Мистическое чувствознание- языческий опыт

   
Термин «чувствознание» закрепился в современной мистической литературе благодаря труду супругов Елены и Николая Рерихов «Живая этика». Однако феномены, которые мы отнесем к этому классу, широко известны в мистериальной литературе с незапамятных времен . 
Чувствознание в мистике выступает как важный инструмент постижения действительности. Ряд видов мистической практики целиком основывается на деятельности этого типа ума: целительство, магия, языческие формы, ведовство, колдовство и т.п. Большое внимание чувствознанию уделяется в оккультизме, тантризме, тибетской йоге и других телесно-ориентированных системах. Однако он хорошо известен и в религиозных практиках отшельников, исихастов, старцев, и в опыте искателей духовных истин всех направлений.
Нередко именно феномены чувствознания считаются собственно мистическими, а иные формы мистики – лишь дальнейшей обработкой и осмыслением этого первичного опыта.
Феномен чувствознания чаще всего проявляется в экстрасенсорном восприятии, ясновидении, яснослышании, дальновидении и тому подобных формах внечувственного образного познания. Это познание имеет ряд характерных особенностей: оно осуществляется  помимо традиционных органов чувств;  отличается  феноменом «непосредственного созерцания умом»; характеризуется способностью свободно перемещаться во внутреннем пространстве; позволяет видеть и слышать отдаленные объекты и события; позволяет воспринимать те характеристики реальности, которые лежат за пределами диапазона восприятия органов чувств.
Нередко чувствознание выражается в психометрии – восприятии прошлой истории людей  и  объектов. 
По своей форме элементы чувствознания – типичные ощущения и восприятия, но с особым содержанием,  способом манифестации и более красочные, фантазийные.
Понятие чувствознания  можно сопоставить с известным в науке  понятием «сенсорный интеллект». Однако чувствознание -  не просто интеллект, опирающийся на данные внешне ориентированных органов чувств. Феномен чувствознания демонстрирует соединение текущих восприятий и ощущений с прошлым опытом субъекта. Субъективный опыт является своего рода матрицей, благодаря которой расшифровывается значение сигнала. При этом в качестве субъективной матрицы используется не столько прижизненный опыт личности с его культурными символами, сколько иные системы расшифровки информации. Это преимущественно изначальные, данные до опыта, врожденные схемы познания действительности.
Чувствознание – весьма загадочный феномен, которому еще не подобрано удовлетворительных объяснений. В современной  литературе он часто рассматривается лишь описательно: приводятся факты чувствознания, обсуждается их объективное соответствие,  рассматривается связь с другими впечатлениями и т.д.
Нередко субъектов, имеющих образы чувствознания, подвергают пристрастной проверке, подозревают в подлогах и шарлатанстве. Однако сегодня уже редко спорят о реальности этих явлений, так как имеется достаточно протоколированных и достоверно описанных фактов. Феноменам чувствознания стали больше доверять и использовать в практике, в частности, следственной и  розыскной.
Частично внимание к чувствознанию основано на доверии к авторитету великих ясновидцев недавней истории, таких, как  Ж.Д*Арк, Сен-Жермен, С.Радонежский, С.Саровский, Св.Августин, Абеляр, мать Тереза, Рамачарака, Вивекананда, Д.Андреев, Е.Рерих, Е.П.Блаватская и т.д.
С другой стороны, есть добросовестные исследования чувствознания и его возможностей, например, в феноменах типа Р.Кулешовой, сверхспособностей одаренных людей и т.д.
Здесь мы не будем обсуждать проблему достоверности данных  чувствознания  и доказательств его существования. Нас больше интересует возможный  механизм этого феномена. Для его объяснения мы привлечем ряд характеристик и устойчивых проявлений чувствознания, отмечаемых  независимыми авторами.
Как показывает практика, чувствознание оперирует одновременно данными внешних (экстерорецепция) и  внутренних сенсорных сигналов (интерорецепция). Эти сигналы часто сливаются в сознании субъект до неразличимости  их источника.
Другая особенность заключается в особом режиме деятельности  внешних и внутренних органов чувств, отличающемся от режима  обычного сенсорного восприятия. Мы подробнее остановимся на этом, так как видим здесь возможное объяснение ряда свойств чувствознания.
Во-первых, происходит сенсибилизация внешних органов чувств, вплоть до необычайного снижения порогов чувствительности. Снижение порогов характерно и для интерорецепторов, так что их показания воспринимаются сознанием гораздо точнее и полнее.
Благодаря снижению порогов субъект воспринимает те характеристики физического мира и собственного тела, которые обычно лежат за пределами ощущений: расширяется восприятие  видимых излучений в сторону инфракрасного и ультрафиолетового спектра, слышимых звуковых волн в инфра- и ультразвуковом диапазоне и т.д. Благодаря этим эффектам субъект может созерцать внутренние структуры тела: пресловутые чакры и энергетические каналы, перемещение в теле разнообразных огней, ауры и т.п. Во внешнем мире чувствознание позволяет воспринимать те физические величины, которые «очам земным не видимы».
Возможность расширения диапазона восприимчивости органов чувств уже не оспаривается в психологической литературе. На сегодня также показано, что в организации восприятия внешнего мира может участвовать практически любая ткань человеческого тела.
О возможности реагирования органов и тканей человека на всевозможные характеристики невидимого диапазона физического мира свидетельствует большое число современных исследований в области биофизики и биохимии. Организмы и их ткани чувствительны и дают строго определенный ответ на атмосферические, магнитные, гравитационные воздействия, воспринимая широкий спектр гелиогеокосмических факторов. Реакции на эти факторы дают мембраны и ядра соматических клеток, клеточная жидкость, стенки сосудов, клетки миокарда, клетки мозга и корковой мантии, клетки периферической нервной системы, внутриклеточные структуры, отдельные химические соединения.
На наш взгляд, изменение порогов чувствительности органов чувств – одна из причин манифестации чувствознания. Можно также предполагать, что чувствознание является своеобразным отражением в сознании тех изменений, которые происходят с органами и тканями в ответ на физические воздействия природных и космических сил.
Во-вторых, для чувствознания характерна синхронизация сенсорных сигналов из внешних и внутренних рецепторов. Мы полагаем, что синхронизация может создать известное явление «непосредственного, прямого усмотрения умом» внешней реальности, минуя интеллектуальное осмысление.
Для чувствознания также характерен феномен, известный в художественном творчестве,  – синестезия, движение сигнала одной модальности по другим сенсорным модальностям. В этом случае субъект способен дешифровать в языке  слуховой или зрительной модальности те сигналы, которые прямо не воспринимаются органами чувств.
Превращения и движение сигнала  практически по всей сенсорной системе приводит к его обогащению и тем самым – развитию информационного содержания.
Таким образом, чувствознание  можно считать опытом восприятия, осуществляемого в особых условиях сверхсенсибилизации не только систем первичного познания действительности, но и других тканей тела. Ряд феноменов чувствознания вполне может быть истолкован в этой парадигме.
Мы считаем, что не следует смешивать обычный сенсорный интеллект, даже хорошо развитый у художественных натур, у представителей ряда практических профессий, с мистическим чувствознанием.
Разница здесь в том, что феномены чувствознания возникают спонтанно, без всяких тренировок, зачастую - у совершенно не готовых к ним субъектов. Далее, нет никаких признаков, по которым можно было бы строго отличить способных к проявлениям чувствознания от неспособных. В отличие от этого сенсорная одаренность или избирательно врождена, или требует длительного упражнения в соответствующей деятельности.
В чувствознании присутствует  не только необычайная  восприимчивость всего организма, его тканей и покровов, но и «интеллектуальная, мозговая компонента» - умственная схема интерпретации всех сигналов. Эта схема и есть главная загадка.
Субъект не вырабатывает ее путем научения, как новый функциональный контур познания. Этот контур есть как изначально данный план ума. Сигнал поступает в этот контур и субъект – до всякого опыта и обучения – знает, что он означает. Он знает это так же непосредственно и точно, как мы знаем, что видимый нами лист бумаги -  белого цвета. Это знание кажется ему дарованным, потому что в прижизненном опыте оно было ему неизвестно.
Таким образом, мы предполагаем: феномен чувствознания  выявляет имеющуюся у человека врожденную систему накапливания и понимания сверхсенсорных сигналов  из  мира иных величин и измерений. Можно предположить, что эта система описывается в индуистской и ведантистской практике как параматман – изначальный разум тел, ветхий деньми, старый завет и т.п.
Выражение «мир иной» мы используем не как синоним виртуального мира неведомых форм жизни или загробных планов.       Мы полагаем, что  это мир тех физических характеристик, которые в норме не  воспринимаются человеческими организмами (инфра- или ультрадиапазон); отличаются незначительными колебаниями (гравитационное поле, магнитные колебания); крайне редко встречаются в наших условиях обитания (гамма-излучение)  и т.п.
Мы предполагаем, что пробуждение системы чувствознания  связано со значительным усилением соответствующих характеристик геофизического фона, на  восприятие которых эта система настроена. По-видимому, это древнее эволюционное приспособление, и пробуждается оно в периоды действия сверхординарных для организма факторов.
При этом мы настаиваем, что эта система отображения есть у человеческих и животных организмов, и она не изобретается мистиками. Эта система позволяет животным точно ориентироваться в геофизических параметрах, предчувствовать природные катаклизмы, использовать геокосмические характеристики для организации видового поведения (миграции, сезонная активность).
Эта сигнальная система - не искусственная система ориентации, как, например, выработанный в ходе тренировок сенсорный контур регулирования. Мы полагаем, что эта система действует постоянно, но в норме ее деятельность не сознается. Ее сигналы осознаются тогда, когда параметры среды обитания  представляют угрозу существованию или настраивают организм на ритмические, связанные с сезонами формы активности.
Частично наше предположение подтверждается известными  фактами реагирования живых организмов на колебания геокосмических параметров, на которые мы указали выше.
Предположение о наличии  подобной системы ориентации  помогает объяснить почти математическую ритмику во всплесках феноменов чувствознания, которые, подобно эпидемии, охватывают большие массы людей. На данное время достоверно доказана связь этих всплесков с астрономическими событиями: крупные солнечные вспышки, потоки галактического излучения, вспышки сверхновых и т.д. Эти события отличаются регулярностью и высокой точностью сроков.
Отметим, что эта связь была известна египетским жрецам еще со времен Трисмегиста Великого, о ней знали брамины Индии, средневековые мистики и т.п.
Мы  можем предполагать, что у организмов существует система реагирования на базовые параметры геофизической среды, проявленная на всех уровнях организации живой системы, от молекулярного до системного. Эта система реагирует именно на геофизические характеристики, поэтому при ее активации в уме мистика всплывают представления космогонического и планетарного характера. Это – весьма распространенная тема в случаях манифестации чувствознания.
Образы чувствознания не сразу становятся понятными для посвящаемого интеллекта. Их фантастический характер общеизвестен. Однако посвященные высоких ступеней научаются извлекать из них весьма интересную информацию об устройстве организма и окружающего физического мира.
Мистики Индии знают о космических ритмах, водах Калахамсы, Водах Жизни, Великих приливах Мирового океана, ритмах Мировой Пралайи и преображающей роли этих волн жизни для тел Земли. В современной мистической литературе концепцию космогенеза и тесной связи любой жизни с планетарными силами изложила Е.П.Блаватская в одном из томов «Тайной доктрины» - в томе  «Космогенез».
Однако чувствознание может пробуждаться не только в связи с геофизическими сроками, но и в минуты опасности для жизни. Эти факты мы обнаруживаем в литературе, посвященной изучению  кризисного реагирования, состояний клинической смерти и т.п. В этих состояниях нередко проявляются паранормальные феномены по типу чувствознания.
Известно также, что пробуждение этой системы возможно искусственным путем, при помощи аскезы, депривации, упражнений на «сосредоточение огня» и других телесных практик. 
Не исключено, что уфологические феномены с их подчеркнутой космической тематикой также выявляются при помощи указанного механизма. В этом ключе истолковал свой опыт исследования контактов с космическими пришельцами Дж.Килль.
Известно, что способность к чувствознанию сильнее проявляется в определенные периоды жизни, на которые указывает эзотерическая и астрологическая литература, например, пресловутый возраст Христа, возраст 40-летия и т.д.  Мы полагаем, что это можно объяснить разной реактивностью старых и молодых, здоровых и больных клеток и тканей на постоянные геокосмические параметры. В частности, установлено, что клетки проявляют разные реакции в зависимости от их возраста. Устойчивее всего ткани и клетки среднего возраста. Так как у разных клеток есть свои строго определенные сроки жизни, от нескольких дней, до семи лет, то привязка манифестаций  чувствознания к астрологическим периодам жизни человека может быть понята строго научно.
Таким образом, мы считаем, что чувствознание как особое свойство ума является отражением в сознании биологической реактивности организма на окружающие природные факторы обитания, опирается на врожденные системы реагирования, имеет значительную инстинктивную основу и направляется тем, что мы могли бы обозначить как «разум тела  природы».
Здесь мы оставим без анализа вопрос о физиологических структурах, входящих в эту систему. В мистике, оккультизме, тантризме достаточно сведений о чакрах (ганглиолярной нервной цепи), чаше Востока (солнечное сплетение), круге мыслей (лимбическая система), образующих общее «тело природного ума», праматмана. Мы можем полагать, что это тело – реликт  эволюции, изначальный совершенный разум «древнего человека», общеродовой и неизменной эволюционной основы.
Мы предполагаем, что это его евреи называли Адамом,  египтяне изображали собакоголовым богом  Анубисом, а в Индии он - помощник Рамы, священная  обезъяна  Хануман. В оккультизме 19-го – начала 20-го века его называли «тибетцем».
Для нас интересно то, что чувствознание позволяет по-новому поставить  психофизическую проблему. По-видимому, возможности человеческого интеллекта воспринимать иные физические измерения гораздо шире и глубже, чем мы представляем. Можно предполагать, что мозг способен воспринимать и дешифровать информацию, которую запечатлевают органы и ткани  тела.
Однако этот опыт требует определенной тренировки. Путь интеллекта в материи, его способность заглянуть за завесу невидимого, увидеть жизнь материи и наблюдать материальные превращения - этот блестящий опыт для интеллекта, - невозможен, если он не следует врожденными путями природного ума, не запоминает тонких и весьма мимолетных связей. Е.П.Блаватская, излагая древние тибетские поучения для учеников тайной мудрости,  пишет, что ученик должен стать послушен и мягок, тогда природа откроет ему свои тайны – великая Изида  пустит человека в свои чертоги .
Не случайно прохождение интеллекта в лабиринтах материи называют чистилищем. Чувствознание – тягостный опыт, черный хлеб, это распятие ума на кресте материи и пространства. Пройдя чистилище, интеллект становится гораздо тверже и надежнее.
Для нас же чувствознание всегда останется чудесной способностью человеческого организма, позволяющей его интеллекту непосредственно прикоснуться к метафизике бытия, реально воспринимать геокосмические параметры, обнаружить и исследовать глубинные ритмы вечного обновления природы.


Рецензии