Почему смешной и весёлый
А сам?
И возможность представилась, и отступать некуда: студенты задают вопросы – надо отвечать: это наша работа, иначе прогул поставят. 1. «Почему Вы, Александр Михайлович, такой смешной?». 2. «Почему, Александр Михайлович, вы всегда такой весёлый?».
Всё-таки ключевым вопросом, по-моему, является второй, так как человек весёлый часто дурачится, и это так же часто может выглядеть смешно и даже глупо. Объединяем? – Объединяем. И задаю себе вопрос: «Так почему же ты, Михалыч, такой смешной и весёлый?».
А дело-то непростое оказалось – себя проанализировать: подняться до подтрунивания над своими недостатками бывает ещё делом возможным для многих, а вот говорить о чём-то хорошем в себе – боже упаси, стесняемся. А быть весёлым – хорошее качество? – Хорошее, потому что неоднократно получал от учеников оценку: «Вы хороший». – «Чем же хороший-то?» – «Вы весёлый».
Человек – существо биосоциальное: что-то в нём заложено матушкой природой, что-то образовано в нём внешней средой. Ну и нельзя обойтись без серой массы в черепной коробке, которая крутится между ними как белка в колесе. Эдакая черепная коробка передач: она направляет энергию то туда, то сюда, а иногда устаёт и отказывается служить – впадает в маразм, надолго и безвозвратно.
В этом порядке и пойдём.
Слабая нервная система быстро реагирует на раздражители низкой величины. До сильной этот раздражитель может вовсе даже и не дойти, а обладатель слабой – уже дров наломал и в луже с ними сидит. Иногда это выглядит смешно.
Дальше пошлёпали. На следующий день после похорон сына я радостно приветствую студентку, а она мне с укоризной замечает: «Как Вы можете, Александр Михайлович, радоваться при таком горе?». О-па! А на самом деле, что это я радуюсь-то? Хорошо тебе, что сына похоронил? Нет. Хорошо мне, что я человека хорошего встретил. Так, а знакомая, которая рассказывала, что два года после смерти мужа улыбаться не могла? Вот! – горе. А у меня что? Да тоже горе, ещё похлеще будет. Кто меня одного в это время видел? И вот тут вот какая петрушка получается. Я переключаюсь быстро, нервная система подвижная. И это штука врождённая.
Ещё момент. Есть такой гормон «эндорфин». Вот что пишет о нём Википедия.
«Эндорфин приводит человека в состояние эйфории, его иногда называют «природным наркотиком», «гормоном радости», «гормоном счастья». Любовь, творчество, слава, власть — любое переживание, связанное с этими и многими другими категориями человеческого существования, повышает уровень эндорфина в крови.
Выработка эндорфинов увеличивается в ответ на стресс с целью уменьшения болевых ощущений. Было установлено, что эндорфины выделяются у лабораторных животных, подвергающихся периодическим электрическим ударам в металлической клетке. Кроме того, считается, что эндорфины производятся в организме человека во время сражения, что позволяет до определённой степени игнорировать боль».
Это точно. После матча футбольного я ходил иной раз по дому, держась за стенки: ноги избитые от боли плохо слушались и вертикально не держали. А когда играл – держали ведь. Один раз играл со сломанной ключицей и не замечал: боли-то не было. У нас часто вспоминают Игоря Численко, который матч отыграл со сломанной рукой (замену уже нельзя было производить). Герой! Да такой же герой, как и я, – никакой. В чём героизм, если боли не чувствуешь?
Так. Получается из всего этого, что эндорфин выделяется в ответ на что-то. Значит, нужно сначала влюбиться, а потом уже выделится счастье - так? Да не так. А если утром встаёшь с ощущением счастья? Откуда оно? Власть не применил, сражение не выиграл, а что щеришься, скотина жизнерадостная? (Как-то был награждён этим эпитетом). Нет причин, а радостно. Чистая Радость. Вот такое у меня бывает часто. И тогда для меня все люди хороши, им хочется улыбаться и не делать гадости. Жалко многих ещё в этом состоянии, а почему – объяснить пока не могу. И тогда прощаешь косые взгляды, подставленные тебе ноги и отдавленные свои.
«Эндорфины часто возникают «в связке» с выделением адреналина. При долгих тренировках в организме выделяется адреналин, усиливается боль в мышцах и, вследствие этого, начинают вырабатываться эндорфины, которые уменьшают боль, повышают реакцию и скорость адаптации организма к нагрузкам».
Может, орган, вырабатывающий счастье, тоже тренируется? И работает уже независимо от внешних стимулов: а вот НАДО ему работать! Привык уже. Кстати, по моим наблюдениям, спортсмены более жизнерадостные люди, чем остальные. Но среди бывших спортсменов ещё те брюзги встречаются. Тогда, может, у них произошла детренировка, а у меня нет? Но то, что это химия, – точно, потому что после хорошей пьянки (химизм организма изменился) два дня (два-а-а!) ничего мне не интересно, ко всем равнодушен, и я тупо разгадываю кроссворды или же гнусно разглядываю телевизор. Или гипофиз такой уродился: бывает же – у одних людей каких-то гормонов больше, у других – меньше. Или вообще не вырабатываются (инсулин, например, не вырабатывается – вот и получи себе сахарный диабет).
Итак, слабая подвижная нервная система и повышенный уровень эндорфинов в крови. Ну, таким вот уродился – не моя заслуга. Остальное, думаю, приобретённое. Веселиться человек может только тогда, когда чувствует себя в безопасности. И не предаёт своего «Ребёнка». Вот и всё.
Значит, встают две проблемы: как обезопасить себя и как не предавать «Ребёнка».
Некоторые ответы были уже в «А не спеть ли нам песню». Там выходит: чтобы не злиться, надо заниматься делом, которое на душу ложится. Ещё. Что нам более докучает по жизни? – неудовлетворённая потребность в высокой самооценке. Нет? - А что? Отсюда - тревога, обиды, желание ударить по почкам недоумка, который назвал тебя дураком.
Как её обрести? - проще простого: взять режиссуру своей жизни на себя, самому же этот спектакль отыграть, ориентируясь не на внешние оценки (не на это пресловутое: «а что люди скажут?»), а на те критерии, которые ты сам и выработал: сам себе режиссёр, актёр и жюри. Нужна она нам, чтобы дела делать (творение чего-либо, да всего!). И приёмчик повышения оценки самого себя хороший есть: посмотри на всяких пушкиных как на козявок и твори, а ПОТОМ (потом!) сравнивай и критикуй. То есть самооценкой можно разумно распоряжаться. Это я подсмотрел давно у Валеры Сухомесова. В наше время (когда мы тренировались) было много легкоатлетов, которые любили играть в футбол. В переходный период (активный отдых) мы играли три на три (то есть по три человека в каждой команде, тут не посачкуешь!) по три часа. Я после такого отдыха приходил в общажку, съедал батон за 25 копеек (люди постарше помнят), запивая его водой, после чего шёл в столовую есть. И вот, когда мы расстались с королевой, то выставили команду на первенство города по футболу. А Валерка был у нас лидер: он на всех кричал, укоряя в ошибках и поучая, как надо играть. Так вот перед каждой игрой он показывал пальцем на соперников и громко заявлял: «Кто? эти х..плёты? (угу, вот так громко, чтобы и они слышали), эти второразрядники? Да мы их сейчас… (Валера мог слова для такого случая подыскать))). А у нас ни одного перворазрядника: кандидаты и мастера! Мафа, ты за сколько сотню бежал?». - «Десять шесть!» - громко рапортовал Валик. И у футболистов, с трудом выбегающих из четырнадцати секунд, глаза округлялись и поджилки начинали трястись. И по фиг ему было, что мастера-то у нас из другой оперы. И у нас никогда после такого предварительного разноса соперника не было мандража, вызванного титулами или силой конкурентов. Второе место заняли.
Одна слушательница курсов повышения квалификации после сокращения речного флота (по-моему, его вообще сейчас у нас на Каме не стало) ушла в училище мастером производственного обучения. И впала в ничтожество: она считает, что её здесь не уважают. И когда становится совсем невмочь, она открывает фотоальбом и рассматривает свои фотографии: красивая, в форме, успешная. «Легче, - говорит, - становится». Ещё приёмчик, да? Портфолио это сейчас в школе называется. Назовём его по-русски – портфель достижений. Учителя воют от этих портфолио, потому что сверху спущено, но у многих он имеется, просто в другой форме (медаль на стене) или называется по-другому (грамота) – у кого как. Мысль-то хорошая: это доступ к ресурсам, которые успех обеспечивают! Смотришь на себя - ух! какого – гордость за себя, радость, воодушевление… вот и иди быстро подвиг совершать – и получится! просто не может в таком состоянии подвиг не получиться.
Нет ничего за душой, а реальный успех нужен? Да плюнь через левое плечо дальше всех и гордись собой и всем рассказывай. Вперёд только не плюй – там я собой горжусь.
«Ребёнок». Эрик Бёрн замечает, что люди могут находиться в разных состояниях. Человек может поучать, воспитывать, осуждать – такое состояние он назвал «Родитель». А может анализировать, планировать, реально смотреть на вещи – «Взрослый»; а может и обижаться, капризничать, дурачиться – «Ребёнок». Так вот творческость - она в «Ребёнке» сидит. И, по-моему, Бёрн прав. А ещё ребёнок естественен, спонтанен, непосредственен и, если накормлен, – весел. А что ему печалиться? – «Взрослый» пусть думает, на какие шиши ему мороженку купить. И мне нравится мой «Ребёнок», и я ему волю даю, вот он и куролесит, звонко смеётся и придумывает, чем бы занять себя и других, если рядом окажутся. Но Аня не права (та второкурсница, которая вопрос задала) – не всегда же я весел, это просто они таким меня видят. И с ними я всяким бываю, но видят-то они почему-то весёлость. Почему-то. «Вы даже злитесь весело», - как-то мне одна студентка сказала.
Так вот этот «Ребёнок» во взрослой среде и выглядит смешно. Так, наверное.
А люди с блокированным «Ребёнком» - это люди, не способные к естественному поведению, скучные и склонные к морализированию. А если ещё и с гипертрофированным «Родителем» - вообще финиш: таких в школе много, их хлебом не корми – дай повоспитывать. Этого мало: они начинают всех воспитывать. Как-то с сестрой Любой (школьный учитель) на пляже были. Она же на месте не сидела: вскакивала и указывала, приказывала, уговаривала не делать того, что она считала неправильным.
Дальше просто результат думанья. Мне кажется, что торчать в прошлом – пустая трата времени. Его ведь не изменить, что бы ты по этому поводу ни думал, а: чувства – там, и ощущения тоже. Значит ты сейчас не живёшь, ты там живёшь, впустую причём: влиять-то ни на что не можешь. Ревность к «бывшим» (мужьям, жёнам, любовям) из этого же разряда: ну не было тебя, дурака, тогда, вот и любила она того дурака. Ну и что - глупцам уподобляться и расстраиваться? Фиг вот. И черепная коробка передач направляет энергию на «миг между прошлым и будущим», который и называется «жизнь». Ну? - Не будут же зря люди песни распевать! «Вот и живи - здесь и сейчас», – сказал я себе. Вот и живу. И спрашивать разрешение, как вести себя в той или иной ситуации, ни у кого не собираюсь.
И от общения с людьми радость получается. А чему радоваться-то? - сволочи и прохиндеи!
Книжечки по психологии мне с первого курса подбрасывала тренер наш Людмила Ивановна. И не только подбрасывала, а ещё и пример хороший отношения к жизни показывала. Людей мне жизнь подбрасывала много и разнообразных, и ещё мне нравилось про них читать. Ну и любопытство: «А чё они разные-то такие, а?». И начал замечать некоторые штучки. Например, люди, оценивая других – оценивают себя. Меня один раз просто поразило, как одна моя коллега характеризовала нашу общую знакомую. Она же про себя всё говорила! Оказалось, что никакого открытия я не сделал: Фрейд описал психологические защиты, в числе которых – и «перенос» (перенос своих качеств на других людей). Механизм неосознанный. Надо осознать – и всё пройдёт. Почесал я репу и призадумался, а что меня в людях раздражает, что мне в них ненавистно? Обманщики, трусы, предатели, лицемеры, лодыри… список большой может получиться. Так-так-так, дорогой Тиша, а ты? То-то. Но тут честно надо, а то себя-то, любимого, мы всегда выгородить сумеем: он-то жмот, а я-то экономный – чувствуется разница? Так что - можем-можем, ещё как, и умища на этот счёт у нас предостаточно найдётся! И ведь в себе мы с этими качествами (модифицированными, правда) как-то уживаемся. Понимаем. Принимаем. Ну, вот я взял и принял всё, что в людях есть. И как-то легче стало: причин для беспокойства и раздражения, не скажу уж, что совсем, но заметно меньше оказалось. Поэтому остудить любовь к другим их признаниями в своих несовершенствах и слабостях вряд ли кому удастся – пойму: сам дурак.
Потом, я ещё страдал от страха опоздать на занятия, пропустить, не ответить на вопрос, сесть в лужу, в общем.
Евгений Павлович, мой научный руководитель, мне как-то выволочку сделал: «Я, профессор, если что-то не знаю, иду и спрашиваю, а этому аспирантишке стыдно, видите ли!». Всё, как обрубило – не стыдно: не может человек всё знать. И потом. Есть у человека такая базальная потребность (у всех есть, не спорьте, иначе бы так не назвали) – «потребность в контроле». Это связано с властью и влиянием (на людей, на ситуацию). Это не обязательно занимать какой-то пост, это может быть и влияние авторитета (знания, умелость, которые у человека есть, а у других – нет; и вот идут они к нему, а он их вразумляет, и они: или получают информацию, или поступают по его совету). И получается, что, испрашивая человека о чём-то, мы убиваем двух зайцев: быстро получаем то, что нам нужно, и делаем человеку приятное: удовлетворяем его потребность в контроле. Да иной раз человека спрашивающего на руках носить хочется! за то, что к тебе, а не к какому-то там Иванову за советом обратился. И равнодушен ты был к этому человеку, а потом смотришь на него – хороший человек!
Со страхом опозданий я разделался таким образом. Договариваемся со студентами (записываем в правилах), что каждый (и я в том числе) вправе пропустить два занятия – это никак не наказуемо и отработке не подлежит. Бывало, что и опаздывал, и пропускал, но вину не испытывал. Опоздать – моё право, тороплюсь, но не дёргаюсь.
А как не предавать «Ребёнка»? – Заботиться, нести ответственность за его развитие (да-да, он всё ещё развивается), жалеть – любить, если одним словом. И он отблагодарит вас любознательностью, открытостью и верой: несмотря ни на что – жить ничё. Мы же предавать начинаем, когда любовь проходит.
Итак, слабая подвижная нервная система, приправленная эндорфинчиком, обеспечивает быстрое, а потому и необдуманное, заранее не спланированное реагирование. Мозги, принимая и обрабатывая информацию из внешнего мира, обеспечивают безопасность ребёнку, а ещё - дают пищу уму и сердцу. И тут-то бывает иной раз не до радости и веселья. Я не всегда бываю смешной и весёлый. Да и пребывание всё время на одной волне вызывает скуку. Живу-живу как-то: день всё хорошо, два всё хорошо, неделю, две недели… А вот чего-то не хватает. Не хватает и всё! И тогда в коробке передач – щёлк! И началось…
Слишком хорошо. Обустроен быт.
Спал напряг – пришли достижения.
А загрущу-ка я! Вспомню воз обид –
Напридумаю: удушения,
Оскорбления, равнодушный взгляд,
Звон пустой ума недозрелого,
Осознание бесполезных трат,
Одиночество с литра белого.
Нарыдался всласть, настрадался вдрызг,
Задышала жизнь в буднях прошлого,
Заглушил на миг серой скуки писк,
Несуразность дня сладко-тошного.
От былых обид сердце корчится.
Хорошо ему: в муках творчества.
Главное, чтобы в коробке не заклинило.
Свидетельство о публикации №212111300464
Нравится ВАШЕ - "жить ничё!"
Доброго, многоооооооооооооо!
Таня Глухова 11.12.2016 12:28 Заявить о нарушении