Мой Хрис

Краткое послесловие к повести «На краю времени»



Ты снова уходишь. Уходишь в необъятный, опасный океан, где мне не дотянуться до тебя. Ни взглядом, ни прикосновением, ни мыслью…Ты счастлив среди его волн, таких же синих и изменчивых, как твои глаза? Наверное, да…
Ты стоишь на сходнях, матросы уже готовы отдать швартовы, поднять паруса. Твои золотые волосы треплет свежий бриз, они сверкают в лучах утреннего солнца, как драгоценная вуаль, падают тебе на лицо, и ты, смеясь, отбрасываешь их за спину.
Ты так молод, мой возлюбленный, тебе всего двадцать семь, а мне уже сорок. Я заперт в своем имении, как в клетке, и только твоя сестра, моя любимая Сусанна, скрашивает мое ожидание. И еще наш маленький сын, носящий твое настоящее имя – Стефан. Я смотрю на него и вижу, что с каждым днем он все больше похож на тебя. И пусть у него не такие же золотые кудри, как у тебя, но в его синих очах горит такое же упорство и сила, как у тебя.
Корабль отходит от пристани. Бурунчики пены вскипают у его бортов, и ты кричишь мне:
-Я вернусь, Анжи, я обязательно вернусь!
Я шепчу в ответ, зная, что ты прочтешь ответ по моим губам: «Я люблю тебя, Стефко. Вернись обязательно!»
Проходит три года, прежде чем ты снова ступаешь на порог нашего замка в Ронли. Твои губы и руки обветрены морскими ветрами, ты загорел почти до черноты. И ты счастливо смеешься, даря моему сыну кораллы и раковины с далеких берегов южных морей, Сусанне – роскошные ожерелья из черного и фиолетового жемчуга, шелк и парчу из Корадского халифата. Мне ты даришь то, что не имеет цены – свои поцелуи, свое тело, свою любовь.
Ты говоришь, что должен продолжить свой род, жениться и нарожать кучу детишек, чтобы нам было с кем возиться, дабы не скучать, пока ты в плавании. И я, чувствуя, как рвется сердце, соглашаюсь. Да, ты должен.
Твоя избранница…Что я могу сказать, ты неподражаем! Ты отыскал ту, что похожа на меня, как две капли воды. Это – как бальзам на мое измученное ревностью сердце, но и нож вострый. Ее зовут Анжелика. Ты не проговоришься, называя ее «Анжи» в постели!
Я обещаю, что стану крестным отцом вашего первенца.
Ты пробыл дома лишь полгода. Весна снова гонит тебя в море. И я снова шепчу, как заклинание: «Я люблю тебя. Возвращайся скорее!»
Со дня моей ссылки прошло десять лет. Король Марк V умер, на престол взошел его сын Аркадий. Меня призывают ко двору. Я прощен, я снова в фаворе, молодой король пытается даже намекать о возможной интимной связи, но я твердо, хоть и максимально дипломатично, отказываю ему. Мне сорок четыре, хотя никто не дает более тридцати. То ли льстят, то ли правда?
Анжелика так и не смогла пока забеременеть. Ты постоянно в море, словно скрываешься там от нее. Если не любишь, зачем женился?
Зима выдалась тяжелой, морозы стояли жесточайшие. Сколько людей умерли от лихорадки, сколько замерзло насмерть… Весну ждали, как избавления. Она пришла сразу почти летним теплом, таким обманчивым. Я заболел. Мне все хуже с каждым днем, с каждым часом. Я держусь только ожиданием твоего приезда. Ты обещал вернуться в первый день месяца листьев…
Тяжкая поволока бреда…я вижу тебя, цепи, сырые стены подземелья Граждинского замка. Я вижу черную карету, увозящую тебя в монастырь, высверк стали моей шпаги, вороной, уносящий нас от погони…Порт, где стоит гордый красавец «Верный», теперь он принадлежит тебе, Хрис Мореплаватель.
Горячка спадает, как тяжелые цепи. Мое тело такое легкое, что кажется – еще миг, и я взлечу. Я узнаю тех, кто склонился над моей постелью: Сусанна, сын, Анжелика. И ты. Ты держишь меня за руки, и я осознаю, что все это время я повторял твое имя: «Стефан». Пересохшие губы складываются в слабую улыбку. Как же я рад вас всех видеть! Я сейчас встану, и мы пойдем в сад. Там уже, должно быть, зацвели розы…Как светло, почему же вы плачете, мои любимые? Я уже здоров, только этот свет…Мне надо туда…Но я скоро вернусь, я вернусь…
-Нет, Анджей! Нет…Ты же хотел стать крестным моему первенцу! Не уходи! Не бросай меня! – Стефан поник головой на руку возлюбленного, слезы катились и катились по его щекам. Он опоздал, слишком сильными были весенние шторма. Словно не хотели пустить его домой. Прощальная улыбка на лице Анджея была такой светлой, что хотелось верить: он ушел счастливым.
 Стефан-младший подошел к своему дяде, взглянул со знакомым выражением спокойного упрямства, таким привычным в глазах покойного графа, сказал:
-Я стану крестным за отца. Я буду не хуже него, клянусь!
Стефан – Хрис впервые посмотрел на него с тем вниманием, которого заслуживал молодой граф Мёлвиц, тепло улыбнулся и сказал:
-Конечно, Ваша светлость. Вы не можете быть хуже Вашего отца. Вы превзойдете его.
Снова весна. На кладбище вокруг семейного склепа рода Мёлвиц цветут благоуханные розы. Те, что так любил Анджей. Он похоронен здесь, и рядом с ним лежит его жена Сусанна. Она вдовствовала еще двадцать лет, и ушла в тот же день, что и ее муж. Могилой Хриса  Мореплавателя стало море. Его сын, а потом и внук унаследовали его страсть к этой непокорной и своенравной стихии, продолжая бороздить моря и открывать новые земли.
Всю свою жизнь они были разделены, сначала – предрассудками света, потом – морем. И даже в смерти они не смогли соединиться. Остается верить, что где-то в ином мире, более справедливом и счастливом, чем этот, высокий, стройный темнокудрый мужчина обнимет тоненького, хрупкого подростка, похожего на ангела своими золотыми локонами и чистыми синими очами, и скажет, не боясь быть услышанным и увиденным:
-Мой Хрис…






20 сентября 2008 г.


Рецензии