На высшем уровне

- Привет, костромские гадюки, - так иронично и душевно приветствовал нашу семью  бывший дипломат, торгпред в Германии, москвич Зиновий Павлович Горский, когда приезжал в Кострому погостить...Шли обнимания с необъятным человеком, в прямом и переносном смысле, улыбки и обоюдная доброжелательность...
 Это был у него такой стиль общения, встречавший неизменно понимание и улыбку. Я сама удостаивалась звания "молодая гадюка", и это воспринималось мною как понятие существующее в жизни, но предположительно - смешливое по отношению ко мне...
Варианты приветствия его видоизменялись в зависимости от посещения региона, того или иного города, и степени близости со  знакомым человеком.
Кстати, когда Горский узнал нашу семью поближе, он уже забывал свою привычку этого своеобразного приветствия, понимал, наверно, нашу бесхитростную сущность...

Когда Зиновий Павлович Горский говорил про событие "на высшем уровне" - я понимала, что есть где-то другая жизнь...Ироничное выражение, принятое в его окружении, означало или похвалу за изысканным обеденным столом, или радушный прием, а то и впечатления  о путешествиях.
.
 А поездил  бывший дипломат  по миру немало, где только не бывал - по всему бывшему СССР, по республикам, по краям и областям.Везде - друзья, знакомые, близкие по духу, доброжелательные, всесторонне образованные люди.
 Дамы, мужчины, очень красивые и просто хорошенькие, умные и просто прожившие долгую жизнь,опытные, прошедшие все невзгоды или только-только выходящие в люди - таков был у него  широкий круг знакомств. Он часто повторял в шутку, что красивой женщине не нужен ум, или скорее, мешает - подтрунивал, поглядывая на собеседника.
  - Она, моя любимая, забыла про меня, - напевал он в хорошем расположении духа строчку из песни, вспоминая иногда свою жену, давно ушедшую в иной мир...
  Как-то по приезде к моим родителям,  после обеда  с его любимым множеством пиал с явствами, он сидел на кресле у окна и читал что-то.
Я осторожно подошла к нему, интересуясь, что же он взял почитать из библиотеки.
  - Как дела? - спросил Зиновий Павлович, - Какой товар пропадает, - шутливо предположил, оглядев меня, как-то узнав мое состояние поиска смысла жизни...
 - Да ничего, нормально, вот не знаю как познакомиться с парнем, не умею, - скромно отвечала я.
 - А ты делай, как Екатерина вторая, которая сама выбирала мужчин, и сама бросала их...
 - Наверно буду просто Людмилой, - потупилась я.
 - Людмилой первой,  - полусерьезно заметил Зиновий Павлович.
 Шутка запомнилась на всю жизнь, потом читала про царствие Екатерины второй, и поняла, что имел в виду бывший дипломат. Чтобы не было больно при  расставании с близким человеком, надо первой  уйти от него.Помогало мне в личной жизни, как вариант  поведения...

 Горский прожил долгую жизнь, у него был период "на высшем уровне"в войну, когда он служил в Германии торгпредом, потом на пенсии получил от государства квартиру в доме для старых большевиков в центре Москвы, куда наезжали гости со всей страны, получавшие всестороннее гостеприимство и даже программу развлечений.
 Была и я там проездом, или так просто - не помню уже...И оказалась тогда в Москве выставка Тутанхамона, царя египетского, золотая коллекция. Через знакомую даму Зиновия Павловича мы с молодым человеком получили билеты на  выставку...И как сейчас  понимаю - не случайно выбран был мне тот паренек...Да я еще была такая скромница непонятливая...

Однажды по информационной программе телевидения к празднику случилось мне увидеть Горского, отвечающего на вопрос корреспондента - почему был режим сталинский, и Зиновий Павлович ответил, что все поднимали руки, и он поднимал, как и все..
.
 Вот так...Потом, в 80 годы ездили мои родители на похороны Зиновия Павловича Горского в Москву, но там было много народа, и всем было не до них...

 А вспоминаю Зиновия Павловича почему-то тогда, когда случается ситуация в жизни "на высшем уровне", и его добрые понимающие глаза...
      

 


Рецензии
Хороший, добротный рассказ.Также и изложен. Люблю грамотных,порядочных, сам учусь у них.

Вадим Егоров   04.06.2023 18:20     Заявить о нарушении
Привет вам, конечно, многие авторы сочиняют более "исповеди сердца", миниатюры, а и прав актер Ричард Гир сказавший про "...Делитесь драгоценной правдой, которая у вас на сердце" (картинка есть такая в инете). Ну, и нам большинству это тоже знакомо, рассказать эпизод из своей жизни, поделиться сокровенным..."Исповедь сердца" есть в г.Костроме такой фестиваль духовной музыки, пения, и это тоже их заслуга. Одно что напрягает, это многие скорби и бедность духа и проч. негативы в народе. А вот дожить бы как у Ванги - "когда нибудь будет жизнь прекрасная в добре всеобщем, нам даже это трудно представить", это ее слова. Ну, а пока мы все тут на своей волне стараемся приблизить наверно эту жизнь)...

Люся Румянцева   05.06.2023 07:58   Заявить о нарушении