Смысл жизни - есть ли он?

В чем смысл жизни?

Очевидно, в преодолении смерти, точнее, греха, ведущего к ней. «Похоть рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:15), - писал апостол Иаков.  Поэтому вырвать корень греха – очень важно и радикально.
Легкомысленные люди видят смысл жизни в том, чтобы есть, пить и веселиться. Им нравится гедонизм (наслаждение).
Другие видят смысл жизни в рождении и воспитании детей, чтобы сохранить себя в их памяти, в том числе и генетической.
Третьи утверждают, что смысл их жизни – здоровый образ жизни, дающий ощущение счастья. Что такое здоровье? Оно начинается в сфере духа, поскольку больше всего хранимого надо беречь сердце свое (Прит. 4:23), причем не столько телесное, сколько духовное, то есть, разум, трезвое мышление. И эта сфера исцеляется Словом Божьим (Пс. 106:20).
Духовное здоровье – святость. Путь к нему – очищение и освящение духовного организма.
Есть люди, видящие смысл своей жизни в достижении успеха, в процветании, в науке, в бизнесе. «Успеть» - по-старославянски: поспеть, созреть как урожай, принести плоды.
Некоторые личности видят смысл своего бытия в достижении спортивных успехов – стать чемпионами, побольше соперников нокаутировать или забить побольше голов. Как выглядит их послужной список и что напишут в эпитафиях?
Кого-то охарактеризуют как родителей стольких детей или внуков.
«Жил, родил сыновей и дочерей, и умер». Сегодня и это выглядит, как достижение: рождать не хотят. А зачем жил? Чтобы в землю уйти? Стать пропитанием для червей и удобрением для растений?
А если нам жизнь дана как полигон для подготовки к вечности?!
Готовы ли вы жить по ту сторону гроба? Знаем ли законы духовного мира? Известен ли нам язык его? Знакомы ли мы с Царем небесного царства? Знает ли нас Он? Апостол Павел сформулировал смысл своей жизни как приобщение к вечности, начинающееся с причастия Христу.  Соединение со Христом – это прививка ветвей к Дереву жизни!
К сожалению, зачастую наши знания о вечности поверхностны и смутны. Мы знаем законы механики и квантовой физики, законы земного притяжения, в соответствии с которыми мы строим свое поведение.  Но даже для того, чтобы утром подняться с постели, необходимо иметь внутри себя жизненную силу. Для подъема над землей самолету нужна еще большая сила.
Человек, увлеченный земным и материальным, живет по принципу: «ассимиляция – диссимиляция», усвоение – выделение. Но когда рассыплется в прах телесная оболочка, что дальше? Ведь мы не только тела.
«Земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3:10), – предсказал апостол Петр. А что потом?

Преодоление земного притяжения

Живой человек поднимается с постели потому, что в нём проявились те силы, которые потенциально дремали в нём, пока он спал. Эти жизненные силы преодолевают механические законы, не уничтожая их и не нарушая, а заставляя их служить человеку. Для подъёма спящего человека и перехода его в вертикальное положение необходима сила, побеждающая земное притяжение. Ещё большая сила нужна для того, чтобы поднять и бросить камень, как это сделал Давид, поразивший Голиафа. Для выведения спутника или космического корабля на самостоятельную орбиту, нужно развить гораздо большую скорость.
Как гусеница превращается в обездвиженную куколку, из которой впоследствии вылетает белоснежная бабочка, так и человек посредством смерти метаморфизирует, то есть, преображается до вечной жизни.
Что обеспечивает нашу духоподъёмность? По учению Христа и Апостолов, это делает Дух Святой, имеющий в Себе жизненную силу, оживотворяющую нас от мёртвых дел к упованию живому, возрождающий нас свыше, поднимет наши тела из могил и воскресит нас в день Второго пришествия Христа: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:11). 

Копии личностей «в памяти у Бога»

Насколько реально существование после смерти людей их астральных двойников, копий, фантомов? Может быть, это проекции душ человеческих, отзеркаленных в параллельной Вселенной?
Тело после смерти отождествляется с землёй, с материей, как и предсказано: “Прах ты, и в прах возвратишься”. А дух, как известно, возвращается к Богу, Отцу духов, Который дал его. Дух каждого человека, обретший уникальную индивидуальность и относительный суверенитет, сохраняется в таком виде в Божьем Архиве до получения новой одежды – более совершенного, духовного тела. И тут фантастичные и, на первый взгляд, безумные теории, по выражению Нильса Бора, вполне могут оказаться верными. Федор Достоевский как-то заметил, что «идея о бессмертии – это сама жизнь, живая жизнь, ее окончательная формула и главный источник истины и правильного сознания для человечества». Вспомним строчки гениального поэта Бориса Пастернака:
 Не спи, не спи, художник,
 Не предавайся сну.
 Ты – вечности заложник
 У времени в плену.

 В «Словаре парадоксальных определений» (составитель – Виктор Кротов) есть мой афоризм: «Смерть – предисловие к вечности». Процитирую и свои строчки на эту тему:
 Книга – я, а мой Редактор – Бог,
 Как узнал об этом в Божьем Слове я.
 Смерть для этой жизни – эпилог,
 А для вечной – только предисловие!

Разумеется, попытки обессмертить человека паллиативными методами – бессмысленны. Сомнительно, чтобы крионирование в закиси азота или вмешательство в хромосомный код, в геном было перспективным в этом направлении. Но мне было бы бесконечно жаль, если бы такой умный и красивый человек, как Вы, безвозвратно ушел в утиль. В молодые годы я тоже был категоричным, а со временем осознал, что как кинетическая энергия движения не противоречит потенциальной энергии покоя, так и время не противоречит вечности, а, напротив, входит в нее. В стихотворении Афанасия Фета «Никогда» человек, воскресший из гроба, оказавшийся на мертвой земле, спрашивает:
 Куда идти, где некого обнять,
 Там, где в пространстве затерялось время?

 Поэт 19-го века тогда и не предполагал, что существует пространственно-временная координата Эйнштейна-Минковского. Наш Творец (в греческом варианте библейской книги Бытие «Поэт неба и земли»), людей - как шедевры Своего творчества - не предназначил для «мусорной корзины». Наше счастье в том, что мы находимся «в памяти у Бога» (Пс. 111:6), из Которого «по множеству могущества и великой силе ничто не выбывает» (Ис. 40:26). Здесь имеется в виду закон сохранения массы и энергии. И для восстановления попавших туда файлов бесполезны и неэффективны предлагаемые нынешней наукой пути. Нужно заблокировать и выключить программу смерти и разрушения. В христианской терминологии она называется «грехом» (Иак. 1:15). Программист всей Вселенной на Голгофе, образно выражаясь, вырвал «жало смерти» и открыл перспективу бессмертия и вечной жизни. Была написана новая программа Царства Божьего, и перепрограммирование каждого из нас начинается с покаяния (по-гречески «метанойя» - перемена мышления, иначе говоря, обновление и преобразование ума, то есть, «метаморфоза» по-гречески).
 Переформатирование файлов сознания Гомо сапиенсов осуществляется посредством Слова Божьего и молитвы. Как куколка, раскрываясь, рождает бабочку, так и человек, выворачиваясь в космос, оказывается в новом пространстве, в новом небе. А ведь прежде эта куколка была червем, перемещалась по двумерной поверхности, по плоскости. После смерти, как бы разорвав оболочку гроба, она получает новое, третье, вертикальное измерение и воздушную среду, в которой летает эта бабочка, вырвавшаяся, из казалось бы, безжизненного кокона. Это пример метаморфозы, а не мутации (хотя, на первый взгляд, эти явления похожи).
 Интересные мысли на эту тему можно найти у белорусского академика Аркадия Вейника, у поэта Константина Кедрова («Параллельные миры»). Впрочем, в начале 20-го века Велимир Хлебников занимался анализом «формулы бессмертия». А интуиция у поэтов великолепная. Тот же Кедров заметил, что «человек – это изнанка неба, а небо – изнанка человека». Дух и, стало быть, разум не подвержен тлению и законам материального мира, поэтому ставить крест на посмертном нашем существовании недальновидно. При смерти происходит «выворачивание наизнанку» и «души смотрят с высоты на ими брошенное тело», по выражению Николая Гумилева. И это не только метафора. Мне довелось немного коснуться этой темы в книге «О временном и вечном», «Библия для всех», Спб, 2001), напечатанной в Академической типографии издательства «Наука» РАН. А поэты вправе рассчитывать не только на творческое, но и на личное бессмертие. Еще раз процитирую себя:
 Не относясь к бездумным фанам,
 Мы озабочены грядущим.
 Отформатированным файлам
 Подобны всех умерших души.
 Информативные потоки
 Уходят на Вселенский сервер,
 И там покой находят в Боге…
 Но обновятся воскресеньем,
 Обогатившись телом новым.
 Ведь ради жертвы искупленья,
 Бог-Дух стал воплощенным Словом
 И нас освободил от тленья.

Ради чего стоит жить?

"Человек рождается для жизни, и готов за это умереть!" - сказал поэт.
“Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть приобретение” - говорил Апостол Павел (Флп. 1:21). Смерть чего? - Эгоистичного "я" ради приобретения вечной жизни во Христе!
Фатальный закон смерти заставляет нас определённым образом оценивать жизнь.
Человек, к сожаленью, не вечен...
Но обязан он встретить смерть,
Как за днём наступающий вечер -
Умереть надо тоже уметь!
Смерть, увы, не далёкое эхо,
И звучит в нашей жизни лишь раз:
Без задорного звонкого смеха,
Без фальшиво-напыщенных фраз.

“Жизнь бесценна!” - утверждают  многие люди.  Но этот  тезис,  однако, предполагает две крайних точки зрения.
Первая точка зрения. Жизнь бесценна, то есть имеет самую высокую цену, какую только можно представить. Жизнь даётся один раз, за гробом никого и ничего нет, поэтому, мол, живи в своё удовольствие, веселись... Такая поверхностная абсолютизация жизни присуща материалистам.
Вторая точка зрения. Жизнь бесценна в  том  смысле,  что вообще не имеет цены, её ценность равна нулю. Это логика пессимистов и самоубийц...Впрочем, говорят, пессимист - жертва оптимизма.

Содержание жизни и цель жизни не одно и то же. Многие верующие люди - на вопрос о смысле жизни - отвечают “попасть в рай”.  Это не соответствует истине. Цель христианской жизни в другом.  Это совершенствование внутреннего человека, повышение духовной сознательности до полного уподобления Христу. А небо - лишь конечный результат, прямое следствие такого служения. Таким образом, смысл жизни реализуется в достижении цели. А что является целью, ради которой стоит жить? Для чего или кого жить?
Не все люди могут дать определённый ответ на вопрос о сущности и предназначении жизни. Вот примерные варианты их ответов:
- Живу, чтобы жить!
Всё равно, что человек, несущий авоську с овощами, на вопрос "зачем он ее несет?", отвечает: ”Несу, чтобы нести”. В таком ответе по сути дела нет ответа.
- Живу, чтобы умереть, - говорит другой.
Но это и без того ясно. Ведь смерть - завершающий физиологический этап земного бытия.

Кто-то заявляет: “Высшее счастье и сущность жизни для меня - служение людям”.  Таким  образом, он пытается подменить необходимое служение Богу, о чем Апостол Павел сказал: "А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего" (2 Кор. 5:15). Зачастую пресловутое “служение людям” преследует эгоистические, корыстолюбивые цели. Всё делается ради собственного благополучия, ради личной выгоды. А если перспектива поступка идёт вразрез с корыстными планами - человек забывает о “служении людям”.

Откровенно говоря, люди поклоняются разным богам - “богу чрева”, богатства, красоты, науки, искусства, своим страстям, “зелёному змию” - алкоголю, наркотикам и т.п. Иллюзия безбожия рушится по мере выявления склонности человека к тому или другому богу, точнее, идолу. А какие празднества устраивают в честь этих идолов! До чего же ревностно служат им!  Подробности такого поклонения идолам в аллегорическом аспекте описал Исаия (44:13 и 20): “Плотник, выбрав дерево, протягивает по нему линию, остроконечным орудием делает на нём очертания, потом обделывает его резцом, и округляет его, и выделывает из него образ человека красивого видом, чтобы поставить его в доме... он гоняется за пылью, обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей...”
Удивительно, что человек сам добровольно избирает себе иллюзорный объект поклонения, идола, от привязанности к которому потом не в состоянии освободиться. Я хорошо знаю одного человека с высшим образованием, умного, но... раба алкоголя. Начинал выпивать он с незначительного, но затем дозу приходилось периодически увеличивать. Слизистая оболочка желудка и кишечника сильно разрушилась спиртом, создавалось впечатление, будто внутри - тысячи бритв. Появились сильные головные боли, галлюцинации, таинственные голоса... И самое страшное в том, что этот человек не в силах освободиться от своего порока. Таковы кумиры этого мира!
Настоящие христиане, в отличие от таких идолопоклонников, знают настоящую цену жизни, не умаляя и не преувеличивая её значение.

Жизнь, в христианском понимании, являясь преддверием вечной  жизни, должна быть насыщена служением Начальнику вечной жизни -  Христу.  В чём же конкретно должно выражаться  это  служение?  В  служении ближнему, причём с таким усердием, как бы на его  месте  был  бы Сам Христос. Любить друзей, и ещё выше - врагов, быть самопожертвенным, не считаясь с жизнью в этом служении. Это высший принцип христианской добродетели, бескорыстный и аскетичный. Небесный Царь провозгласил в связи с этим следующее: “Так как вы сделали это (накормили, напоили, приняли, одели) одному из сих братьев Моих меньших,то сделали Мне” (Мф.25:40). Итак, смысл жизни может быть сформулирован трояко:
- подражать Христу;
- творить добрые дела ради Христа;
- терпеливо нести свой крест, повинуясь Христу!

Зачем умер Христос?

Как ни парадоксально, но причиной смерти является грешная жизнь, а предпосылкой для жизни вечной и бессмертия служит смерть нашей греховной природы.
Грех («хамартия» по-гречески, означает промах, непослушание). Предтеча Христа, Иоанн, сказал о Нем: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29). Праведная Кровь Спасителя стала средством нашего оздоровления, противоядием (антидотом) от греха, по аналогии со злоровой донорской кровью. Если мы принимаем верой эту благодать Божью, как к этому призывал сам Господь, то будем защищены от зла. Разумеется, от искушений и согрешений мы не застрахованы, как и от всяких микробов (стафилококков, стрептококков и других, условно патогенных), живущих в нашем физическом организме, вроде сорняков, но если кровь – здоровая, неповрежденная, то опасаться трагического развития хода заболеваний не следует.
Впрочем, кровь обладает памятью и является носителем энерго-информационного поля нашей личности. Если «анализ крови» дает много информации специалистам, то даже голос крови душ мучеников, убитых под жертвенником, очень громкий и требует возмездия (Отк. 6:9-10). О голосе Крови Христа пишет апостол Павел, замечая, что эта Кровь говорит «лучше, нежели Авелева» (Евр. 12:24).
Так Иисус Христос принял на Себя весь удар греха и смерти, чтобы нас по вере в Него обессмертить. В этом самопожертвовании суть Голгофского подвига Спасителя: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21). Теперь мы можем с оптимизмом смотреть в вечность даже в долине смертной тени, «в минуту жизни трудную», как писал Лермонтов.
Господь за всех нас, грешных, умер,
Чтоб мы не потеряли юмор!

К сожалению, количество зла на земле нарастает, чуть ли не в геометрической прогрессии, кстати, в соответствии со 2-м принципом термодинамики. Сейчас уровень его зашкаливает, и похоже, человечество ждет судьба Содома и Гоморры, предсказанная апостолом Петром в Библии (2 Пет. 3:10).
Поскольку общество деградирует и мутирует, ему требуется радикальное преобразование («метаморфоза» по-гречески), прежде всего, сознания, а затем и жизни, как разъясняет апостол Павел: «И не сообразуйтесь в веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, познавая, что есть воля Божья» (Рим. 12:2). Это преобразование начинается с покаяния («метанойя» - перемена мышления, менталитета). А переформатирование мышления и перепрограммирование жизни без Слова Божьего и молитвы весьма затруднительно.

Открытие вечности

Так выглядят поиски смысла жизни верующими людьми. А как быть атеистам? Атеизм – тоже вера, только со знаком «минус». К сожалению, он обезличивает произведения гениального Архитектора мироздания. Творение не может быть без Творца, как и закон без законодателя. В Септуагинте, то есть, в переводе Библии на греческий язык, Творец именуется «Поэтом неба и земли», а творение – «поэзией». Признание Автора стихотворений, к сожалению, нередко приходит запоздало. В древних Афинах был установлен памятник «неведомому Богу» (Деян. 17:23). Обнаружив его, апостол Павел сказал: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы он искали Бога, не ощутят ли Его, и не навйдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из нас: ибо мы Им живем, движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род» (Деян. 17:26-28).
«Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни» (1 Тим. 6:12), - завещал Апостол Павел.

Кстати, когда выдающегося шотландского ученого и врача Джеймса Симсона, открывшего два вещества для обезболивания – эфир и хлороформ – местные газетчики спросили, какие два великих открытия он сделал в своей жизни, рассчитывая, что он назовет эти два наркотика, доктор поразил их неожиданностью и оригинальностью своего ответа:
Открытие первое: я – великий грешник.
Открытие второе: Иисус Христос – мой личный Спаситель!
Всякий честный человек может не сомневаться, что это откровение его ждет впереди. «Ищите и найдете!» - призывал Христос. Дай Бог, всем искателям истины успехов в их духовных поисках, чтобы жить не только долго, но и вечно!


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.