Аве Мария. Часть 2

                2.«Перемен! - требуют наши сердца».
                Виктор Цой.

Мария читала медленно, с выражением, чётко выговаривая слова. Закончив, обвела взглядом друзей, сказала:
- Это всё, что я успела написать. Прошу всех высказаться. Лена, ты несколько раз пыталась меня перебить. Тебе даю право первой высказать своё мнение.
- Кто ты такая, чтобы указывать, кому, когда выступать? Думаешь, если назначила себя капитаном корабля, то можешь нами командовать?
- Я сначала твоя подруга, а уже потом – капитан. Ты начинала писать, могла назначить себя. Если не возражаешь, можем переделать. Ещё не поздно.
- Какая подруга? Ты о чём? Подруги так не поступают. На пяти страницах  хватило места только для тебя и Виктора.

- Лена, ты не права, - вмешался Аркадий. - В этом отрывке названы все члены экипажа. Для романа нет разницы, кто из нас кем будет. Писать будем вместе, каждый может раскручивать сюжет своего героя, как ему будет угодно. На космическом корабле каждый член экипажа может проявить геройство. Тебе первой выпала честь это сделать. Ты свой шанс упустила. Сейчас завидуешь, что у Марии получилось лучше. Хотя, в её тексте тоже имеются недостатки. «В кабинет вошла женщина», а через несколько строк – «В кабинет вошли два человека». «Виктор Николаевич сел за стол» и тут же – «Виктор Николаевич сел на стул».  Капитану корабля 21 год, а два года назад «корабль прославился на весь Мир». Читатель не поверит, что капитаном космического корабля назначили девятнадцатилетнюю девушку. Корабль стартует в девять часов, а на восемь назначено заседание  с участием космонавтов. Космический корабль не автомобиль, за  минуту в него не усядешься. «Положение не совсем безнадёжное». Фраза не звучит.  «Совсем» – слово-паразит. И потом, Маша, в мединституте учишься ты, а врач – я. Да и за что мне такая честь – прибавка к возрасту 5 лет? Вам – по два, а мне сразу 5! На правах старшего по возрасту, я могу претендовать  на должность капитана, а ты – на должность врача. В общем, текст надо править.
- Я не о тексте. Она себя назначила капитаном, Виктора – пилотом, и только об этом и пишет. И Виктор у неё Викторович, и начальник космодрома – Виктор.
- Да обо всех она пишет! Написано пять страниц. Надо добавить ещё триста. Пиши, что хочешь, о себе, о Лёне.

Молчавшая до сих пор Мария возразила:
- Лена, Виктора я назначила пилотом только потому, что ты с ним дружишь, он тебе нравится.
- А капитаном – себя, чтобы он  влюбился в тебя? Не лги. Тебе он нравится больше, чем мне. Не ты ли мне об этом говорила? Потому ты его и выписала таким умным, смелым и умелым полиглотом.

Лёня и Виктор молчали, а Аркадий предложил:
- Я знаю, как разрешить создавшуюся ситуацию. Надо всем членам экипажа «ФМ-2» присвоить другие имена, не привязанные к нам и  нашему возрасту. Пусть это будут абстрактные люди, со своими характеристиками, со своими достоинствами и недостатками.
Лена вспылила:
- Так ты пытаешься защитить Машку. Будто она ни в чём не виновата.
- А в чём её вина? Она написала несколько страниц, принесла, чтобы обсудить текст и принять решение, а мы, вместо этого, ввязались в  затеянный по твоей инициативе скандал. И это не впервые. Насколько я помню, там, где появляешься ты, сразу возникает недоразумение, накаляется атмосфера.  Ты и с Марией дружишь только потому, что она сглаживает твоё буйное поведение. Все знают: если пришла Мария – распри прекращаются, все умолкают, беседа входит в спокойное русло.
- Ага, значит, это я во всём виновата? Виктор, почему ты молчишь? Ты же у нас «умный, начитанный». Скажи своё мужское слово. Ты со мной, или с Машкой?
- Я со всеми. Но ты в своих оскорблениях зашла слишком далеко. Так мы роман не напишем. Ты вспугнула Музу, разрушила творческую обстановку.
- Ну и оставайся со своей Музой. А я и без вас напишу.

Аркадий пытался  укротить Лену, но она, хлопнув дверью, ушла.

Пауза затянулась. Первый нарушил молчание Лёня:
- Не думал я, что всё так закончится.
Аркадий его успокоил:
- Всё ещё наладится. Лена вернётся, продолжим и дружбу, и совместную работу.
- Нет, Аркадий. Не наладится. Ты же знаешь, я чужой в вашем коллективе. Согласился только из-за Лены. Нравится она мне. А после того, что произошло…  Даже, если она вернётся, я с вами работать не смогу.

Пока они пикировались,  Мария и Виктор  о чём-то шептались. Аркадий нарушил их уединённый покой:
- А почему вы молчите?
- Мне всё равно, что будет с нашим проектом. У меня и без него много работы. Диссертация на подходе. А вот Маша переживает. До сегодняшнего дня Лена была её лучшей подругой. Мне, конечно, неприятно, что ссора произошла из-за меня. Но моя совесть чиста. Я влюбился в Машеньку. С Леной встречался, но обещаний никаких не давал. И не догадывался о её чувствах ко мне. Да и вообще, сомневаюсь в их искренности.
- Тогда будем считать, что затея не удалась. За попытку – спасибо, - подвёл итог Аркадий и вышел вместе с Лёней.

Виктор уговорил Марию пойти в кафе:
- Надо поскорее забыть этот инцидент.
Мария не поверила его откровениям о любви к ней. Согласилась, чтобы уговорить  помириться с подругой. Это была их первая крупная ссора. Мария решила во всём разобраться.

Зашли в кафе «Вдохновение».
- Насколько мне известно, это ваше любимое кафе?
- Чьё – ваше?
- Не надо вилять, Виктор. Тебя я знаю два месяца. А Лена моя давняя подруга. От меня у неё секретов нет.
- Ты глубоко ошибаешься. Чем скорее это поймёшь, тем легче перенесёшь горечь разлуки с ней.

За шампанским Виктор восхищался талантом Марии. Говорил, какая она умная, спокойная, уравновешенная. Не то, что Ленка:
- Эта сумасбродка испортила наше общее дело. Эгоистка! Бездарь. Как ты могла дружить с этим дьяволом в юбке?
- Мы не о том говорим.

Чем больше Виктор пил, тем больше возмущался поведением Лены. Он так долго о ней говорил, такими нелестными эпитетами награждал, что в какой-то момент у Марии появилось сомнение в искренности его слов. Она знала, что Виктор нравится Лене. Та сама об этом сказала, когда знакомила с ним подругу. При этом добавила, что и она ему нравится.

А Мария влюбилась в Виктора с первого взгляда. До последнего времени она, вместе с молодёжью всей страны, любила одного человека – Виктора Цоя. Зная о нём всё, любила заочно, страстно, не надеясь на взаимность. Слушала только его песни. Имела все альбомы. За диском группы «Кино» простояла в очереди с пяти утра до двенадцати дня, впервые пропустив лекции в институте. Зато стала обладательницей диска, пакета с его изображением и большого красочного портрета. Уговорила родителей купить  мотоцикл, научилась водить и гоняла его на большой скорости по ночным улицам города.

Когда её кумир погиб, съездила в Ленинград, на Богословское кладбище. Поплакала на могилке, прикрепила к оградке текст соболезнования со своей фотографией. Познакомилась с фанатами, переписывалась с ними, ездила на слёты в разные города страны. Организовала в институте клуб фанатов Виктора Цоя. Собрала много экспонатов для музея.  Предложения парней дружить отвергала без объяснений.

Матери такое поведение нравилось. А отец боялся, что идеализм дочери может в будущем сослужить ей плохую службу.

В тот момент, когда душевная рана только начала затягиваться, Лена познакомила подругу с Виктором. К девушкам он подъехал на мотоцикле, с гитарой за плечами.  Круто развернувшись, резко затормозил, лихо соскочил. Подходя, тихо мурлыкал себе под нос  её любимую мелодию «Видели ночь». Увидев его, Мария обомлела. Поразительное внешнее сходство с её кумиром дополнялось поведением, жестами,  мимикой, манерой говорить.  Имя, гитара и мотоцикл дополняли это сходство. Мария не могла отвести взгляд. Лена это заметила.

Тот факт, что Виктор понравился Марии, никак не повлиял на её дружбу с подругой. Мария была слишком щепетильна в отношениях с людьми. Не могла даже подумать о том, чтобы отбить у подруги кавалера. В кафе пошла, чтобы поставить все точки над «и», уговорить его помириться с Леной.  Решив, что невиновный человек не будет так отчаянно оправдываться, она, не дождавшись окончания длинной  обвинительной речи, смело посмотрела в глаза визави:
- Чем больше ты оправдываешься, тем явственнее проступает твоя вина. Ты на время забыл, что Лена моя подруга с первого класса. У неё нет от меня секретов. О ваших отношениях я знаю всё. То, что ты сейчас говоришь, характеризует не её, а тебя. Причём, не с положительной стороны. Тебе надо помириться с ней.
- Ты считаешь, что в инциденте виноват я?
- Виноваты вы оба. Но у неё была на то причина. А у тебя – нет. Я тебя знаю плохо. Давая характеристику, я думала, прежде всего, о подруге. Написала в романе то, что слышала от неё. Надеялась, ей это будет приятно. Она усомнилась в моей искренности. Решила, что я хочу тебя отбить. Но повод такой дала не я, а ты. Своим предвзятым отношением. Повторяю, тебе надо извиниться перед Леной, помириться с ней.
- Если ты настаиваешь, я это сделаю.
- При чём тут я? Ты должен извиниться потому, что виноват. Не зависимо от моего мнения.  Если ты этого не понимаешь, нам не о чём больше говорить.

Встала, пошла к выходу. Виктор догнал, попытался взять под руку. Вывернулась, ускорила шаг. Стараясь не отстать,  продолжал изливать душу:
-  Да, некоторое время я встречался с Леной. Она мне нравилась. После знакомства с тобой, увидел, какая бездна вас разделяет. Воистину, Моцарт и Сальери. Кроме тебя, у Лены нет подруг. Никто не может ужиться с её характером. Она любого доведёт до истерики. Ты тоже не сможешь долго терпеть  её выходки.
- Однако десять лет терпела.
- Вот именно, терпела. Сама сейчас в этом призналась. А зачем? Зачем терпеть дальше? Я хочу избавить тебя от этой тяжкой обузы.
- Друзей не выбирают. Мы с ней ладим. До твоего появления ни разу не ссорились. Не знаю, как сложатся наши отношения дальше, останемся мы подругами, или нет, но я не хочу быть причиной вашего разрыва. Ты должен с ней помириться.
- Ради тебя я готов извиниться, готов помириться, но встречаться с ней не буду. Она красивая девушка, не более того. Мы некоторое время дружили. Но глубоких чувств к ней я не испытывал. В тебя влюбился с первого взгляда. И, ты уж извини, пожалуйста, сразу обратил внимание на то, какими глазами, с каким интересом ты на меня смотрела. Потому и повёл себя так, чтобы понравиться, завоевать твоё сердце. Сейчас ты настроена против меня. Но если я тебе не безразличен, если в тебе есть хоть капля уважения ко мне – одно твоё слово, один намёк, и я сделаю всё, чтобы ты стала счастливой. Я буду всю жизнь носить тебя на руках…
- Виктор, тебе нельзя много пить. Вздор, который ты несёшь, является следствием того, что ты потерял голову от шампанского.
- Согласен, голову я действительно потерял. Но не от шампанского, и не сегодня. Это случилось в тот день, когда впервые увидел тебя.
- И сразу определил, что я не склочница, не дебоширка, не скандалистка? Не знала, что у тебя такой проницательный взгляд.

Воздух уплотнился настолько, что в нём повисла долгая пауза. Нарушил её Виктор:
- Дело не во взгляде. У меня была любимая девушка. Она трагически погибла. Я сильно переживал. Начал пить, курить. Долго не мог никого полюбить. Встречался со многими, а полюбить не мог. Лена – всего лишь одна из них. Никто не мог заглушить в моём сердце боль потери. Ты поразительно похожа на мою Машеньку. Не только именем.  Фигурой, внешностью, ростом, манерами. Впервые увидев тебя,  я испугался. Не поверил, что два человека могут быть так похожи друг на друга.  Мне показалось, что и ты рассматривала меня не ради спортивного интереса. Чувствовал – в твоей душе бушуют отголоски прошлых событий. Решил, что это судьба.

- Жаль, что у меня нет с собой диктофона. Записать бы твои пламенные речи, дать тебе послушать через несколько лет. Впрочем, я могу записать их в дневник. Да только ты не поверишь. Откажешься, как сейчас отказываешься от дружбы с Леной.
- Больше не скажу ни слова. Буду доказывать свою честность и преданность делами.
- Теперь я слышу голос мужа.
- Ловлю на слове: будущего мужа.
- Мне пора идти домой. Моё последнее желание: ты должен не только извиниться перед Леной, но попросить прощения, причём в моём присутствии. Чтобы не играть в испорченный телефон.

Марии льстило, что такой шикарный, по выражению Лены, парень обратил внимание на маленькую серенькую мышку. Она не была модницей. Разве только в театр надевала платье да прихорашивалась. Всё остальное время носила бессменные джинсы. Её лицо не знало косметики, волос не касалась рука парикмахера. Это не мешало ей быть отличницей и в школе, и в институте. А в среде фанатов считалась своим парнем.

Вместе с тем, её угнетали причины, по которым Виктор остановил внимание именно на ней. Потеря любимой девушки… Одинаковые имена… Обоюдное увлечением Цоем… Трудно было поверить в случайное совпадение таких обстоятельств. Но очень хотелось. Кто мог сотворить подобное? Бог? Или дьявол? Как разобраться? У кого просить совета?  Только не у подруги. А больше не у кого…

http://www.proza.ru/2012/11/14/1141


Рецензии
Читаю.Вникаю. Восхищаюсь. Спасибо Вам, Николай.
С уважением, Татьяна.

Татьяна Зенцова   18.04.2014 09:59     Заявить о нарушении
Таня, дальше будет страшнее. Скажу по секрету: это о моей дочери.
http://www.proza.ru/2009/11/29/521

Николай Шунькин   19.04.2014 15:28   Заявить о нарушении