Зооморфизм в религии Богини Матери

И.Н.Кашкадамова.

В древности, как и сейчас, существовали мировые религии. Религии, охватывающие как огромное число верующих, так и территории на которых они проживают. Сейчас к мировым религиям относятся христианство, мусульманство, иудаизм, конфуцианство, буддизм. В древности религиозные тенденции были так же разнообразны и могущественны. К мировым религиям древности относились  ламаизм, зороастризм, шаманизм, космогонизм, но все они имели единые корни в общей, видимо, самой древней религиозной тенденции – Богини Матери. Если рассматривать всех древних богов, разных религиозных тенденций, то все они приведут нас к единой Богини Матери олицетворяющей собой изначальный хаос. Это изначально хтоническое божество создавшее Мир. В различных религиозных тенденциях её называют по-разному: Ма, Богиня Мать, Великая Мать, Великая Богиня, Богиня, Многоимённая, и т.д. Именно об этой изначальной религиозной тенденции и пойдёт речь, о религиозной тенденции, вошедшей во все теологии мира.
Для начала мы должны определиться в терминах. Мы говорим о зооморфизме в религии Богини Матери. Что же такое зооморфизм. Сейчас под термином зооморфизм часто понимают как анимализм, так и тотемизм. В чём же разница?
Термин Тотемика имеет американские корни. Название этой формы религиозных верований происходит от слова “ототеман“, которое на языке североамериканских индейцев племени оджибве означает “род его“. Религиоведы тотемизм относят к религии первобытных культур, не затронутых благами цивилизации. Само понятие тотема связано с индивидуальным взятием силы отдельным человеком. Человек проходя инаугурацию, берёт силу животного, избранного им самим, или животного избравшего его. Согласно ритуалу прохождения инаугурации у разных народов, животная сила “ба” берётся по разному. Человек, взявший силу животного, получает и его “ба”. Животное становится тотемом данного человека, его покровителем. Считается, что человек может пользоваться силой данного животного, ибо оно его тотем. Тотем индивидуален. Он не передаётся по наследству. Все животные данного тотема считаются для данного человека братьями.
Тотем – животное силы, с которым себя отождествляет человек или определенная группа людей. Тотем – это любой природный объект, любое существо, любое животное, с сущностью и энергией которого мы ощущаем тесную связь на протяжении всей нашей жизни. В древности силу таких животных брали согласно ритуалу.
Тотемизм – считается ранней формой религиозных воззрений, которую составляет вера в существование  особого рода связи между какой-либо группой людей (племя, фратрия, род) и определенным видом животных или растений. Позднее в тотемизм были привнесены элементы социальных, в первую очередь кровнородственных отношений.
Анимализм – это изображение животных. И не всегда с изображением животных связывались магические, волшебные или ритуальные действия. Человеку может просто нравится то или иное животное, но при этом никакой связи с этим животным нет. Возможны анималистические изображения при охотничьей магии, но здесь мы опять не говорим, ни о тотемике, ни о зооморфизме.
Зооморфизм (териоморфизм) – роль животного как элемента в мифологии, где роль животного, в течение длительного времени, служила наглядной парадигмой, отношения между элементами для использования в человеческой жизни совместно с природой. В мифопоэтическом сознании животные выступают как один из вариантов мифологического кода, на основе которого могут составляться целые предложения – зооморфный код. При этом конкретные элементы зооморфного кода получают способность выступать как  классификаторы, которые условно символически описывают данную ситуацию.
Синхронический аспект зооморфизма – определение значения, которое имело животное на ранней стадии развития человечества, и включение животного в социальную иерархию, помещение животного на вершине иерархической лестнице, рассказ о будущем и настоящим.
Согласно климату и  возможностям, диктуемым окружающей средой, для своего выживания в агрессивной для них природе, первые люди избирали животное, которое с их точки зрения наиболее соответствовало их взгляду на окружающий мир. Именно концепция об избранных людьми животных в качестве своих первопредков и заключается в религиозной тенденции Богини Матери. В их взаимосвязи. Всё это изображалось в виде восьмиконечной звезды. Впоследствии, эта звезда в христианстве вошла в иконографию, как атрибут Богородицы. Согласно теологическому воззрению религии Богини Матери, люди делились на восемь рас или типов, которые тоже, в свою очередь делились на шесть групп, или пород, согласно избранным животным – первопредкам. Это и есть зооморфизм человека.
В древности верили в животных – первопредков. Считали, что разные люди, а, следовательно, и народы, произошли от разных животных. В древности не знали теорию Ч.Дарвина, о всеобщем происхождении человеческого вида от одной обезьяны. Именно по типам животных первопредков и считали о расах. На протяжении многих тысячелетий племена поддерживали свою  родословную от животных, с заложенным в нее стереотипом поведения, искусственным отбором, согласно своему животному.
В дохристианском мире, люди усиливали у себя схожие черты и изживали черты отсутствующих у животного первопредка, тем самым, закладывая поведение избранного животного в генную память. Хранителями священного знания о тайнах жизни были шаманы и жрецы. Именно они были чистейшими представителями культа священного животного. Внешне, они должны были отображать, человеческое представление о своём зооморфном символе, ибо они были его прямыми потомками. У разных животных, человек ценил разные качества, и именно эти качества культивировались в людях, потомках священного животного. Так, например, у лося ценились гордость, мощь и наличие духовной (внутренней) силы, что потом стало называться верой. У кабана ценилась сила воина, лютость и непоколебимость. У пантеры красота, хитрость и изворотливость.
И так, согласно качествам, ценимыми разными сообществами, животные, становившиеся первопредками, были совершенно разные. Качества животного первопредка развивали в себе его почитатели. Так по классификации дохристианского человека, существовало восемь типов, объединяющие в себя животных – первопредков. Связь с животным первопредком была очень сильной, обуславливалась она не только человеческим костяком, выводимым не одно поколение под это животное, но и общей средой обитания, одной пищевой базой, но и поддерживанием идеологических воззрений, закрепленных в вере. Поэтому такая взаимосвязь между священными животными  и отображалась на человеческом обществе.
Итак, повторим: согласно древним верованиям, люди избирали себе животных – первопредков, согласно местам своего проживания. Избирались животные наиболее приспособленные, активные и жизнеспособные в климате, где проживали люди, наблюдавшие за ними. Животные были  полностью приспособлены к тому климату, где проживали.  Так же и люди приспособлялись к природным условиям, что бы выжить в них. Животные были для них учителями и примерами во всём. Они являлись эталоном поведения и приспособления к данному климату. Люди вырабатывали у себя те навыки и те особенности поведения, которые были у избранных ими животных, для приспособления, выживания и проживания на данных территориях и в данном климате.
Животное первопредок становилось сакральным. От него вели своё происхождение люди, связавшие с ним свою жизнь и свою судьбу. Животное – первопредок почиталось. Ему приносили жертвы, в честь него устраивались праздники, святилища. Животное почиталось как прародитель данного этноса, следовательно, люди во всём ему подрожали и старались во всём ему соответствовать. Люди наиболее похожие на животное – первопредка пользовались большим почётом, быстрее поднимались по социальной и иерархической лестнице в данном обществе. Им предоставлялись большие возможности для размножения, это считались лидирующими особями. Следовательно, данные признаки, сходные с животным первопредком они закрепляли за своими многочисленными потомками. В то время как не наследующие признаки животного первопредка, постепенно вытеснялись человеческим сообществом, ибо они не отвечали требованиям в красоте и рабочих качествах, принятых в данном сообществе людей. Они не были потомками божества – животного первопредка. В то же время, считалось, что первопредок всегда помогает своим потомкам. Браки, или рождение детей, от людей, похожих на первопредка считались почётными, ибо они несли кровь божества, избранного данным сообществом.
Приспособленное к определённой местности и определённому климату животное совершенно. Схожесть с первопредком перерастало в понятие красоты и начинало входить в эталон красоты. Красивые и удачливые люди, которым помогает их пращур, всегда пользовались большим почётом и уважением. К их словам прислушивались. Они становились жрецами или военными вождями этносов. В отличие от других они имели большую связь с природой и своим первопредком. Они будут стараться как можно больше и лучше закрепить свой генофонд. Позднее, они начинают следить за чистотой внешних характеристик и усилением рабочих качеств, соответствующих первопредку. Происходит выделение качеств соответствующих признанному первопредку, и усиление их путём генного отбора в данной популяции.
Всё это обуславливается религиозными воззрениями, связанными с местностью и климатом, где проживает данная популяция людей. Религиозная структура накладывает не только поведенческие реакции данного этноса, но и антропологические. Т.е. люди почитающие волка, будь то ликийцы, лидийцы, лакедемоняне, персы, римляне, монголы и т.д. будут отражать в своей обыденной жизни поведение данного животного – стаи волков. Вырабатывается не только осторожность, но и совместная работа – работа в стае, свойственная волкам: объединение и чёткая иерархическая структура общества, совместные атаки, нападения для грабежа или завоевания, безоговорочное подчинение вожаку или лидирующей паре, агрессия, безжалостность, своеобразная гордость и чувство свободы. Люди тем самым переносят на себя поведение волчьей стаи, не только восхваляя и возвышая самого волка, но и воспринимая любые силы природы через понимание волка, будь, то боязнь грозы или уничтожение болезни и заражённых особей или обществ (этносов). Всё это делается с точки зрения восприятия волка. Волками же почитаются и все боги окружающей данный этнос природы. Это и одевание в волчьи шкуры, и волчьи пляски, волчьи религиозные обряды.
Люди полностью начинают зависить не только психически, но и антропологически от своего животного первопредка. А, следовательно, от климата, и ландшафта и питания, свойственного животному первопредку. Т.е. избрав себе когда-то, определённое животное и полностью подражая ему, люди привязываются к определённым климатическим условиям, комфортным для их первопредка, к которым они себя сами подвели, и приспособили.  Подобно своему первопредку, они могут существовать только в том климате, в котором вольготно проживает их животное первопредок. Ареал обитания людей почитающих, обожествляющих определённое животное, накладывается на ареал обитания данного животного. На сколько там вольготно животному, настолько вольготно и людям. Не одно поколение и не одно тысячелетие, человек закреплял связь своего антропологического типа с конкретным, определённым климатом, чьим показателем было избранное этносом зооморфный образ.
Нельзя путать понятие первопредка – зооморфного символа, с понятием тотема. Первопредок или зооморфный символ связан генетически, путём многовекового отбора, антропологически и психологически с конкретным этносом, со всеми членами этого этноса. С иерархией, социальной структурой общества, с климатом,  идеологией и религией, в то же время как тотем связан только с конкретным человеком. Тотем является отображением животной силы индивида, но не переносится на него антропологические, психические характеристика. Тотем не закрепляется генетически. Тотем это индивидуальная сила человека, выраженная в животной ипостаси, полученная при инаугурации, будь то ритуальный поединок, или противоборство в жреческой практике, или прохождение ритуала силы, во время мистерий и т.д. Сам тотем человек получает единовременно, тотем индивидуален, он уходит со смертью человека. В то же время зооморфизм является этническим символом, основополагающим для всего народа, для всей популяции.
Тем  самым человек сам себя загнал в рамки, комфортного существования только в тех условиях, в которых может жить его зооморфный первопредок. 
При изменении климата, люди, так же как и их животные первопредки, приспособленные к определённым условиям,  либо уходят, следом за животным, либо вымирают от нахлынувших на них болезней. Если люди ещё не утратили свою связь с животным первопредком, и ещё наблюдают за его поведением, животное подсказывает им время и путь миграции. Животное в отличие от человека раньше чувствует  климатические и геодезические изменения, и основываясь на инстинкте выживания ищет наиболее подходящие территории, меняя свой ареал обитания. Животное, в отличие от человека не отягощено материальными благами по типу домов, городов, скарба, миграция для животного происходит быстрее. У него есть время не только найти новое место, но и найти наиболее лучшее место для нового обитания. В древности, люди уходили следом за своим животным первопредком, на уже облюбованную им территорию. 
Если люди пренебрегают советом животного первопредка, остаются на не выгодных им климатических зонах, отягощенные скарбом, и оправдывая себя материальным благополучием, то они тихо вымирают от болезней. Замедляется или прекращается процесс размножения. При потеплении, люди зооморфизма лося, оленя, белого медведя, дельфина и касатки страдают сосудистыми заболеваниями. У них развивается тромбофлебит. Учащаются смерти от инфарктов и инсультов. И о каком продолжении данной популяции можно говорить в дальнейшем. Зооморфизмы лося (сохатого), оленя (яроса, ареса), белого медведя (умы), бурого медведя (бера), касатки и дельфина (нарвалы) – основные зооморфизмы народа на территории России. Народ – люди способные держать оружие.
Если при великокняжеском правлении основным зооморфизмом Руси считался сохатый, Русь ассоциировалась с лосём, то с приходом Романовых основным зооморфным символом России становится бер – медведь. До Ивана Грозного созвездие ковша называлось Лосихой с лосёнком, а Полярная звезда именовалась Лось, то в более поздний период ковш именуется Большой и Малой медведицей. Всё это нам говорит о произошедший за этот период смены климата, и смены народа, защищавшего Россию.  В данной ситуации, мы видим последующим за изменением климата сменой династии, сменой идеологии (произошло изменение в Православии, как в самом богослужении, так и в догматах), в политике, поведении. При зооморфизме лося на Руси было великокняжение. Иерархическая структура общества строилась по принципу лосиного сообщества, где вожак первый среди равных, это территориальные владения закреплённые за самкой, это рыцарские турниры на которых участвуют коронованные самцы (коронованные природными рогами), то медведи единоличники. Территория у них закрепляется за каждой особью.  Медведь ближе к единовластному правлению, в отличие от лося, правящего семьёй. На Руси было и двое-кнаяжие, и трое-княжие. При полной  победе зооморфизма медведя, появляется единоправление и императорская власть.
До прихода на Русь людей зооморфизма лося, зооморфизма нарвала (варяги), зооморфизма медведя, основным населением данной территории были люди зооморфизма бобра (бобра как такового, а также калана). Здесь был более суровый климат. Калах – калан, морской бобёр или морская выдра. На нынешний момент, своим первопредком калана считают аборигены Камчатки – алеуты. Отсюда можно предположить о состоянии климата на нашей территории во времена Хатов, когда наши предки занимали Балканы и Малую Азию, а возможно, и Европу.
Зная, какие народы, каких зооморфизмов проживают в тот или иной период времени на территории мы сразу можем говорить какой климат тогда там был.  Можно было бы как исключение выделить хеттов, но это не так. Не смотря, что первопредком хеттов был бобр (или калан) их миграции прослеживаются по переходам северных оленей. Это не исключение, исключений из правил не бывает. Северный олень часто является кормовой базой  у людей зооморфизма бобра, как то лапландцы, самоеды и хетты.  Хетты являются оленеводами, само понятие хетт – монгольское обозначает оленевод. Такие народы, ареал обитания которых определяет не только зооморфизм, но и их промысел, переходят на специализированные территории,  которые отвечают всем их параметрам. Так поморы зооморфизма ума (белого медведя), селятся не только в лесах, но и по побережьям морей, так как занимаются мореплаванием и рыболовством. Их путь прослеживается в Индии (на момент Александра Македонского). Со Злым царём Пором Александр Гефестион подписывает договор о сотрудничестве на реке Гидаспе. Потом поры селятся на  территории нижней Оби, где уже к XII веку они были вырезаны обскими уграми. В дальнейшем они заселяют территории Архангельска, Верхней Двины, Волхова и Мурманска (Кольского полуострова). Согласно их прохождению можно говорить об общности климата на территориях, которые они заселяли в разные промежутки времени. Но тогда надо заметить, что Обь была морем гораздо позже, чем это принято думать. И море за Уральскими горами, соединяющее Атлантический океан с Каспием было совсем недавно. Именно об этом говорит и наличие морского бобра (калана) в Каспии, и наличие Колхов (родственников алеутов) на Каспии.
Так же, по миграции хеттов можно говорить о наличие тундровых зон в разные периоды времени на разных территориях, т.к. хетты полностью завязаны на своём промысле – оленеводстве. Во II тыс. лет до н.э., на время падения Хатской державы на Балканах, хетты поселяются в Малой Азии. По всей данной территории ими оставлены изображения северных оленей.   А оленю не объяснишь, что трава и злаки вкуснее ягеля. Значит надо говорить, что во II тыс. до н.э. от Малой Азии до Тигра с Евфратом была тундровая зона. Но это не соответствует с историческими сведениями, о проживании в Междуречье шумер, людей тёплого климата зоорфизма быка.  Значит надо ставить под сомнение датировки. Либо хетты со своими оленями жили там в другой период, либо шумеры. Я склонна думать, что именно шумеры в Междуречье появились гораздо позже, приплыва туда с тёплого места, называемого ими Дельмуном. Хетты же, из Малой Азии с потеплением климата переходят на Динлин. По всем их прохождениям оставлены оленьи камни. Т.е. хетты нам показывают тундровые зоны.
Шумеры люди зооморфизма быка. Согласно своему животному первопредку они предпочитают тёплый климат. С потеплением климата, люди зооморфизма быка следуют за ним, вытесняя северные зооморфизмы, для которых климат становится неподходящим.  Так приход черноголовых, является свидетельством тёплого климата.
Звезда Богини Матери.
В древности люди искусственно меняли свой внешний вид (антропологические свойства) согласно своему священному животному, и это было закреплено генетически, то и сейчас у их потомкам, по тем же признакам можно выявить их священных животных, животных - первопредков. Эти признаки являются настолько доминантными, что даже сейчас, при смешении народов остаются яркими и заметными. Священные  животные в древности образовывали определенные группы, согласно их ареалу обитания. В западной традиции семейные символы стали именоваться гербами. Согласно древним верованиям наших предков, строящимся на групповых объединениях священных животных, люди подразделялись на 8 рас. В древности обычно использовалось цветовое название этих типов, в Средние века, была попытка заменить эти названия согласно священным животным  первопредком.  Шесть оставшихся рас, делились по ареалу их обитания в древности, по воде которую они употребляли для питья. Это были три огненные расы с патриархальным укладом. Огненные расы жили в жарком климате, на стоячей воде, или илистой воде. Основой их жизни было солнце. Земледелие строилось на разливах рек и принесении ила на поля. Власть у них была привилегией мужчин, только мужчины участвовали в ритуалах за власть со священным животным. Первая - это раса земноводных. В быту их часто называли гадами. У народов составляющих эти расы, как и у всех, были свои культовые животные. К таким животным относились: кобры (змеи) и ящерицы, мыши и крысы (в том числе хомяки), лягушки и тритоны. К сказкам этого народа, относится так любимая на Руси “Царевна лягушка“. На Западе это сказка о “Лягушке-царевиче“. Вторая раса имеет своими священными животными группу псовых животных. В древности к собакам относили не современное понятие псовой группы. Кроме общепринятых символов волка, собаки, лисы, шакала, к священным животным этой расы относятся выдры, белки, ежи, каланы и бобры. Не каждое из этих животных послужило прообразом определенного типа людей. Многие остались символами небольших семей. Именно к этой расе относятся магические танцы и поклонения, как мы называем древнекаменного века, культовым животным. К расе золота, относятся животные первопредки подгруппы коз. К таким священным животным принадлежат: буйволы и туры, зубры и яки, архары и эбехи.
Другие три расы – расы воды. Они обитали в умеренном и холодном климате. Эти три расы жили на чистых источниках, раках и морских побережьях. У них был матриархальный способ правления, власть наследовалась через брак с верховной жрицей. У этих рас и женщины и мужчины проходили ритуалы власти. Женские и мужские ритуалы со священным животным не всегда различались. К трем водным расам относились: серебреная раса, зеленая раса и кремневая раса. Серебряную расу называют, согласно ее священным животным расой богов или хозяев. К зооморфным животным относились дельфины и киты, лоси и олени, белые и пещерные (бурые) медведи. К кремневой или ледяной расе относились  животные, в древности считавшимися людоедами. К тому же, и сами люди, поклонявшиеся этим животным, по религиозным соображениям употребляли человечину. К их священным животным относятся кабаны и дикие свиньи (вепри), дикие лошади и онагры, овцебыки (бараны) и верблюды. Это раса экстримальщиков, как в климате, так и в повседневной жизни. К зеленой расе, одной из самых молодых, относятся люди, почитающие своим священным животным хищных кошек. Это люди хищные кошки. Их тотемами являются: львы и рыси, барсы и тигры, пантеры и леопарды (гепарды). 
Существуют еще две пограничные расы, которые при смешении с предыдущими шестью имеют доминантные антропологические признаки. Эти расы могут жить и в холодном и жарком климате. Условно, желтую расу можно назвать расой мифических животных.  Надо заметить, что названия животных первопредков и мифотворческие понятия не всегда соответствуют зоологическим аспектам. Так к тиграм, священным животным первопредку желтой расы, относятся росомахи и гиены. К священному животному дракону, относятся крокодилы и вараны. Кроме того, в сакральные животные желтой расы входят слоны и черепахи. К культовым животным первопредкам эбеновой (черной) расы относятся обезьяны, антилопы, зайцы и мелкие кошки.
 Каждая раса составляет свой, особый антропогенный тип. У нее свои особенности костяка, волосяного покрова, пищеварения, мышечной системы и психики. Все эти качества объединяют людей в единые расы, и каждая раса, как уже говорилось, имеет своих священных животных.  Нельзя говорить об отдельной негритянской расе, выделяя ее по цвету кожи. Через Африканский континент проходили представители всех народов, в тот или иной исторический период. Люди остававшиеся там, меняли пигментацию кожи, на более темную, но при этом, антропологические данные у них оставались прежними. Это, естественно, касается и всего Евроазиатского континента. Что касается Американских индейцев, то большая их часть имеет родственные корни с охотниками Нигеве (Сиро-Палестинское плато) и Загроса (Ирано-Иракское нагорье). Кроме того, время от времени, в Северную и Южную Америки приплывали и представители других рас. Обычно они не смешивались с коренным (автохтонным) населением, а основывали свои племена, государства и цивилизации. Такие как Мая, Ацтеки, Инки.


Рецензии
Ирина ,Ваш зооморфный взгляд на происхождение народов очень интересная теория , с удовольствием занялась чтением всего подряд, что есть на странице, но на мой взгляд он требует корректировки в соответствии с новыми достижениями генетики - конкретно отчасти определенными гаплогруппами разных народов -мне кажется вам это знание устройнит вашу теорию- ну например-русский генофонд состоит примерно- в разных частях страны по разному- 60%-условно потомки скифского мира R1A , финоугорских народов N, североевропейского населения I1, балканских народов I2
Ну это большая тема - вот тут например попытка связать культ быка и гаплогруппы
http://haplogroup.narod.ru/j2.html

Анмамалия   22.08.2013 14:21     Заявить о нарушении
к сожалению я не генетик, а заставить генетиков сделать анализ исходя не из паспортных данных, а из антропологии на нынешний момент не возможно. Спасибо что заинтересовало, но к сожалению, по генетике тут нет возможности разработать....

Ирина Кашкадамова   24.08.2013 14:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.