничники задержали Холопову в пограничной зоне недалеко от Сортавалы. У женщины с собой был компас и русско-финской разговорник.
Во время войны окупационные немецкие власти вывезли Холопову из Ленинградской области в Хельсинки. После войны она с семьёй вернулась обратно в СССР. О Финляндии у неё остались хорошие воспоминания и она решила таким способом вернуться туда вновь.
Холопова отделалась достаточно легко. Органы госбезопасности увидели в её деянии авантютное приключение на почве её фантазий. Холоповой присудили год лагерей, но Президиум Верховного Совета ЭССР помиловал её.

Бдительные граждане выявляли нарушителей

Юри Пертманн попал под взгляд бдительных граждан. Из его дела выясняется, чро причиной его попытки бегства явилось то, что его призвали служить в Советскую Армию. 11 ноября 1957 года пограничники арестовали его недалеко от Выборга на железнодорожной станции Гвардейской.
В таллинской Батарейной тюрьме задержанный написал в своём обяснении о своём задержании:"Арестовали меня 11 ноября в 23.00 в 20-и километрах от границы на север от Выборга, благодаря одной русской бабке, которая увидела меня ночью 10 ноября на железнодорожных путях, и с которой я имел непродолжительный разговор. Она заподозрила меня и после нашей встречи сразу сообщила обо мне пограничникам.
/---/ На сегодняшний день было задержано уже девять человек, идущих от Выборга в сторону Финляндии. В основном это такие же как я ветренные головы. Часть из них по амнистии отпустили. Мои параграфы были серьёзнее, чем ихние, поскольку у меня было с собой всё оснащение плюс оружие."
Пертманну Верховный суд ЭССР присудил шесть лет лагерей 28 января 1958 года.
В ноябре 1957 года органы госбезопасности арестовали Арво Аллипере и Калью Эрлиха за подготовку к нарушению границы и за то, что они планировали взорвать трибуну на площади Победы во время праздничной демонстрации 7-го ноября. (Круто!! И если у них был действительно план взорвать трибуну, и если КГБ, через четыре года после смерти Сталина, действовало такими же методами и просто добавило эту статью к ихнему обвинению)
Судьбу мужчин решил начальник Эрлиха, который услышав разговор двух мужчин о возможном бегстве через границу, немедленно доложил об этом в КГБ.
Во время обыска у Аллипере и Эрлиха нашли большое количество непристойных картинок. Поскольку предположили, что эти картинки они показывали знакомым, в обвинение было добавлено и распространение порнографии.
Обвинение в организации взрыва позже всё таки было снято. Верховный суд ЭССР приговорил одоин мужчин 28 января 1958 года к четырём годам лишения свободы.

Документы говорят:
Энно Таммер.

Через границу, чтобы попасть в свободный мир,можно было выбрать более безопасный вариант, к примеру тайное исчезновение на заграничной территории. Или: официально получив разрешение от властей на выезд за границу - например в составе туристической группы или какой либо делегации - в день отьезда человек просто исчезает.
Они хотели знать, что же на самом деле за границей. Руководитель группы рвал на себе волосы, КГБ бушевал, почему агентура не работает.
У меня нет полного обзора, кто, где, когда и каким образом остался. Я не ставил перед собой такую задачу. Это по своему огромная тема с десятками историями, десятками человеческих судеб. О некоторых известно больше, о некоторых меньше, о ком то совсем ничего.
Но по этой теме хорошо отметить имеющуюся у меня справку от 5 декабря 1988 года, подписанную заместителем председателя Комиссии по выдаче разрешений на выезд при ЦК КПСС ЭССР товарищем Васиковым и направленную в отдел ЦК КПСС ЭССР, занимающимся заграничными кадрами и заграничными выездами.
Всего за несколько лет до восстановления независимости Эстонии была написана эта бумага о гражданине СССР Хансе Наксе и о его исчезновении за границией. Можно предположить, что такие отчёты были составлены на каждого, кто остался за границей и такие бумаги составляли органы госбезопасности и компартии в десятках различных вариаций.
Прочитаем, что же хотел сказать товарищ Васиков.

Факт побега вызвал решительную неприязнь

" С 19-24 октября в Финляндии находилась туристическая группа по линии "Спутника" ЦК ЛКСМ ЭССР, в составе кторой была футбольная команда "Спорт". В программу пребывания группы входил товарищистский матч с городской футбольной командой города Пори.
23 октября, во время выезда в Хельсинки, обнаружилось, что исчез член футбольной команды Някс, Ханс Хансович, 1961 года рождения, эстонец, беспартийный, холост,инструктор Высшей спортивной школы ЭССР.
Как выяснилось во время расследования, вечером Някс вышел из гостиницы, сообщив коллегам по команде, что хочет встретиться с друзьями. Все свои вещи Някс оставил в гостинице. Принятые меры по поиску результатов не дали и 24 октября группа выехала из Хельсинки в Таллинн без него.
По неофициальным данным Някс сейчас находится в Швеции.
До выезда за границу Хякс характеризовался с положительной стороны. В МВД ЭССР не было никаких данных,препятствующих выезду за границу.
Факт невозвращения на родину Някса Х.Х был вынесен на обсуждение команды и этот факт нашел осуждение со стороны членов футбольной команды.
Этот вопрос также обсуждался в президиуме футбольного союза ЭССР.
Руководство команды, тренерский состав приняли резолюцию на усиление воспитательной работы среди спортсменов, чтобы в будущем исключить возможность таких инцидентов."

Документы говорят:
Что делать, они же хотели!!
Энно Таммер:

Была ещё одна возможность попасть за границу, в другой мир. действительно официальная возможность. Из Советского Союза можно было эмигрировать. На основании заявления. По одним или другим причинам. К примеру: брак с иностранцем или на переезд на жительство к близким родственникам. Или если подходит государственный строй, такай возможность тоже была, но в официальном заявлении таких слов лучше бы не было.
Разумеется положительное решение полностью зависело от желания советских чиновников. Заявление рассматривали месяцами и годами, чтобы потом сказать:нет, мы не даём вам разрешения на эмиграцию. Но и известны неожиданные случаи, когда КГБ спокойно отпускало гражданина. За пределы границ Советского Союза.
В эту тему хорошо подходит строки письма товарища Алёшина.
В моём распоряжении есть документ товарища Алёшина, второго секретаря ЦК КПСС ЭССР ( на такую должность обычно назначали из Москвы, для наблюдения за работой первого..) с секретной информацией от 26 января 1988 года в ЦК КПСС.
Из информации Алёшина видно,что те перемены,которые проводил в жизнь Горбачев, сделали послабление в строгие регламенты для выезда за границу, и партийные товарищи заволновались -люди действительно хотят уехать.
В начале выясняется, что ЦК КПСС эксестировал очередное длинное и с запутанным названием, очередное решение. Звучит оно примерно так: " Работа во имя того, чтобы противостоять тенденции, что часть советского общества желает выехать за границу и там остаться для проживания и для усиления инфомационно-пропагандистской работы среди советских людей и среди числа советских людей,уже уехавших за границу."
Алёшин рапортует начальству в Москву, как проходит реализация этого решения в ЭССР. Выясняется, что быро ЦК КПСС ЭССР уже составило по этому решению план с необходимыми шагами 27 октября 1987 года и начало претворять это решение в жинзь. Но к сожалению, пока идёт не совсем удачно, может мы прочитать сетования товарища Алёшина.
"...К сожалению пока работа не принесла желаемых результатов. Для дальнейшего развития демократии предприняты несколько шагов (временное упрощение порядка выезда) и это уже сыграло роль катализатора. В течении года количество заявлений на выезд ра рубеж увеличилось на 60 процентов."
Цифры в партийном документе показывают, что если в 1986 году было подано 352 заявления, то уже в 1987 году было подано 590 заявлений на выезд из СССР.
Из секретной информации товарища Алёшина мы узнаём, что в 1987 году на постоянное проживание из ЭССР в другие страны выехало почти в пять раз больше граждан, чем в 1986 году. Эти цифры были 509 (1987) и 121 (1986).
В 1987 году новое место на постоянное жительство в ФРГ выехал 291 человек, в Израиль 84 человека. 91 житель ЭССР выехали на постоянно место жительства за границу в связи з женитьбой/замужеством с гражданами других стран.
После всех цифр мы встречаем действительно перл всей информации:"Никто из тех, кто получил разрешение на выезд, от выезда не отказался. - огорчается товарищ Алёшин.
Он огорчается и далее:" Увеличились количество эмигрирующих верующих. К примеру коллективное заявление подала группа верующих, которые называют себя членами "Живого слова". все желали получить разрешение на постоянное жительство за границей."
Сторож советской власти пишет московскому начальству: что членов "Живого слова",желающих выехать за границу, взяли в оборот. "Основная форма работы с ними: полемика, разьяснение, обнажение их действительных целей."
Алёшин благодарит, что в течении двух месяцев с живословавцеми были проведены несколько больших встреч и это сыграло свою роль. "Группа уменьшилась, 30 человек отказались от намерения уехать жить за границу."
Убеждённый партеец Алёшин понимает, что ещё много несделанной работы: "...надо признать, что работа среди желающих эмигрировать в некоторых отношениях проводиться достаточно слабо. Во многих коллективах такое отношение - если хочет ехать, пускай едет, никто его здесь не держит.
С гражданами, желающими выехать за границу на постоянное место жительства, не проводится индивидуальная работа, с ними не встречаются для разрешения остро стоящих вопросов."

Этим абзацем я заканчиваю перевод первой части книги, которая (хоть и частично) но была связана с Пограничными войсками. Следующая часть книги будет называться: "ВНЕШНИЕ СНОШЕНИЯ И КОНТАКТЫ". Ну и иллюстрация к следующей части прилагается


Рецензии