Аве Мария. Часть 3

                3. «Ты мог быть героем, но не было повода быть».
                Виктор Цой.

Позвонил через неделю:
- Маша, завтра собирается наша творческая группа. Я исполню твоё желание. Извинюсь при всех.
- Ты сам загоняешь себя в сложные обстоятельства, Виктор. Забудь обо мне. Сделай это для себя. От чистого сердца. Для очищения совести. Увидишь, тебе станет легче.
- Ты забыла, что я тебе говорил?
- Нет, не забыла. Помню каждое слово. А чтобы впредь не забыть, начала вести дневник. При этом обнаружилось, что все твои слова покрыты флёром неискренности. Честности и преданности я в них не почувствовала. А без этого никогда не отвечу взаимностью.

Несмотря ни на что, Мария не хотела его терять. Столько раз она повторяла на разные лады любимое имя, и то, что нового знакомого звали Виктор, сыграло роковую роль в её жизни. Она не влюбилась, она продолжала любить своего кумира, слушать его песни, восхищаться его манерами, неоднократно повторять засевшее в памяти имя, только кумир сейчас был рядом, ухаживал за ней, обещал горы счастья.

Группа собралась в полном составе, но никто не осмеливался начинать разговор. Из комнаты ещё не выветрилась атмосфера прошлого скандала. Мария посмотрела на Виктора. Он встал, обвёл всех взглядом. Только Лена сидела, опустив взор в пол, будто рассматривала там нечто интересное. Остальные ждали. Выдержав паузу, начал речь:
- Сразу признаюсь: сегодняшняя встреча назначена по инициативе Марии. Это она разъяснила, в чём моя вина.  Признаюсь также,  что долго не соглашался. Но доводы были столь убедительны, что я сдался. Мне ничего не остаётся, как признать свою вину в разразившемся скандале.

- Для этого вам пришлось провести вечер в моём любимом кафе «Вдохновение», - вставила реплику Лена.
Аркадий её остановил:
- Лена, успокойся. Не заводись. Дай человеку излить душу. Не каждый из нас отважится на такую откровенность. По крайней мере, ты – точно на это не способна.

- Да, для этого нам пришлось провести вечер в кафе, - повторил Виктор.
- И выпить бутылку шампанского, - добавила Лена.
Аркадий не выдержал:
- Мне кажется, что извиняться должна, всё-таки, ты, а не Виктор. Судя по твоему поведению…
- Нет. Я принял решение и должен его осуществить, чтобы сбросить со своих плеч груз неопределённости. Да и с ваших тоже. Так получилось, что при первой встрече Лена мне понравилась.  За четыре месяца дружбы, она сделала всё возможное, чтобы отдалить меня от себя. Вольно или нет, я не знаю. Скорее всего, это черта характера. Здесь сыграло роль её знакомство с Марией. Кроме неё, у Лены нет подруг. А Мария, в силу своего мягкого, уживчивого характера,   не сделала ей ни одного замечания, ни разу не остановила поток косноязычия подруги. Признаюсь, я неоднократно делал попытки сказать Лене о её некорректном поведении, но каждое замечание она встречала в штыки. Да вы и сами это видели. С появлением в нашей компании Марии, присущие Лене недостатки проявились в полной мере. Вместо того чтобы прислушаться к нашим замечаниям, Лена стала в позу, начала придумывать всевозможные оправдания своего поведения. Не скрою, Мария понравилась мне с первого взгляда. А узнав её ближе, я влюбился, как мальчишка. Вина моя в том, что не хватило смелости сразу сказать об этом Лене. Сейчас говорю. Лена, извини меня за предвзятое к тебе отношение. Прости за спровоцированный скандал.  Не хочу, чтобы я стал причиной твоей ссоры с подругой. Ответит мне Мария взаимностью, или нет, но, при любом исходе, с тобой у меня всё кончено. Можете судить меня, или миловать, но своего решения я не изменю.

Лена демонстративно поаплодировала и вышла из комнаты. Мария выбежала за ней, но тут же вернулась. Подруга не захотела с ней говорить.

В комнате надолго повисла тягучая тишина. Каждому было о чём подумать.

Очарованная внешним сходством Виктора с её кумиром,  пленённая  его откровениями, Мария впервые осмелилась  перелистать в памяти свои инциденты с подругой. За годы дружбы их  было так много, что она не поверила своему терпению. Началось с того, что Лена, впервые в истории школы, осталась в первом классе на второй год. А Мария, стараниями родителей, пришла в школу умея читать и писать. Первоклашку усадили  за одну парту с Леной.  По доброте душевной, Мария подсказала, что не рама мыла маму, а мама мыла раму. Лена вспылила, велела не задаваться знаниями. Такие инциденты повторялись ежедневно. Мария сносила их спокойно. Вежливо, но настойчиво, поправляла подругу, решив, что если она этого не будет делать, то этого не сделает никто. Таков был у Лены характер.

Мария, поступив в медицинский институт, отдалась учёбе. Не пропускала ни одной лекции. Участвовала во всех мероприятиях. Дни и вечера проводила в библиотеке.

А Лена, сделав две безуспешные попытки поступить в театральный институт, устроилась работать в цирк. Чем она там занималась, не знал никто, кроме Марии, и с её молчаливого согласия всем говорила, что работает в сфере искусства и готовится к поступлению в аналогичный институт. Свободное время заполняла ресторанами, кафе и дискотеками.

Мария не раз уговаривала подругу поступить в институт, предлагала свою помощь,  но каждый такой разговор заканчивался ссорой. Лена считала, что Мария задаётся, хочет её унизить. А однажды привела убедительный аргумент:
- Тебе, с твоей серенькой внешностью, кроме института некуда податься. А меня ждёт большое будущее в сфере искусства.
Мария не выдержала:
- Ну, да. Сейчас ты убираешь за лошадками, скоро доверят слонов.

Сказала и пожалела. Лена была красавица. Но от матери-гречанки унаследовала не только формы богини любви и красоты Афродиты, но и её  непростой характер, эгоизм и своенравие. Посещала лучшую парикмахерскую и выглядела превосходно. От парней не было отбоя. Мария уступала ей по всем параметрам. Кроме длинной толстой косы, ей нечем было гордиться. Когда Лена популярно разъяснила ей, что длинные волосы – анахронизм, Мария лишилась и этого преимущества.

Первая и последняя реплика Марии чуть не стала причиной их разрыва.  Лена разразилась таким скандалом, что Мария долго не могла её успокоить. Только через месяц выпросила прощение. И впредь не посмела сказать подруге ни одного неприятного слова. Хотя причины для этого возникали при каждой встрече.

Теперь сама удивилась: как могла столь долго сносить выходки подруги? А удивившись, поняла: если бы не Виктор, - терпела бы и дальше. Значит, виновата сама. Постепенно созрело желание извиниться перед подругой. Но это означало бы разрыв отношений с Виктором, чего она не хотела. Порядочность оказалась сильнее меркантильности:
- Я тоже виновата перед Леной. Дала ей повод сомневаться в моей искренности. Думаю, если извинюсь, она вернётся в наш коллектив.

Лёня, не потерявший надежду возобновить отношения с Леной, обрадовался такому решению:
- Если не возражаешь, я пойду с тобой. Вдвоём мы её скорее уговорим.
- Это правильное решение, - сказал Аркадий. Он был нейтральным человеком в этом коллективе, ни от кого не зависел, ни с кем не был связан. И не любил скандалов. – Все мы несём ответственность за порядок в нашей творческой группе. И все должны приложить максимум усилий для его поддержания.

Виктор сидел, опустив голову. Взгляды остановились на нём. Он чувствовал, что должен сказать своё мнение. Но знал, что оно не согласуется с мнением остальных членов группы. Ему не хотелось, чтобы Лена вернулась в коллектив. Согласиться со всеми – значит пойти против своего желания. Сказать об этом – значит пойти против воли Марии. Не хотелось своими руками рушить появившуюся надежду покорить её сердце. Первый долгого молчания не выдержал Аркадий:
- Виктор, у тебя есть мнение по этому вопросу?
- Есть. Но я с ним не согласен. Лучше промолчу, чтобы не разжигать страсти. Как вы решите, так и будет. Сейчас меня, кроме Марии, никто не интересует. Уж, извините.

Лёня ушёл с Марией. Аркадий обратился к Виктору:
- У меня такое впечатление, что ты виновен больше всех. После того, как Лена привела свою подругу, тебя будто подменили.
- Не буду спорить. Действительно, Лена мне нравилась. А скажи, пожалуйста,  кому она не нравилась? Лёня от неё без ума. Да и ты частенько задерживал на ней взгляд. Я был горд, что она остановила свой выбор на мне. Увы, чем лучше я её узнавал, тем меньше она мне нравилась. Кстати, и тебе – тоже. Это было заметно. С одной стороны, познакомив меня с Марией, Лена совершила ошибку. А с другой – я ей благодарен за то, что в свои двадцать четыре года познал первую любовь. Связывать свою судьбу с Леной я не собирался. Не появись Мария, была бы другая…
- Тебе не кажется, что по отношению к Марии ты ведёшь себя не корректно? Вначале ты был горд, что тебя предпочла Лена. Теперь говоришь – не появись Мария, была бы другая. Это цинизм. Лично я не позволю тебе совершить с ней подобный кульбит.
- Какой кульбит? Марию я люблю!
- Люби себе на здоровье. Но помни, что я тебе сказал.
- Да ты, я вижу, сам по уши влюбился в Машку?
- Она для тебя уже Машка? Ну, ну…
- Извини, вырвалось.
- Наружу вырывается то, что имеется внутри. Неужели ты не понял, что Мария – не Елена? Она натура цельная. Если Лена забудет о тебе через неделю, то Мария будет страдать всю жизнь. Я этого не допущу.

Аркадий не прощаясь, вышел.

Первое желание – ввязаться в спор, Виктор погасил с большим трудом. Не то, что бы боялся проиграть. Ему это не впервые. Он понял, что Аркадий прав. Оставшись один, погрузился в размышления. Очарованный красотой Лены, увлёкся ею. Приходя  в ресторан или  кафе, чувствовал, что все ему завидуют. Гордился своей спутницей.  Сгоряча, наобещал много невыполнимого. Вскоре понял: красота её требует не только финансовых затрат, но отнимает много времени, так необходимого для работы над диссертацией. Но больше всего его шокировало поведение подружки. Она смело  разглядывала посторонних мужчин. Безотказно шла танцевать с ними. Заводила знакомства, о которых с гордостью ему рассказывала. При этом речь её была настолько косноязычна, что Виктор не мог не делать замечания. Но, кроме него, постоянных друзей у неё не было. Это несколько смягчало его недовольство. Когда он поинтересовался, есть ли у неё подруги, Лена рассказала о Марии. Причём, обрисовала в таком свете, чтобы Виктор ею не заинтересовался. Представила её маленькой  серенькой мышкой, денно и нощно собирающей по зёрнышку крупицы науки. Виктор спросил:
- Если у неё нет никаких положительных качеств, почему ты с ней дружишь?
- С кем-то надо дружить! И потом, главное её качество – терпение. Она меня терпит. Как и ты.
Виктор  пропустил эту реплику. Его терпение было на исходе:
- Но кроме института, она чем-нибудь интересуется?

- О, да! Она влюблена в Цоя, помешана на нём.  Гоняет на мотоцикле. Научилась играть на гитаре, поёт его песни. Пересмотрела все фильмы. Посещала его могилу в Питере. Собирает материалы для институтского музея. Фотографии, статьи, пластинки, кассеты. Организовала группу фанатов. Ребята на неё не обращают внимания, вот она и нашла себе увлечение. Я приглашала её в нашу группу. Отказалась. Вот, если бы здесь был Цой…

Эта фраза крепко засела в голове Виктора. Несмотря на нелестную характеристику, Мария ему понравилась. Заочно.
- По-моему, Виктора Цоя только ты не любишь. Я тоже его  люблю. И на мотоцикле гоняю, и на гитаре играю, и песни его пою.
- Правда? Вот Машка обрадуется знакомству с тобой! Попытаюсь привести её.

http://www.proza.ru/2012/11/14/1140


Рецензии