Муха

Семерых одним ударом. Никак не могу вспомнить про кого  это. Он был портным что ли? Убил семь мух одним ударом. И, по-моему, дрался с великаном. Да и не в этом суть же. Ему понадобилось семь мух, что бы изменить свою жизнь. А мне вот хватило одной.


Никогда не любил фотографировать просто красиво. Погоня за цветом. Качеством. Тенью. Никогда не думал об этом, нажимая маленькую кнопку. Я же человек – замысел. Человек – смысл. Еще до того, как купить себе фотоаппарат, я всегда больше любил фото и картины, которые говорили о чем нибудь. Смысл. Посыл автора. Особенно когда это было нечто актуальное, задевающее самые больные места человечества и каждого человека отдельно.
Но видимо это интересно мне одному. На моей страничке в фейсбуке не так много лайков, обсуждений, комментариев. Смотря чужие фото, я удивляюсь – простое фото с девушкой с модными оттенками инстаграма собирают вдвое больше лайков. И я с этим ничего не мог поделать. Точнее не хотел. Мне не интересно фотографировать панораму города с морем, девушек в разных позах. А если нет интереса, то зачем мне это? 

Я помню тот день. Очень хорошо. Я был в Сахильском парке, в поисках смысла. Который, если призадуматься, не так просто то и найти. Середина дня, солнце беспощадно. Разговоры прохожих, смех, обнимашки на скамейках. Машины. Очень много машин. Бесконечные сигналы, везде. Отовсюду. Оглядываясь по сторонам, я неожиданно для себя, нашел пустую скамейку в тени, около большого фонтана. Побежал туда как угарелый и уселся. Сумку и фотоаппарат положил рядом, на колени же положил большой альбом. Я рисовать тоже люблю. Вечная борьба внутри меня – карандаш или фотоаппарат.

Глотнул газировки, покурил, но в голову так и ничего не приходило. Передо мной на коленях лежал обсалютно белый альбомный лист. Рисовать так и тянуло, но я как всегда просто не знал что именно. От нечего делать я взял в руки фотоаппарат, просмотрел фото снятые до этого. Потом стал настраивать объектив, смотря им по сторонам. На долю секунды я опустил глаза на колени и увидел на чистом альбомном листе муху. Очень медленно я наклонил фотоаппарат, аккуратно приблизил его к лицу и нажал на кнопку.  Муха моментально улетела. Я посмотрел на дисплей  - муха на обсалютно белом фоне.
Это и было началом. Обсалютно всего этого.  Ничего себе, да я же сейчас спектакль в театре смотрю благодаря этой мухе. Удивительно. И ведь я даже не знаю, зачем я ее фотографировал. От нечего делать. Вот и все.

Через несколько дней я держал свой путь в студию одного способного фотографа. Он устраивал небольшие тренинги для всех желающих. К нему я  приходил не в первый раз, поэтому мне он написал в личку о тренинге. Стоя у светофора, я вдруг заметил удивительную картину – дорогу переходили двое маленьких детей с кульками у рта – нюхали клей – а прямо перед ними стоял белый галенвагин. Моментально подхватив фотоаппарат на шее, я сфотографировал это. Вот он, мой любимый смысл. 

Студия у Кирилла – так звали фотографа - была большая. Оттого может быть показалось, что пришло мало человек. Хотя их было около 20 – 25. Кирилл и вправду был способный. Красиво фотографировал, обладал хорошей фантазией – штукой не заменимой в этом деле.  Сегодня он нам рассказывал о свето - тени. Сначала все внимательно слушали, смотрели как он это делает, фотографируя свою помощницу или кто она там. Потом пришла наша очередь. Пытаясь сделать снимок, я понял, что карта памяти заполнена. Кирилл был рядом и заметил мою запинку.
- В чем дело, братик? – осведомился он, подойдя ближе.
- Да карта моя, места нет. А запаски не имею.  – раздражение во всей своей красе царило у меня на лице.
- Ну, удали что нибудь, в чем проблема то? – улыбался Кирилл.
- Да я даже понятия не имею что там, сейчас сидеть разбирать все фото целый час займет.
- Ок, давай все скопируем на комп, потом когда буш уходить обратно скинешь. – сказал он, беря меня под руку. – И вообще, запасная карта, как запаска для машины, Орик – добавил он, проходя со мной через двадцать фотографов.
За компьютером сидела молодая девушка, с кем - то активно переписываясь в фейсбуке.
- Нигяр, мы займем на секунду, ок? – обратился к ней Кирилл. – Нам тут фото надо скинуть -  говоря, он указал на меня. Мы с девушкой поприветствовали друг друга, она улыбнулась, и сказал что нет никаких проблем. Я вытащил карту, Нигяр запихнула ее в картрайдер и, выделив все по указанию Кирилла, скинула фото на компьютер.
- Ты не против, если я посмотрю? –   сказала она.
- Да нет, пожалуйста, - ответил я, стараясь, чтобы это прозвучало как можно больше доброжелательно.
Следующее два часа в студии раздавались одни щелчки и загорались вспышки. Свет и тень штука не плохая.  Такой навык может, и думаю обязательно, пригодится. Кирилл все время бегал вокруг нас,  объясняя то одно, то другое. Активный парень. Когда же все это подошло к концу, он выслушал вопросы особо одаренных. По возможности ответив на все, Кирилл попрощался со всеми – иначе никто бы не ушел. Я медленно собрался, хотел попрощаться с Кириллом, как резко вспомнил о фотографиях.

Приближаясь к той самой Нигяр, я заметил, что вокруг компьютера собралось человек пять. Все что - то с интересом рассматривали в мониторе. Удивлению не было придела, когда это оказались мои фотографии.
- Не плохо получается, - сказала мне Нигяр.
- Да, спасибо, - улыбался в ответ я.
- Нет, серьезно, есть шикарные работы, - заговорил рядом стоящей парень.  – Минимализм во всей его красе, - сказал он, показывая фото мухи на белом фоне.
- Мини  - что? – все засмеялись. Я прекрасно знал, что такое минимализм, просто, причем тут минимализм? Это же фото волосатого насекомого. Фото, снятое просто так.
Освободившейся Кирилл подошел к нам.
 - И так, - протянул он.
- Кирилл, походу нашли мы еще одного участника выставки, - сказал все тот же парень.
- Какой выставки? – я посмотрел на Кирилла.
- Да я тут выставку хочу сделать, здесь, в студии. Собрать фотографии начинающих ребят, позвать всех кому охота.
- А зачем тебе это?
- Чтобы способные ребята не затерялись в толпе разгуливающих фотоаппаратов. Скажем так, поддержка что ли. К тому же, есть шанс устроится кому нибудь в студию, если кто приметит. А что у тебя там?
- Да я сам толком не смотрел, скопилось куча всего. 
- Есть отличные фото, брат. – выступил все тот же рядом стоящей парень.
Кирилл посмотрел на нас обоих, потом снова на меня и произнес :
- Давай так. Ты скопируй их обратно на карту, но на компьютере пускай остаются. Я посмотрю, выберу несколько твоих работ и давай повесим. В конце концов, что ты теряешь?
- Ок, без проблем. Но я представить не могу, что там такого можно найти. Разве что одна, сегодня снял.  – говорил я, вспоминая тот эпизод с детьми нюхающими клей.

Прошла почти неделя, когда мне в фейсбук написал Кирилл. Он сказал, что есть действительно отличные работы, что он и не знал, что у меня так получается. В течение еще нескольких дней он создаст мероприятие на фейсбуке и тогда скажет точную дату выставки. Я же тем временем просмотрел все свои фотографии на карте, решил, что самой стоящей все - таки является та, что с детьми. Чуток обработал и выставил на свою страницу. Как всегда немного лайков, но я большего и не ожидал. Уже как то привык.
В тот день, когда Кирилл, наконец, написал мне о точной дате, я уже успел позабыть о выставке. Я уточнил время, осведомился, как именно все будет проходить. И продолжил жить дальше.

На выставку я попал через час, после начала. Я медлительный лентяй. На этот раз народу было куда больше в студии Кирилла – в большом помещении особо негде было развернуться. Глазами Кирилла найти не удалось. Придется походить, поискать. В помещение было мало посторонних предметов – кое - где высокие столики, тут и там на стенах висели фотографии. Встретил несколько знакомых, обменялся любезностями. Оставив Кирилла на потом, стал искать свои работы. Немного покрутившись, я нашел свою любимую, да – да, с детьми. На не смотрели несколько человек, что - то говорили, кивали. Ок, любая реакция, это уже что то. Стал ходить дальше, нашел еще пару своих работ и такую же сцену перед ними. Все не так плохо, думал я.

Уже собравшись вновь искать Кирилла, мне в глаза вдруг бросилась огромная муха. Это было то самое фото. Мое фото. Большое насекомое мелькало между голов столпившихся людей. Там было человек десять точно. Все о чем оживленно говорили, даже иногда перебивали друг друга. Я подошел ближе. Внизу фотографии увидел адрес своей странички. А Кирилл молодец, однако. Из кучи слов, которые я пытался уловить среди общего шума, мне стало ясно, что люди искренне восхищаются смыслом этой фотографии, ее простотой и необычностью. Невольно на лицо наползла улыбка. Улыбка иронии.
Спустя какое - то время, немного побродив, я наткнулся на Кирилла.
- Ну, как тебе? – осведомился он.
- Неплохо, мужик. Нормально народу набрал. Работы хорошие висят.  Не думал, что все будет на таком уровне.
- А как же иначе, Орхан? – смеялся мой товарищ. – Тут народ не простой. Во первых тут ходят пару ребят из онлайн газет, будут статейку писать. Во вторых тут один есть из студии Gamma. Ты, наверное, слышал? Они для всяких крутых журналов снимают и еще на крутых мероприятиях города бывают.
- Да, знаю. А они чего тут? Таланты ищут?
- Да, есть реальный шанс, что они кого - то приметят и возьмут к себе. Кстати, я смотрел твою страничку, ты не все фото выложил же.
- Ну да, я выкладываю лишь те, что мне кажется стоящими.
- Мой тебе совет – выложи все те, что у меня тут висят. А то народ по ссылке будет на страничку заходить и не найдет этих работ. Поверь, они тут всем нравятся.
- Я по ходу людей совсем не понимаю, - иронизировал я в ответ.
- Нет, брат.  Ты просто себя недооцениваешь, – это было сказано достаточно серьезно, чтобы я решил сделать так, как советовал Кирилл. 

В тот же вечер, уже дома, я выложил все те фотографии. Даже ту с мухой. Возможно, Кирилл был действительно прав. Я отношусь к себе слишком придирчиво. В конце то концов, я всего лишь любитель.

За своей страницей я толком никогда не следил. Добавлял время от времени фотографии, смотрел, сколько лайков и только. Через несколько дней, добавляя парочку новых работ, я с удивлением заметил, что количество лайков на страницу резко повысилось. Фотографии тоже не остались обделенными. Выставка свое дело сделала, видимо. Ради интереса проверяя, сколько отзывов набрала та или иная фотография, я нашел свою любимую работу. Не плохо очень, вполне прилично. Но я был в шоке, когда увидел отзывы на фото с мухой.  Лайков в два раза больше чем у всех остальных. В комментариях к ней даже спор завязался – кто - то считал это фото простой глупостью и довольно крепко выражался по этому поводу, а кто – то доказывал всю полноту искусства проявившегося в этой работе. Стало даже как то смешно.  Даже очень.  Ну, пускай будет по-вашему.  Я ничего не теряю от того, что простое баловство вам кажется искусством.

Выстрел в упор прогремел еще через два дня. Мне в личку, на странице, написали. Это был кто -  то там, из студии Gamma. Той самой, о которой все слышали, и на фото которой красоваться было успехом. Все было написано официально.  Заинтересовал. Понравились работы. Хотел бы поговорить. Если не сложно, то просит подойти в офис. И я пошел. В первую очередь из - за интереса. Не то чтобы я не хотел там работать. Это очень даже хорошо. Просто мне до смерти было интересно, что же будет дальше. Я на тот момент уже понимал, что творится, что - то удивительное. 

На следующий день до студии добрался быстро – благо она в центре города находится. Внутри все было на высшем уровне. Белые стены с  окрашенными в красный цвет выступами. Всюду весели разные фотографии. Пейзажи, панорамы, дискотеки, знаменитости, девушки, замысловатые ракурсы с непонятно чем. В приемной было пять дверей. На каждой было обозначено, что ждет посетителей за ними. Офис, кухня, студия, склад. Я догадывался, что девушка в приемной направит меня к двери с надписью “ Офис “ и все - таки решил у нее узнать, как попасть к Ильгару. Так звали человека, написавшего мне в личку.
“Офис “ оказался большим помещением с несколькими стола в разных углах. За каждым из них сидели молодые парни и девушки, уткнувшись в мониторы. У ближайшего к двери стола, я спросил кто именно Ильгар. Им оказался сидящий в дальнем углу молодой парень, не самого брутального вида, мягко говоря.
После нескольких любезностей, мы перешли к делу.
- Я видел ваши работы на выставке у Кирилла. Впечатлило. Интересные темы, правильные ракурсы, - начал Ильгар.
- Да, спасибо, - на любой комплимент я всегда отвечал так. Прочел где  то, что не стоит никогда от себя отгонять комплименты и говорить типа, “ Нет что вы, ничего особенного ”. 
- До недавнего времени, нас интересовали только профессионалы. Чтобы мы могли послать их фотографировать обсалютно все что угодно, и они с этим справлялись.  Но у нас появился новый проект. Мы готовимся к запуску журнала, о жизни молодежи. Нам нужны новые идеи, люди со своими взглядами, люди, видящие обычные вещи под иным углом.
Сильно говорит, думал я про себя. Поскольку я хранил молчание, то Ильгар продолжил.
- Именно поэтому, я бы хотел, чтобы вы к нам присоединились. Ничего особенного от вас не требуется. Фотографируйте, как всегда. Но на этот раз для журнала. Мы будем отбирать наиболее лучшие работы, и печатать в нем. Естественно за гонорар.  По ходу работы, возможно, вы получите свою рубрику, но это еще впереди. Сейчас главное запуск.
- Ок, мне очень приятно будет постараться для вас. Я с удовольствием этим займусь. А каким именно будет гонорар?
- Все будет зависеть от вашей работы. Сколько хороших фото вы сможете предложить, как часто, допустим к сроку выхода номера или нет. Все это мы еще уточним, но вы не будете разочарованы.
Даже если будет немного, думал я, то зато будет шикарная реклама для меня. Люди платят за рекламу, а я за это еще буду на сигареты и дорогу получать.
- Если вы согласны, то я хотел бы кое - что у вас узнать.
- Да, да, я согласен.
- Те фотографии, на выставке, можем ли мы их использовать в первом номере журнала? Кадры действительно красивые и стоящие.
- Все?
- Ну, да.
- Ок, без проблем. Но все это будет с сохранением прав, не так ли? – очень мне надо, чтоб мои фотографии крали за копейки.
- Да, конечно. Под каждой фотографией будет ваше имя или ник, это уже как вам угодно.
Было еще несколько деталей, которых мне сейчас не вспомнить. Ильгар записал все мои контакты, дал все свои. Сказал, что будет ждать новых работ. Все предыдущие, до выставки, его видимо не так интересовали.

Друзья меня поздравляли. Говорили, что вот, налаживается жизнь. Меня самого это радовало. Мои прогулки с фотоаппаратом стали более гордыми, даже. Все - таки настрой вещь важная. Мысль, что я работаю для нового молодежного журнала от крутой студии, сильно вдохновляла. Идеи появлялись неоткуда, одна за другой. И все это приносило больше удовольствия, чем обычно.

С момента моего разговора с Ильгаром прошло почти две недели.  За это время я неплохо сдружился с Нигяр, из студии Кирилла. Она меня часто в шутку называла “ минималист “, уж очень сильно ей запомнилось фото с чертовой мухой.  Как то днем, она мне написала о театре. Сказала, что у них есть товарищ, который приглашает их в Театр Русской Драмы, Кирилл и она пойдут и меня зовут. Я очень любил этот театр. В детстве, родители меня туда часто водили. Потом повзрослел, стал сам гулять, тратить деньги на всякие посиделки. Руки так и не доходили отложить деньжат и пойти с кем нибудь на спектакль. Еще сильнее я захотел туда, когда проходя мимо театра, увидел что там после ремонта, в фойе, поставили рояль. В антрактах на нем играли. Атмосфера так и тянула меня. Я пообещал себе сходить туда в ближайшую неделю. Именно поэтому я обрадовался приглашению, все вышло как то удобно, вовремя, и я с радостью согласился. Уже ночью, мне написал Ильгар. Сказал что завтра, в день, когда мне идти в театр с ребятами, выходит журнал. Я могу зайти в студию и взять экземпляр.

Конечно же, не за каким журналом я не пошел. Я встал слишком поздно, пока раскачался, решил уже посидеть дома и спокойно собраться в театр. Журнал и завтра прихвачу, думал я. К пяти вечера, я уже был готов и не спеша вышел из дома. Мой путь лежал к метро, в наушниках играла любимая музыка. Все было ок. Стоя у светофора, ожидая сигнала чтоб перейти дорогу, мой взгляд пробежал по, стоящей рядом, будке. Среди кучи других журналов, мне  в глаза бросился большой журнал, с обсалютно белой обложкой и черным пятном в верхнем углу. Я конечно не поверил. И все таки, сняв наушники, подошел к будке. Это был тот самый молодежный журнал, с моей мухой на обложке. На корешке журнала, снизу вверх, было написано: Фото Орхана Гяхраманова.

Не помню. Не помню, как я купил журнал. Не помню, как отошел от будки. Не помню, как пошел в сторону дороги. Все что я помню – свежий большой журнал, от которого еще пахло типографной краской. На обложке на белом фоне сидела муха. Муха на белом фоне. А еще, я отчетливо помню ворвавшийся в мое сознание громкий сигнал машины, скрип тормозящих колес по асфальту.

Неприятные ощущения я осознал лишь, когда понял, что  лежу на спине. Казалось, будто лежу так целую вечность. Вокруг сразу же столпились люди. Интереснее всего был тот факт, что никто из них ко мне не приближался. Они просто окружили меня со всех сторон и все. Я попытался подняться, хватаясь за бампер сбившей меня машины. Очень сильно болела нога. Но я знал, это был не перелом. С переломами мне приходилось сталкиваться, это всего лишь сильный ушиб.

Передо мной появилась молодая девушка, с испуганным лицом. Она что - то щебетала, не переставая. Видимо, такое лицо могла иметь моя смерть. Я, конечно, понимал, что сам виноват.  На дорогу не смотрел, и вообще я не из тех, кто любит все это растягивать. Я живой, переломов нет. Это главное. Кое - как объяснив и девушке и зевакам, что со мной все ок, сам виноват, я поковылял в сторону метро.

У входа в метро я остановился покурить. Вдали от того шума на дороге, мысли стали приходить в порядок. Я мог умереть. Взять и исчезнуть из этой реальности. В тот самый момент, когда я был занят такими земными делами. Удивительная штука, эта жизнь. Мы ложимся спать, просыпаемся, собираемся на работу. По дороге думаем сразу о нескольких вещах.  Думаем о них так много, что этим сами создаем себе проблемы. А потом раз  - и нас нет. И за все те тысячи, а точнее миллионы часов мыслей, вздохов, взглядов, переживаний, мы ни разу не задумываемся о конце. А если ведь задуматься, то как то все сразу меняет свою значимость. Но как бы там не было, я здесь и я сейчас. Театр. Взглянув на часы, я кинул окурок в сторону и зашел в метро. Нога  болела. 

В фойе театра была моя минута славы. Предсказуемая, впрочем. Как бы я не старался, но не похрамывать не мог. Придумывать что – то было не охота, вот и рассказал все как есть. Друзья реагировали тоже вполне предсказуемо. Парни подшучивали, девчонки искренне сочувствовали. Мы немного побродили, посмотрели на фотографии актерского состава театра и вскоре заняли свои места в зале.

Вот она, вся история. Теперь, я сижу прямо сейчас на спектакле, в театре, в котором так давно хотел побывать. И вместо того чтоб наслаждаться зрелищем, я погружен в мысли и воспоминания. О, нет. Я забыл журнал, там на дороге. Его достать не проблема, но так хочется сейчас все детальнее рассмотреть. Дурацкая машина.

Антракт. Наконец то. Я так хочу курить.  Забавный момент. Мы все, не сговариваясь, встали и двинулись в сторону туалета. Курильщики такие курильщики, даже улыбка легла на лицо.
Вдумчивость меня не покидает, я, почти молча, докуриваю свою сигарету и выхожу, подождать снаружи. Стою у туалета, разглядываю свои мокасины, как вдруг замечаю, что кто то остановился передо мной. Не может быть – это же та самая девушка, которая чуть не задавила меня. На ее лице играла улыбка, смотрела она прямо в глаза.
- Вы что, решили меня добить? – намеренно сострил я.
- Не в этот раз, - улыбка на ее лице стала шире, она протянула мне журнал. – Решила вернуть вам ваш журнал. 
Я подхватил протянутый журнал с мухой на обложке.
- Точнее, вы решили замять чувство вины? – однако, наглый же я. Это же я полез под ее колеса, уставившись в этот журнал. Зато она смеется. И что я творю?
- Если на то пошло, то это вы мне кинулись под машину. А потом проследи за мной, и пришли за мной в театр, Орхан, - улыбка по-прежнему была на ее лице.
- Мы знакомы разве?
- Я прочла о вас в журнале.
- А там что, написано обо мне? – неподдельное удивление наверно прямо таки перекрутило мое лицо.
- Я долго не могла понять, про вас или нет. Но когда увидела  вас в зале, то сразу поняла, что это вы. У вас хорошие работы.
- Да, спасибо, я рад, что вам понравилось. А я вот вас не заметил, шпион из меня плохой, по ходу.
Внезапно в фойе стало темнее – антракт подходил концу. Мы взглянули с ней друг на друга.
- Вы идете? – она первая нарушила секундную паузу.
- Я тут ребят жду, но спасибо за журнал  - хихикнул я в ответ.
- Да что вы. Мне жаль, что так все получилось, извините, что вовремя не смогла затормозить.
- Нет, нет, нет. Я виноват, надо было по сторонам смотреть.
Ее окликнули подруги, она извинилась и побежала с ними в зал. Несколько секунд я смотрел ей вслед, потом быстро раскрываю журнал. Что же там написано обо мне? Ух ты, даже фото хорошее подобрали. Что - то не припомню, чтобы у меня разрешения спрашивали. А это еще что? Чуть ниже, под моей фотографией написано ручкой – “ Надеюсь, вы мне сможете устроить фотосессию. Айсель.”  Чуть ниже написан мобильный номер. Я, довольный, закрываю журнал. А ведь действительно хорошо получилась эта муха. Так мало всего в кадре, а столько всего может в нем оказаться на самом деле.
Ко мне подходят наши девчонки, спрашивают, где остальные. Я распахиваю дверь в туалет и кричу: “ Вы что, весь второй акт тут будете сидеть? ”. 


Рецензии