Зарисовка из Марфо-Мариинской обители
Фресковая живопись Покровского собора.
Марфо-Мариинская обитель - сколько судеб, имен, лиц связано с этим местом. Под невидимым покровом св.Великой княгини Елизаветы Федоровны такие великие воины духа, как художник Павел Корин, Михаил Нестеров, Игорь Грабарь в течение многих лет строили, оберегали, защищали, восстанавливали, по крупицам собирали чудное кружево и узорочье русского архитектурного зодчества - дивный Покровский собор... Сердцевина Покровского собора - это конечно же фресковая живопись М. Нестерова и П.Корина.
О художниках и о их работах написано уже множество статей, защищено большое количество диссертаций, но не смотря на это хочется говорить и писать на эту тему снова и снова, погружаясь вновь и вновь, как в безмолвную молитву в фрески М.Нестерова и черпая из этого удивительного источника силы, вдохновение и радость.
В своей статье я не буду еще раз перечислять иконографические особенности работ великого художника, примечательно было бы лишь заметить то, как например, в алтарной композиции "Литургия Ангелов" Нестеров гениально использует плавный переход от светлого к более темным полутонам.Также мы видим большое количество оттенков,полутонов, переходов, но вместе с тем малое количество основных тонов. Практически полное отсутствие четких контуров раздвигает перед нами границы композиции, позволяет нам стать непосредственными участниками небесной трапезы, где Спаситель предстает перед нами в образе жертвенного агнца в окружении шелеста крыльев, сослужащих ему ангелов. Когда мы внутренним взором погружаемся в таинство, нам становится просто и понятно осознать бестелесность в телесном, гармонию в тишине, силу в немощи... И мы понимаем почему за это сокровище веры и духа люди без сожаления жертвовали всем земным, умирали в темницах, шли на верную смерть... Конечно так глубоко в красках и форме передать внутреннюю сущность таинства литургии мог только великий мастер и глубоко, пламенно и искренно верующий человек.
Также глубокий интерес для нас представляют фрески Павла Корина, сохранившееся в нижнем приделе Покровского храма. Если в фресках Нестерова чувствуется легкое дуновение, смирение, тишина, то в фресках Корина перед нами уже другая цветовая гамма. Здесь мы видим контраст ярко-красных и белых тонов , что создает ощущение чистоты, радости, но вместе с тем и недюжей силы, стойкости. Ангелы, архангелы, небесные силы и святители предстают перед нами в безмолвной молитве, но это безмолвие подобно невиданной силе и мощи заполняет собой все окружающее пространство... И после краткого мгновения изумления и ликования понимаешь, что Россия не только в бескрайних просторах, степях, но вся мощь, величие и сила Руси может предстать перед нами запечатленной в звучании души, в фресковой живописи П. Корина.
Свидетельство о публикации №212111400635