Броненосец Потемкин
Упросим их!
В течение рассказа о советских режиссерах-новаторах я несколько раз повторила студентам очень точную, на мой взгляд, фразу из книги профессора Н.А.Лебедева о том, что искусство Эйзенштейна было искусством потрясений.
«Насыщенное «аттракционами» искусство Эйзенштейна не было и не могло быть искусством полутонов и нюансов. Оно было искусством потрясений». – пишет Лебедев ( Н.Лебедев, Очерк истории кино СССР,М., «Искусство», 1947.)
Оно продолжает оставаться им и по сей день, я хорошо помнила об этом и именно поэтому не очень стремилась снова посмотреть «Броненосец Потемкин». И все же теоретическая часть закончилась, и смотреть его пришлось. В нашем ВУЗе принято смотреть фильмы вместе со студентами, это правильно. Но некоторые фильмы пересматривать тяжело.
Я поднялась на верхние ряды аудитории и мысленно сказала себе, что проведу это время хладнокровно и с толком, буду детально просматривать те фрагменты, о которых часто упоминаю на занятиях, но которые уже выглядят в моем воображении как-то неясно.
Но тщетно!
Сжавшись и преодолев брезент и кадры со свечечкой в руках Вакулинчука, отмечаю, что знаменитое пенсне судового врача Смирнова, выкинутого за борт, висит на каком-то канате, а то я всегда говорю, что эта деталь - эмблема действия ( Митта так сказал, а не я, здорово сказано) и думаю, что эта эмблема должна за что-то цепляться, а не помню, за что именно. Оказывается, за канат, вот как.
Но как только фильм доходит до «Одесской лестницы», хладнокровно считать и фиксировать в мозгу детали не получается.
А при титрах «Упросим их!» я чувствую, что слезы сами катятся по щекам - как хорошо, что в зале темно и я одна на задних рядах.
«Упросим их!» - как часто и как наивно и простодушно все мы, мирные, доброжелательные, нехитрые, открытые и безобидные люди, решаемся найти в этом спасении.
Как моя мама, и даже еще и бабушка при разных трудностях на работе бесхитростно советовали объяснить все начальству по-человечески, как есть, что так нельзя, что человеку невозможно столько сделать. И всякое другое такое же. И разве не люди они – поймут же!
И что же – разве все мы не пытались так сделать, последовать такому простому и понятному совету, и разве хоть раз бывали поняты?
А эта ужасная Одесская лестница – их, идущих в ногу с штыками на мирных людей, что их остановит?
Старая интеллигентная женщина со скуластым лицом, в песне, учительница, как ее называют в учебниках, молодая нарядная мать с той самой знаменитой коляской, а в ней – дитя, с коляской которую она вот-вот выпустит из рук, безногий инвалид, который постарается спрятаться с краю от страшной лестницы.
И вторая мать – торговка с корзиной, огромная, патлатая, со страшным искаженным от горя лицом. «Моему мальчику очень плохо!» «Пьета» - так, не совсем верно, называет эту композицию – мать с убиенным мальчиком на руках, - постперестроечный учебник.
А они и на нее пойдут, им все одно.
И взять себя в руки – пятая часть последняя, больше не думать, больше не плакать, сосредоточиться на деталях - внимательно смотрю заключительную часть, жду кадры с бьющимся как коллективное сердце восставших матросов механизмом корабля.
А герои восставшего броненосца ждут – расстреляет ли мятежный корабль эскадра черноморского флота.
Стрелки на корабельных приборах. Пульсирующий ритм механизмов - как коллективное сердце.
И вот, наконец – «Братья! Братья!»
Не заплакать снова при этих титрах!
Свет.
Свидетельство о публикации №212111401612
И так трогательны воспоминания о родных, их чистых душах, верящих в благоразумие и справедливость.
Спасибо!
Татьяна Алейникова 15.11.2012 08:30 Заявить о нарушении
Я тоже боялась его смотреть, но теперь рада, что снова посмотрела. У нас на самом деле некоторые преподаватели идут на кафедру и ждут там, пока кино закончится, если не хотят его снова смотреть Но я вообще часто смотрю фильмы несколько раз и каждый раз вижу в них что-то новое, поэтому я думаю, нельзя отказываться от такого подарка судьбы - смотреть хорошее кино на большом экране ( у нас в этой аудитории даже настоящий экран). Я в кино сто лет не была, а дома, когда что-то смотришь на компьютере или по телевизору с диска всегда что-то отвлекает, да и никогда не смотришь просто чтобы смотреть!
Но я все равно не скажу, что "Броненосец" можно посмотреть для радости. действительно это искусство, переворачивающее душу. Странно, Эйзенштейн как бы был атеистом, но его фильмы пронизаны верой. Я не считаю даже циничную фигуру священника , благославляющего расстрел матросов в "Броненосце" чем-то богорческим - увы, разве таких людей нет? Просто они ничего общего с Богом и не имеют.
Спасибо, что вы нашли такие хорошие слова о родных, это очень точные слова - "чистые души, верящие в благоразумие и справедливость"! Я думаю, в России много еще таких людей.
Ермилова Нонна 15.11.2012 19:48 Заявить о нарушении
Татьяна Алейникова 17.11.2012 18:25 Заявить о нарушении