Самое эфемерное из искусств

В последние годы читаю много мемуаров актеров, режиссеров.
И вот какая мне мысль пришла в голову. Правда, вероятно, я не первый подумал об этом...
 
Каких огромных трудов, нервов, напряжения стоит постановка спектакля. О таланте я уж тут и не говорю! Режиссер живет своей постановкой  денно и нощно. Засыпает и просыпается с мыслью о том, какое выражение лица должно быть у Отелло, когда он душит Дездемону, из какой двери должна выходить Раневская в "Вишневом саде", на каком расстоянии стоят друг от друга Чацкий и Софья в разных сценах спектакля, как меняется ритм речи персонажей в "Ревизоре", как расположить героев на сцене во время монолога Сатина?

И что?  Спектакль идет максимум несколько лет. А бывает, что не доживает и до премьеры.
Актеры с годами стареют, теряют темперамент,  некоторые переходят в другие театры. Спектакль, с таким трудом созданный, рано или поздно, к сожалению, разваливается, умирает. Лучшие спектакли остаются лишь в легендах. Как путешествия Одиссея.
А сколько людей эти спектакли видят при их жизни?  Любой театр вмещает не так много зрителей. За все годы постановок спектакль посмотрят лишь несколько тысяч человек.

Вот живопись, музыка, литература, скульптура, архитектура - совсем другое дело. Сколько людей видели "Мону Лизу"? Миллионы! И фигуры Микеланджело, и "Медного всадника".
А сколько людей наслаждались фугами Баха, "Реквиемом" Моцарта....

Вывод: тем большего уважения заслуживает работа театральных режиссеров и актеров театра.
Это именно искусство ради искусства.


Рецензии
Вы забываете, Владимир, что сейчас техника идет вперед небывалыми темпами. И любой спектакль или концерт можно тоже запечатлеть на века. На видеодиске. И потом показывать и смотреть тоже миллион раз (например: "Ромео и Джульетта" с Галиной Улановой - согласитесь, это шедевр на все времена!).
Но вот беда - почему-то чем искуснее развивается техника, тем мельче и ужаснее постановки, а шедевров-то и совсем нет... Что это за загадка такая?
С уважением - Т.

Татьяна Кузнецова 4   14.11.2012 22:16     Заявить о нарушении
Татьяна, все верно.
НО! Одно дело я смотрел почти все спектакли БДТ в Ленинграде,
другое дело - видеть их уже в записи на youtube. Здесь есть и "История лошади", и "Мешане", и "Ханума". Но живое участие в театральном действе, реакция зала - всего этого,конечно, нет на экране телевизора или компьютера.
Думаю, что вы со мной согласитесь.

Спасибо!

Владимир Байков   14.11.2012 22:39   Заявить о нарушении
Да, в этом отношении я с Вами согласна - дома у компьютера, даже со своими единомышленниками, совсем не то, что в зале. Там возникают непередаваемые ощущения, общее дыхание зала, живая человеческая связь между артистами и публикой и т.д. Особенно это у нас, у русских. Есть такое слово - соборность". Говорят, оно одно из тех, что не переводится на иностранные языки.
Но спектакль-шедевр можно смотреть все же отстраненно на экране, с учетом таких погрешностей.

Татьяна Кузнецова 4   14.11.2012 23:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.