Я - куровод

        Сегодня  была в городе Добрич.  Занималась делами.   Из Добрича вернулась в свое село,  в свой дом.  Закрыла калитку,  а за ней оставила всех чиновников на свете и все проблемы.

         В свой дом в Болгарии я никого не впускаю кроме друзей. Обошла дом,  полюбовалась виноградником,  видами дальних полей.  У меня это уже вошло в обычай, своеобразный ритуал, который мне очень нравится.  Такое , знаете ли, организующее правило моей жизни здесь, в дауншифтинге. 

         Затем отправилась в курятник.  Совсем неожиданно для себя этим летом я стала куроводом.  У меня живут "подарки Георгия",   болгарского соседа, шесть прелестных курочек и импозантный молодой петушок.

          В далеком детстве у моих родителей одно время были куры и я кое-что помню с той поры.  Но вот настоящие знания о курах я приобрела лишь в общении со своими друзьями-птицами.

          Например,  и раньше обращала внимание на внешний вид птиц,  их расцветку.  У многих болгар,  во дворах,  бегают куры похожие на моих.  Рыжие. Крупные.

          Теперь я знаю, эти птицы - гибриды или как их еще называют,  кроссы,  полученные путем скрещивания  двух или более чистокровных пород. Похоже, что не чистокровные лучше чистокровных во многих отношениях. И у людей , наверно, так же.

          В справочниках написано,  что они обладают высокой яйценоскостью. Большинство гибридов дают около 300 яиц в год.  Но,  видно, эти триста яиц они снесли в другом месте, а ко мне попали во время отдыха.

          И еще одно качество мне  нравится.  Они охотно принимают общество человека, быстро становятся ручными.

          Наблюдаю за своими курами.  Они заметно разные.  Неприхотливы.

          Я все постаралась сделать,  как советуют практики-куроводы.  На пять кур у меня три гнезда - ящика.  В них лежит солома,  лучшая подстилка для яиц.  Каждый день меняю воду в специальной посуде. С утра в кормушках  корм на целый день - жито и кукуруза. Иногда делюсь сними своей пищей.

          Сегодня поделилась рисовой кашей.  Очень им это понравилось.  Петух сначала держался в стороне,  но сейчас и он поверил в мои добрые намерения и клюет рис со всеми вместе.

          У меня традиционно деревянный курятник.  Я знаю от куроводов-практиков,  что его надо чистить еженедельно.  А я уже две недели не чистила.  Вот завтра этим придется заняться.

          Оказалось,  что мои куры,  как и я , любят развлечения.  Например,  что-то вкусненькое и неожиданное:  кочанчики капусты брокколи,  сливу,  шелковицу и всякие другие фрукты.  А,  если поместить зеркало перед ними,  то куры проводят перед ним на удивление много времени,  любуясь своим отражением.

          Поразительно,  я так много узнала за совсем короткий период,  почти специалистом -куроводом стала. Как же это  интересно!  Например,  узнала,  что взрослой курице надо корма в день примерно 130 грамм и он должен быть хорошо сбалансирован.  Лучше всего смесь пшеницы, ячменя,  овса и кукурузы.  А чтоб не болели, в чистую воду для питья можно добавить чеснок.

         Занялась экспериментами.  Попыталась выяснить,  что же мои куры любят больше всего.  Ведь у них могут быть и свои причуды.  Мои предпочитают рис и вареную кукурузу, без ума от улиток.

         Знаю,  что кур нельзя кормить продуктами,  в которых имеется соль.  Категорически запрещены также сахар,  жиры,  цитрусовые и мясо.  Я и сама это не ем.


         И еще, курам нужны мелкие камушки или крупный песок.  С их помощью курицы перетирают пищу в своих желудочках. Слава богу, мне это не надо!

         Важным оказалось и умение хранить яйца.  И этому научилась.  Ведь холодильника у меня пока нет.    Достаточно просто.  Если поместить яйца заостренным концом вниз в любом прохладном месте ( такое место  находится  у меня в комнате на первом этаже),  они останутся свежими около трех недель.

         Легко проверить свежее яйцо или нет.  Для этого нужно поместить испытуемое яичко в посуду с водой: свежее  - утонет.

         На следующий год я увеличу свое куриное поголовье и расширю эксперименты.  Мне хочется ,  чтобы были постоянно яйца и для меня и для моих гостей (мой обычный подарок гостю - свеженькое яйцо,  которое снесла курочка,  пока он пребывал у меня в гостях).

          Думаю, что хватит штук десять.  Подумываю купить холодильник.  Ведь мне давно хочется выделывать сыр.  А в моей деревне умеют его готовить.  Да,  что далеко ходить, мой сосед Коля держит овец и овечье молоко умело превращает во вкусный сыр.

           В Болгарии почти в каждом дворе бегают куры.  Удивительно,  но даже животные здесь дружелюбны, мирно уживаются, никаких серьезных разборок!

           Недавно я наблюдала за играми собаки с курами,  ожидая рейсового автобуса.  Восемь часов утра.  Кур только что выпустили  из куриного домика.  Они наперегонки бросились к своим кормушкам.  Видно,  не на шутку проголодались!  Собака за ними!  Схватив попавшуюся в зубы курицу,  огромный пес сжал ее хрупкое горлышко.

           Казалось, вот сейчас раздастся хруст. Но... затем пес игриво взглядывал на курицу и отпускал. Изо всех лап курица бросалась наутек, вдогонку за подружками.

           Вот такие игры я наблюдала не раз в одном и том же дворе,  возле остановки автобуса,  в моем болгарском селе.
           Видно, если корма всем хватает ,  места достаточно не только для жизни , но и для прогулок, все и всякие животные могут пребывать в дружеских отношениях. А мы?
 

   

         

         


Рецензии