Не детский вывод из моих охотничьих историй

 Не детский вывод из моих охотничьих историй.


    Дело было вечером.
  Сижу за компьютером, читаю рассказ Тургенева И.С. «Ермолай и мельничиха», и вдруг мне вспомнилось свое детство и мой первый охотничий опыт.  Почему это мимолётное воспоминание побудило меня набрать в поисковом окне;- «охотничьи истории», до сих пор не пойму.
Буквально за секунды на экране, среди множества подсказок, вижу: « Детские охотничьи истории», автор  Леонид Маслов»
Начал читать:
      «…У моего деда в его бакенщицком домике на стене всегда висело два ружья: одностволка и двустволка. Помню, что уже чуть не с десяти лет любой из нас, дедовых внуков, мог взять любое ружьё с патронами и пойти на охоту, всё это было как-то само собой…»
 Пока читал эту зарисовку меня  в мозг  «торкнуло» желание рассказать и о своей охоте.
 

А  как говорят классики, откладывать такой позыв нельзя, ибо:  пиСать,  как и пИсать, надо,  когда уже не в мочь.
 Сейчас я вспоминаю,  как в далеком детстве  мне всегда не хватало дня чтобы всё успеть:  задания матери выполнить; – в огороде  лук полить, воды, дров в дом наносить, коз с пастбища встретить, а зимой ещё и других забот множество.
 А между этим ещё хочется успеть со своей ровней  в «войнушку» поиграть, а между тем  и подраться, а вечером, если «рвани за проделки не будет», то у матери отпроситься  в кино со взрослыми парнями за четыре километра махануть.
 А если летом, то после кино  совершить попутно  ночные вылазки в чужие сады-огороды  за репой-морковью, яблоками – вишнями ( там вкуснее ).
    Ещё, начитавшись по ночам, мне в детские годы  очень нравилось изображать из себя охотника-следопыта, типа -  Дерсу Узала, или Зеба Стумпа одного из  героев книги  Майн Рида. «Всадник без головы».
«…Всадник сидел, наклонившись вперед, и внимательно всматривался в землю. Нетрудно было определить, чем он был занят. Зеб Стумп догадался об этом с первого взгляда: неизвестный ехал по следу всадника без головы….»

   Поэтому я частенько убегал  в, окружающие нашу деревеньку, леса и промышляя там грибами, ягодами и прочим подножным кормом, изучал  живую природу,  следы животных и птиц , а случалось, и людей.
 Интересно: - Вон там, за Коровьим ручьем сороки-белобоки застрекотали, значит, кто-то идет. Так-так, надо поглядеть и кто же это может быть? Куда пошёл и с чем вернулся?
  По весне,  за деревней, на  поле у старых пшеничных или ячменных копен  любили под весенним лучистым солнышком мышковать лисицы.
    В конце марта или  начале апреля, когда снег на полях почти стает, у этих копен начинали кучковаться  на весеннем току тетерева.
 Как-то, задумав пойти на «тока», я загодя сделал из упругого верескового (можжевелового) ствола  лук.  Натянуть на лук тетиву из просмоленной льняной дратвы  я попросил своего соседа Юру Иванова, который был  силен, как бык.
 
 Когда лук был готов, я, самолично, ножом, изготовленным из обломка косы, сделал три стрелы с оперениями из перьев куриц и с наконечниками  из тонких,  длинных (щепяных)  гвоздей.

 С этим вооружением, как заправский лучник, я  вышел за амбары и там пристрелял своё оружие.
 За день тренировки приноровился попадать в мишень из газеты, но  при этом одна стрела сломалась.

Проснувшись ни  свет, ни заря,  начал собираться  на охоту.
  Мать мне запретов  не чинила, только сказала:
 -Ступай, ступай, охотничек. Убей время и ноги. Да, далеко- то не забредай. К завтраку приходи.
Утро было туманным.
 До  опушки леса  я дошел незамеченный, ни людьми, ни лисицами, ни тетеревами.
Услышав, кудахтающее,  "ко-ко-ко" самки,  я определил, где примерно находится  ток и осторожно, почти ползком,  стал подкрадываться от копны к копне,  всё ближе к  самке.
  Между тем, туман стал слегка редеть, и я увидел самку, и, что туда же, на голос самки, подлетели ещё несколько тетеревов.
 Через некоторое время самцы начали своё, сначала невнятное, бормотание, а потом все громче и звонче.
   Сижу около копны, а до тетеревов и десяти метров нет. Кажется, что одной палкой можно зашибить сразу двух птиц.
    Терпения  уже совсем не хватает. Во всем организме  вспыхнул древний инстинкт, охотничий азарт.
     Но нет!!! Надо драки дождаться.
А тетерева уже начали свой боевой клекот, друг перед другом по кругу подпрыгивают.
    И тут начался бой, только перья в разные стороны.
   Ну, всё думаю, надо стрелять, пока они дракой заняты и не слышат.
Натянул тетиву, аж,  до самого плеча,  прицелился в  самого большого тетерева.
Из всех сухожилий и своего сознания, затаив дыхание, стараюсь под крыло тетерева наконечник стрелы нацелить.
 Раз, и стрела ушла в цель, но  вонзилась … в копну, не причинив никакого вреда драчунам.
  Осталась последняя стрела. Промазать нельзя.
 И тут я вижу: на соседнюю копну сел, только что подлетевший тетерев.
 Сел и начал оценивать обстановку, с намерением ввязаться в драку.
Только он взмахнул свои крылья, я  пустил свою стрелу и всадил её ему прямо под крыло.
 Тетерев упал, запрыгал боком в попытке взлететь, но снова упал и захлопал крыльями.
  Тут-то я  и набросился на него,  придавил коленом и  ударил концом лука  по голове.
 В пылу сражения с птицей я не видел, как разлетались тетерева, только слышал шорох их крыльев над своей головой.
    Домой  на завтрак я успел. Хотя был мокрый с ног до головы, но  счастлив,  даже выше головы.

На следующий день, среди  голодной послевоенной весны, по всему нашему домишку запахло ПИРОМ.  На завтрак был благоухающий суп из тетеревиных потрошков, крыльев, ног и головы, а на обед и ужин жаркое.
- Ешь, ешь, до отвала, добытчик - говорила мне  мать, радуясь  моей удаче,  с наслаждением прихлебывая вкуснятину, которая вчера ещё летала и даже планировала  вступить в яростный бой с соперником.
 Хороший был тетерев, но вчера ему не повезло.
Повезло вчера мне.
 А по деревне, от дома к дому, уже катилась людская молва:
"-А ты, Марья, чула, чё Шурка- то Лизин утворил? Вчерася он из самодельного-то лука  тетерева на смерть стрилил.
-Домна! Мне утром Марья сказывала, шо, Шурка Лизы Жгутовой тетеревов штук много на току изловил, и кажись,вроде как однеми голыми  руками.? Ты- то не чула????
- Я сей час до Олёны Митревны добегу,она всё знаёт. Скажот поди...."

                Вместо послесловия

    Другой такой удачной охоты у меня больше  в детстве не получилось, хотя желание такое имелось.   
     Как-то, примерно через год после моей удачной охоты,  на колокольне  заброшенной церкви мои друзья нашли малокалиберную винтовку, но без приклада.
    Я взялся рукодельничать;  сделал приклад, врезал туда ствол с патронником и  пошел в лес. У меня было три патрона. Прикарманил их на стрельбах во время урока по военному делу.   
    Пристреливал я свою винтовку, недалеко от того места, где  добыл свою первую  птицу «счастья».
    Вспоминая свою «славную охоту»,  имел твердое намерение  сходить с этой винтовкой наступающей весной  на настоящую тетеревиную  охоту.
 Но вот беда, у меня не было патронов к винтовке.
 В нашем сельмаге в те времена, без всяких разрешений, свободно  продавались  ружья, по цене в 160  рублей сталинскими деньгами, а потом, хрущевскими, но уже по 16 рублей.
 Там же  можно было купить, порох, гильзы к ружьям, дробь, и даже приспособления для снаряжения патронов, а вот патронов к малокалиберным винтовкам там не продавали.
За ними надо было ехать в город Череповец или Вологду.
    Но вот незадача, в Масленицу вынес я  эту винтовку перед народом похвастаться.
    У одного мужика оказались патроны и мы, парни со всей деревни, начали за деревенской  околицей стрелять по бутылочкам аптечным и старым шапкам.
У меня получалось метче всех.
Однако, не прошло и недели,  как к нам домой пришёл участковый милиционер Шохин и забрал эту винтовочку.
    Мать с радостью отдала ему винтовку: --«Возьми, возьми её, ради Христа, а то не ровён час, не велик ишо  умишко-то у моево Шурки».

Больше  я  эту винтовочку  не видел, но и претензий ко мне тоже не было.
 Вот так, «сдали» меня моментально вместе с винтовкой.
       Из этого я сделал вывод на всю жизнь.
В это время мне уже было, наверное,  12 лет.
       Но так уж сложилось, что патроны этой весной оказались у того, кто позавидовал мне и видимо  подумал:
-  У меня есть патроны, но нет винтовки. А раз у меня нет винтовки, так  пусть и у Шурки Жгутова её не будет.
И на ближайшей встрече с участковым милиционером, он по секрету поведал ему:
  - Опасаюсь я.  Как бы чего не случилось в деревне?  У  Жгутова есть винтовка.
 А на Масленицу он с парнями стрельбу в деревне учинил.
 Он только Шохину забыл сказать, что патрончики-то  для  этой стрельбы по мишеням, сам же нам и принес из своих запасов.
 Из этой истории с винтовкой  вывод я сделал однозначный : -  Предают только те, кто рядом.
    Желаю всем хорошей Охоты.
 А охотничье оружие и боеприпасы к нему держите в сухости и недосягаемой сохранности. 


Рецензии
Приветствую, Александр!
Как всегда, отмечаю совершенную самобытность
твоего повествования. Очень всё родное,
близкое, пережитое, знакомое...
Спасибо!
Жму руку,
Юрий.

Михайлов Юрий   29.01.2014 22:21     Заявить о нарушении
Благодарю тебя Юра за теплоту твоих слов и оценку моих попыток письменно восстановить память о былом.
А в подарок тебе я дарю тебе своё фото, и аромат свежезапеченой птички.
Глянь снова пожалуйста в начало рассказа.
Искренне Саша.

Александр Жгутов   29.01.2014 23:40   Заявить о нарушении
Спасибо, дорогой, Саша!
Здоровья и творчества!
Ю.М.

Михайлов Юрий   30.01.2014 11:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.