Е. и Н. Рерихи и мистицизм

Наиболее известен 18-томный труд супругов Рерихов - «Живая этика», или «Агни-Йога». Этот труд называют новой религиозной системой, новым мышлением, космопланетарным откровением, но это скорее философская система, пытающаяся увидеть связь жизни на планете и космоса, проследить преграды для реализации конкретной жизни, обсудить основы нравственности и психогигиены.
Публикация этого труда началась в 1926 году в Риге томом «Беспредельность». Затем до конца сороковых годов выходили том за томом. Исследователи творческого наследия Рерихов часто обходят вниманием этот труд, видимо, в силу его откровенной мистичности.  Вместе с тем он считается  серьезным вкладом  в  мировую духовную традицию. На наш взгляд, необходимо внимательное осмысление этого произведения – одного из самых  необычных  образцов творчества, вскормленного Петербургом.
«Живая этика» Рерихов не породила ни большого числа последователей, ни сколь ни будь заметной критики. Хотя в 90-е годы в России «Живая этика» была опубликована целиком, и даже не одним издательством, сегодня в интеллектуальных кругах она мало популярна. В некоторой мере на нее опираются идеологи запрещенной тоталитарной секты «Белое братство», что бросает тень на этот труд.  Таким образом, самое возлюбленное детище семьи Рерихов  оказалось за пределами культурного процесса, духовной традиции Петербурга и России в целом. Попробуем найти объяснения этому факту.
Во-первых, откровенный мистицизм текста, написанного – по заявлению авторов – под незримым духовным руководством Великих Махатм Тибета. Отметим, что для петербуржанина, живущего в «самом умышленном городе» (Ф.М. Достоевский),  мистика привычна, как тусклое небо над головой. Но мистика Рерихов – иноземная, восточная, в ней чуждый русскому дух. В ней нет принятого в православной традиции бога, но есть небесное мировое правительство; нет ангелов и благотворящих духов, но действуют развоплощенные души Великих Посвященных; там и сям в них творит космический луч и светоносная материя, а вместо привычного дьявола человека искушает низший мир плотной субстанции.
Рерихи предлагают осовремененную, наукообразную религию буддистского образца. Это слишком сложно, нередко – чуждо  для нашей культуры, нашего менталитета.  Рерихи пытаются привить восточный цветок на нашей  почве,  обогатить наше мировоззрение мудростью Древнего Востока, однако это воспринимается как  вызов. «Агни-йога» Рерихов вызвала бурю протеста в русских православных кругах. Несколько видных богословов посвятили свои работы критике их труда. В 90-х годах была проведена серьезная эспертиза всего учения и  специальной энцикликой  православной церкви оно было осуждено как ересь.
Что же такое – «Живая этика»? Невинная популяризация буддизма или направленное против православия религиозное реформаторство?  Отвлеченные философские размышления о самых общих проблемах бытия  или учебник для ищущих Пути? Сами авторы считали, что  это – заявка на новое мировоззрение будущей эпохи. Они называют свое учение синтезом всех гуманистических исканий человечества. По их замыслу, учение должно органично сплести религию, этику, психологию,  науку в глобальной системе представлений. Оно должно помочь человечеству соединить небо и землю, человека и бога, природу и людей, этику и политику, науку и религию.
Однако само учение – не сборник полезных сведений, это скорее крупные планы того глобального синтеза, как его представляют авторы. Трудно спорить с человеком, который в муках выносил свою собственную, для него непротиворечивую систему представлений. Однако творчество человеческое судимо. Тот синтез, который предложили Рерихи, зачастую кажется эклектикой, он уязвим как в целом, так и в частных вопросах.
Время покажет, выдержит ли труд Рерихов справедливый груз критики, которую можно выдвинуть по многим аспектам учения. Однако отметим, что это – масштабное, сложное, полифоническое религиозно-философское сооружение, заслуживающее  внимания если не как новая религия, то хотя бы как честное описание духовного поиска мужественных и нравственно  ориентированных людей. 
Том за томом мы наблюдаем, как расширяется и обогащается их сознание; наглядно видим, каким образом они пытаются вплести в него те принципы, на которых зиждется их нравственность, образованность и здравый смысл. По сути, перед нами – многотомная книга евангелического типа, книга о пути познающего и страдающего ума, ищущего понимания и вмещения своего опыта. Та мировоззренческая система, к которой в итоге пришли авторы, может быть отвергнута читающим, однако он не может не увидеть, что к истине ведет извилистая тропа, и стремящийся к вершине должен дорого заплатить за конечное понимание.
Супруги Рерихи – люди глубоко верующие, но для них бог – это реальная внутренняя сила человека. В своем труде они пытались показать, как открыть его в себе, как воспользоваться его силой. Безусловно, такое обращение с богом не могло понравиться церкви.Церковную критику труда Рерихов изложил дьякон А.Кураев в двухтомнике "Сатанизм для интеллигенции".


Рецензии