Дети Луны. Глава 1. Время

Часть первая
История Таны
Глава 1: Время
Светлый солнечный луч упал на край стола, за которым, распластавшись над книгой, покоилось спящее женское тело. Светлые волосы заполонили страницы философского словаря, прикрыв бледное лицо с приоткрытым ртом и такие же бледные руки. Луч еще немного задержался на книге и пощекотал девушку по лицу. Она резко встрепенулась и осоловело посмотрела в окно.
- Бог мой! Сколько же времени?
Часы на мобильном показывали 9.25
- О, нет! Через пять минут лекция профессора Молла!
Девушка вскочила со стула, сгребла книги и тетради со стола в ярко-оранжевый с зеленым рюкзак, на котором крупными черными буквами было выбито “MUSIC WILL SAVE MY SOUL”, нацепила куртку, схватила скейт и выскочила из комнаты.
До лекции оставалось пять минут, а ей еще нужно было выбраться из «общаги», пробежать по стадиону и добравшись до главного здания, взобраться на третий этаж.
Быстро закрыв дверь на ключ, она молнией понеслась по коридору к лестнице, а там перепрыгивая пролеты, она уже неслась через стадион наперерез, и по дорожке на скейте влетела в холл главного здания. Звонок, казалось, уже давно прозвенел, и она вихрем понеслась на верх. Добежав до аудитории она отдышалась и неуверенно постучала в дверь, потом, закрыв глаза, она выдохнула и с обреченным взглядом заглянула внутрь. Вдруг сзади кто-то мягко коснулся ее плеча и произнес:
- Мисс Грунич, ну чего же вы стоите? Проходите и займите свое место.
Это был Ричард Молл, профессор философии, теологии и мифологии.
Кейт неуверенной походкой прошла в аудиторию, а преподаватель молча закрыл за ней дверь.
- Ты что с ума сошла опаздывать?- прошипела ей Анна на ухо. – Кто нас спасать будет? Вчера у Макса была вечеринка и полгруппы отжигало на ней. Ты по ходу единственная, кто подготовился.
- Я сильно извиняюсь за свое опоздание, - произнес Молл громогласно. Было видно, что его что-то тревожит, но он не хочет показывать этого. – Хотя я надеюсь, что вы мне простите сегодняшнюю маленькую слабость упоения чашечкой неимоверно горячего кофе «Эспрессо» из студенческого автомата в холле. – Все рассмеялись.- Итак, кто мне напомнит, какая тема была у нас на прошлом занятии.
Кэтрин взметнула руку.
- Да, мисс Грунич.- Выговорил он устало.
- Теории хаоса в науке и философии середины и конца двадцатого века.
- Верно. И что же мы узнали, Кэтрин?
-Только теория хаоса применима к миру, который мы можем наблюдать и воспринимать. Невозможно предсказать как будущее системы, так и угадать ее прошлое, а это значит, что невозможно повторить процессы, происходящие в системе. Время необратимо. Все,что может сделать наука – это уловить хотя бы часть тайны хаоса.
- Абсолютная правда. Но разве люди всегда верили в это?
- Перед нами не стоит вопрос веры. Вера – это абсолютно субъективное понятие.
- Мисс Грунич, вы глубоко заблуждаетесь на этот счет. Любая жизненная ситуация всегда ставит нас перед выбором, основанном на этом вопросе. Даже ученый на грани открытия должен выбирать, верит ему или нет в возможность совершаемого им прогресса. Вспомните хотя бы Сократа, который не верил в возможность постижения Истины через дионисическую музыку трагедий и с помощью логики, вознеся науку на пьедестал нового божества, убил как и греческую трагедию, так и мир, в котором мы чувствуем, живем и умираем, заменив его на «геометрический мир количества» и понятийных кластеров, где самому человеку не осталось места.
- Но древние греки, как и другие древние народы использовали мифологическую систему познания мира, отличающуюся от научной.
- Если я не ошибаюсь, вы пишете курсовой проект по мифологическим верованиям в бессмертных тварей, значит, вы просто вынуждены немного раздвинуть свои научные рамки. Что такое миф, ответьте мне пожалуйста.
- Миф… Миф – это форма и способ познания мира, комплекс верований того или иного народа…
- Миф- это субъективная реальность, воспринимаемая нашими предками как абсолютно реальная. И если вы отбросите налет суеверий и научных заблуждений, то вы увидите в нем хорошо разработанную философскую концепцию времени, а в ней весь сгусток психической энергии человека, охватывающей мир и концентрирующей все в человеческом существе. Это – энергия, связующая человечество с космосом, наш договор с хаосом, так сказать, о мире и непрочной стабильности нашей системы на том или ином промежутке человеческой истории. – Отойдя к своему столу, он произнес:
- А теперь запишите тему нашего сегодняшнего разговора: «Концепции времени, пространства и бесконечности в мифологических системах».
- Что вы знаете о времени? – обратился Молл к залу.
- время есть форма возникновения, столкновения, течения и разрушения в мире, а также его самого, всего, что к нему относиться. Объективное время основано на измерении отрезками пути небесных тел, а субъективное – основано на сознании времени и зависит от содержания переживаний, что делает его возможность что-то делать и переживать.
- Отлично, мисс Грунич! Я смотрю вы вчера основательно поработали над философским словарем. Однако в свое определение вы забыли дописать, что с увеличением возраста человека все еще появляющиеся возможности оставляют все меньше и меньше места для действия, ибо человек все больше зависит от прошлого. Будущее таким образом пропитывается прошлым, и жизнь превращается в жизнь без будущего, так как в ней царит только прошлое. Жизнь становиться историей, сохраненной в памяти поколений. Все законы развития, великие битвы и революции, герои и антигерои, - все они становятся маркерами времени, а сама жизнь ускользает от нас. – Во всем его образе было нечто театрально, когда он говорил, но его хотелось слушать и слушать, как откровения Гамлета нового времени. – Что же это? Парадокс? Издевка высшего разума? Чья-то злая шутка или что-то еще? – Он немного успокоился.- Мы еще с вами вернемся к значению истории для человечества, когда будем разбирать концепции Ницше, но сейчас я хочу, чтобы вы мне ответили, что есть время и что есть история. Тождественны ли эти понятия нашего бытия?
Аудитория погрузилась в тяжелую тишину, вдруг кто-то с задних рядов произнес:
- История конечна, а время – нет.
- Вот именно это я и хотел услышать! На заре цивилизации не существовало истории с ее законами развития по прямой и спирали. Если взглянуть на всю нашу историю, то нашу вполне линейную жизнь на ленте времени можно закрутить в спираль ДНК и свернуть в ленту Мебиуса. – Он продолжал: - Древние люди не знали линейного времени современной истории. Их время было космическим и бесконечным, - подчеркнул он, - хотя любая жизнь была полна страданий и имела свой конец, они тем не менее верили в непоколебимую вечность, ведь там, где мы привыкли видеть корни, распускалась крона их МИРОВОГО ДРЕВА, а сотни миров сосуществовали рядом и могли пересекаться в одной точке пространства и времени за тысячелетия до теории относительности и даже рождения родителей Эйнштейна! Они не задавались вопросом о вечности и путях ее достижения, они жили в ней, ведь их мир был Символом в себе. Поэтому и Баховен называет их древние мифы «экзегезой символа», то есть «изображением событий народной жизни и истории в свете религиозных верований»
Сейчас мы знаем самое простое определение вечности. Это – бесконечная длительность, а Истинная Бесконечность- это та, которая содержит в себе Вечное Время подчиненным. По словам Шеллинга, «подлинная бесконечность есть преодоление времени». Преодолеть время – невозможно, - кажется нам сейчас, хотя мы и мечтаем построить машину времени! Думаю, многие из вас смотрели в детстве хотя бы один фантастический фильм об этом, а некоторые делают это и до сих пор, - он улыбнулся. – Время и пространство суть формы существования бесконечно развивающейся материи. Время – это последовательная смена явлений и состояний материи. Но! Материально ли время, чтобы его можно было преодолеть? И если оно все же материально, то насколько?
- Время может быть только точкой в пространстве. Это же не материальная вселенная, - проговорила какая-то девушка из зала.
- Да, галактика «Млечный путь» и туманность «Голова лошади» вполне материальные пространства, имеющие свои координаты начала и конца, но мы пока и до конца нашей солнечной системы не добрались, чтобы говорить о покорении пространства материальной вселенной, а что уж говорить о времени, которое нельзя потрогать руками! И в тоже время, простите за каламбур, древние люди обращались со временем просто непростительно! для них далекое прошлое было таким же реальным, как и их объективное настоящее, и даже будущее можно было предугадать и изменить. Вспомните мифы древней Греции или цикл ирландских саг о Героях. Такое возможно только если время есть вечность. И все более поздние мифологические системы современных религий обращаются к проблемам вечности бытия, алхимики бьются над элексиром бессмертия, физики и математики – над Perpetulum Mobile, ученые-креоники над сохранением живого тела, но ЖИЗНЬ ПРОХОДИТ МИМО В ПОГОНЕ ЗА БУДУЩИМ, НЕ ОСТАВЛЯЯ ДАЖЕ НАДЕЖДЫ НА СЧАСТЬЕ В НАСТОЯЩЕМ. И все же первобытные люди, скорее всего, были счастливы в своей нелегкой жизни: у них даже было искусство и музыка, несущие сакральный смысл, а их колдуны путешествовали по мирам и временам необъятной вселенной, лишь потому что верили – их время ВЕЧНО!
- Как у вампиров…
- Простите, мисс Грунич, вы что-то сказали?
- Нет, извините, просто мысли вслух. – стушевалась она.
- Мы здесь для того, чтобы озвучивать наши мысли. Ну же! Смелей!
- Я просто подумала, что эти люди жили, представляя что они бессмертны как вампиры, у которых жизнь бесконечна и им нечего думать о конце .
- Замечательно! Умница! Мы снова вернулись к твоей работе. Легенды о вампирах в Европе довольно поздние наплостанавания народного творчества. Люди не знали. Что там за порогом смерти, за порогом жизни. Натыкаясь на разлагающиеся тела с иссохшей кожей, из-за которой казалось, что их ногти и волосы растут, с кровавым саваном у рта от гниющих внутренностей, разбухших от газа как от обжорства и источающие люминесцирующий фтор, они думали, что те пьют кровь. Они казались им теми, кто не подвержен успокоению в загробном мире, а значит вечными созданиями, которым нужна кровь живых для продолжения жизни. Потом в период Декаданса в 19 веке с его общим упадком духовных настроений и абсолютной мрачностью, с которой не в силах поспорить даже средневековье, писатели-романтики породили нового героя – вечного демона, который наслаждается жизнью, не принимая в расчет смерть, за которой его ожидают судилище и Ад, ведь жизнь уже есть Ад, и у него хватает смелости признать это и найти в нем место потеплее, чтобы наслаждаться зрелищем, отринув всякий христианский богобоязненный страх! Так стала появляться очередная новая мифология, навеянная романтической ностальгий по прошлому и окружающей их светской действительностью. У этих созданий есть время, много времени и нечего заботиться о душе, которой давно нет, и как древние духи в книгах Густава Майринка они иногда появляются среди людей, удовлетворяя голод мертвой плоти в чувственных удовольствиях и людском страхе перед неизбежной мучительной смертью. В чем по вашему их победа над временем, Кэтрин?
- Ну, они победили время внутри себя, победили смерть, которую носят внутри как скелет, по словам Франсиско де Кеведы.
- Я что-то не помню, чтобы он писал о вампирах!
- Он писал о смерти и жизни. Средневековый человек боится, что леди с косой оборвет его жизнь, где он может радоваться и веселиться, забрав во тьму. Смерть как ее рисует человек – это скелет, то, что есть у него внутри и то, чего он боится, ибо никогда не видел. Вампиры никогда и не подумают узреть свой скелет, они видят их вокруг, поэтому они победили смерть, по христианской традиции продав душу дьяволу.
- Значит, вечность можно заслужить только закланием своей души?
- Или ее развитием, как в буддизме, где жизнь в принципе – бесконечная цепь перерождений, но вечная свобода из колеса Сансары доступна только «!Просветленным».
- И вот мы приходим к философскому вопросу человечества: бессмертие тела или бессмертие души? Во чт о вам легче поверить и чего легче достичь? Научным способом добиться нетленности оболочки и победить старость или путем религиозного созерцания обрести вечное блаженство в райских кущах души? Выбирать и верить только вам самим. Чтобы вы выбрали,МИСС Грунич, раз уж вы анализируете легенды о вампирах?
- Я не верю в бесконечную жизнь телесной оболочки. Это жизнь трупа, а не живого человека, к тому же тогда нужно чтобы такое «вечное существо» не было способно к размножению, а иначе произойдет дефицит в источниках питания, но ведь человек хочет всего и сразу, поэтому это тупиковая ветвь развития человечества.
- А как же другие планеты?
- Как вы сказали пространство хоть и материально, но победить его нам так и не удалось. К тому же мы уже загадили одну планету, чем провинились другие?
- Хм, ну что ж. Вы все же пали жертвой религиозной лихорадки… Но нам пора двигаться дальше к времени в мифологии Египтян!..
Профессор говорил еще долго и красиво, пока не прозвенел звонок, а она оставшееся время до конца лекции молчаливо обводила знак бесконечности, на полях тетради под фразой «Время есть абсолютная предпосылка бытия человека», и иногда делала записи. После звонка она автоматически записала задание: прочесть книгу «О времени» и собрала рюкзак.
Выйдя из аудитории, она подбежала к профессору, уже давно немолодому человеку лет шестидесяти, с седыми волосами, бородой и маленьким брюшком, в светло-бежевом льняном костюме:
- Профессор Молл?!
- А, Кэтрин! Ты хорошо подготовилась сегодня, впрочем как всегда, но тебе не хватает анализа… ты что-то хотела?
- Да, я по поводу своего проекта. Вы сказали, что могли бы помочь с литературой.
- Ах, да, у меня большая библиотека. Там есть немало книг по твоей проблематике. В молодости я увлекался вампирологией, так что если хочешь, можешь зайти ко мне сегодня. Правда я живу недалеко от кладбища, если ты не боишься возвращаться домой поздно среди могил, то заходи.
- Конечно, я приду обязательно!
- Чтож буду ждать. С меня чашка хорошего английского чая для нашей гостьи из Чехии.
- Это очень мило с вашей стороны.
- Ну что ты! Это совсем не трудно. Ты ведь кажется рано лишилась родителей?
- Не совсем, но это все давно в прошлом.
- Тем не менее, для нас преподавателей, очень важно «опекать» таких талантливых студентов как ты. Вы – будущая элита, которая, надеюсь, однажды позаботиться и о моей благополучной старости. – И снова эта простая улыбка доброго наставника.
- Спасибо! – Улыбнулась она в ответ.- Так когда я смогу зайти?
- Я надеюсь в шесть вечера тебя устроит?
- Да, хорошо, только дайте мне адрес.
Профессор уже собирался куда-то поспешно идти, поэтому просто «нацарапал» на обрывке бумаги из его ежедневника адрес и протянул ей:
- Буду ждать.
- Спасибо, сэр. – Успела бросить она ему в след.
 


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.